Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема классификация наук.




Проблема классификации наук – раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд. Поскольку наука представляет собой развивающуюся целостность, возникает проблема периодизации. Первая попытка классификации наук принадлежит Платону (5-4 века до н.э.). В основе разделения наук он поставил различные способности человека: познание в понятиях, чувственное восприятие, воля и желание.

Аристотель всё знание в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель разделил (по его предмету) на три части: а) "первая философия" (впоследствии " метафизика ") - наука о высших н ачалах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) математика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал орудием всякого познания. В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв) Бэкон в зависимости от познавательных способностей человека (таких, как память, рассудок и воображение) разделил науки на три группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или "философия" в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще. В составе "философии" в широком смысле слова Бэкон выделил "первую философию" (или собственно философию), которую подразделил на "естественную теологию ", " антропологию " и "философию природы ". Антропология разделяется на собственно "философию человека " (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на " гражданскую философию" (т.е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе " умственные орудия ", которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений ("идолов"). Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, иерархии форм знания, он свою философскую систему разделил на три раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; б) Философия природы; в) Философия духа. Философия природы подразделялась далее на механику, физику и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделение содержит, по крайней мере, две важные и позитивные идеи: направленность против механицизма; подчеркивание иерархичности – расположение сфер природы по восходящим ступеням от низшего к высшему. В XIX в. О. Конт разделил все науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, разделил на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки представил в виде ряда наук, построенных по степени абстрактности и сложности, причём движение шло от абстрактного к конкретному и от простого к сложному: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. При этом философии, как науки, не было. Его классификация статична, зато он доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь. Осмысление необходимости разграничения естественных и социальных наук приходит в XIX в (Дильтей). Неокантианцы Виндельбанд и Риккерт клали в основу деления объект и метод познания. Последние отдавали предпочтение методу чтобы не вносить лишней путаницы. В настоящее время различают на основе предмета исследования: естественные (природа); общественные (общество); технические (искусственные объекты), гуманитарные (ценности общества), антропологические (объект – человек), математические (количественные характеристики бытия). По удалённости от практики: фундаментальные (теоретические, цель - истина) и прикладные (технические, цель – практическое применение). По поводу классификации наук дискуссия продолжается, господствующим является принцип дальнейшего дробления их по основаниям, прикладной роли и т.п. Классификации наук имеет большое значение для организации научно-исследовательской, учебно-педагогической и библиотечной деятельности.

4.Наука и философия: исторический аспект взаимодействия.

Древняя философия и ранняя наука (VII-III в. до н.э.) возникли в одну историческую эпоху, вместо изживавших себя форм древнего мировоззрения, прежде всего - религиозно-мифологического. Проявление этого: рациональный подход к миру, поиск объективных сущностей и законов бытия. Это философия и наука могли дать только сообща. Почетную роль начинает играть разум, рациональное, опирающееся не на авторитет традиции, а на здравый смысл, опыт практической деятельности, на рассуждение и доказательство. Правда знание нередко было синкретичным, соединяющим в себе и рациональный подход, объективное знание и традиционную веру. Философией создаются исторически первые теоретические, понятийные системы, отражающие существенные и необходимые свойства естественных процессов и причины реального, существующего, происходящего. Наука, развиваясь в русле данной философской установки, также создает свои теоретические системы: Гиппократа, Аристотеля. Евклида. Птолемея, Галена и др. Благодаря этому формируется новый вид знания, а именно знание системное, обобщенное, доказательное и выводное, основанное на эмпирическом опыте. Философия при этом, как продемонстрировали Платон, Демокрит, Аристотель, осуществляет теоретический синтез всего наличного знания, создает обобщенные картины действительности, включающие научное и обыденное познание: всё познание развивается под эгидой философии. В средние века статус философии и науки существенно понижается, они полностью подчиняются теологии. Научное исследование естественных процессов не востребовано средневековьем: всё подчиняется воле божества. Философия все больше становится оторванной от действительности, от ее анализа и изучения. Она обосновывает главенство теологии и односторонность, недостаточность научного познания. Это приводит к господству схоластики с применением усложненных и канонизированных форм рассуждения, дискурсивно-логических способов доказательства, диспутом, столкновением аргументов и контраргументов. Возрождение: освобождение мыли, открытие человека и естественного, рационального. И далее - Новое время. Это обусловлено формированием классической науки, возникновением эксперимента. В науке утверждается требование к исследованию: обязательность проверки теории экспериментом с применением математических средств и средств измерения, которые обеспечивают точность и строгость доказательства и исследования. Эффективность модернизированного научного познания была подтверждена выдающимися результатами, Галилея, Ньютона, Гюйгенса, Бойля и др. Наука впервые образовала собственную систему познания, утверждая тем самым свою самостоятельность по отношению к теологии и философии, и это произошло благодаря не только развитию точного измерения, эксперимента, но и созданию подтвержденных фактами теорий, каковой стала, например, ньютоновская механика. Начинается процесс дифференциации - освобождение специальных наук из-под "теоретической власти" философии. Борьба не только против пережитков схоластики, но и против чисто умозрительного способа философского познания. Эта борьба науки с философией и утверждение теоретической самостоятельности науки продолжалось в XVIII, XIX вв. Тем не менее еще в XIX веке спекулятивные натурфилософские системы, например, Гегеля и Шеллинга, занимали довольно прочные позиции. В 20 веке перевес в споре о состоятельности и практической значимости принадлежал науке. Она убедительно доказывала свою познавательную мощь; результаты научно-технического прогресса оказали прямое воздействие на развитие государств, которые в конкурентной борьбе вынуждены большую долю национального бюджета тратить на науку, создание новой техники и технологий. При этом философия вынуждена формировать концепции и методы и даже проблемы с оглядкой на науку. Современное противостояние выражается в попытках подчинить науку (религиозная философия), развенчать её, доказать её недостаточность (антисциентизм). Напротив: попытки абсолютизация науки и ликвидация философии как помехи, её реорганизация. Можно рассматривать философию как связующее и упорядочивающее звено. Равноправные отношения с наукой возможны только в рамках рациональной философии. Сциентизм же не совместим с культурой и искусством. Взаимодействие Ф и Н включает не только вопрос статуса. Это формы культуры. Также, будучи самостоятельными видами познания, они взаимодействуют, влияют друг на друга, способствуя тем самым развитию познания в целом.

5.Наука и паранаука: сравнительный анализ.

Вненаучное – то, что лежит за пределами науки и не претендует на научность. Пути постижения объекта, например, у искусства и науки разные, поэтому искусство не претендует на статус науки и художники не стремятся к тому, чтобы их называли учеными. Антинаука не маскируется под науку, открыто заявляя о неспособности науки постичь истину, отвечать запросам человека, предотвратить негативные последствия внедрения научных открытий в практику. Но сегодня, когда статус науки достаточно высок (иногда высказывание "это – научный факт" – весомый аргумент), а на некоторые направления науки выделяются значительные средства, появляется много теорий, претендующих на научные, но таковыми не являющиеся. Их выявление важно, но сложно, ибо не всегда теорию можно проверить. Отличия науки: Одно из требований науки – воспроизводимость результатов. Сделанное открытие приобретает статус научного факта лишь в том случае, когда оно воспроизведено другими учеными, независимо от тех, кто сделал это первоначально. Наука – это знание рационализированное, логически непротиворечивое, выраженное в общих понятиях, знаково-символической форме. Философия Н должна исследовать популярность паранаук.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных