Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перспективы развития науки в ХХI веке. Пути развития российской науки.




Ближайшие перспективы науки: суперкомпьютеры; квантовые компьютеры; развитие средств коммуникации; нанотех; работа с графикой; космотех, полеты; биотех; энергетика и транспорт; автоматизация, роботизация; медицина. Более глобально: смена научной парадигмы, уточнение законов. Парадигма по Куну, - «Признанные всеми научные достижения, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа его дальнейшей практической деятельности». Глобальнее: сингулярности. Проблемы: например объем информации. Россия: надо решить проблемы, реформироваться и развиваться, интегрироваться в мировое научное сообщество. Наука не умрёт – государство не даст.

Этика науки

ЭН - система норм, регламентирующих деятельность учёных, ответственность за результаты научной деятельности, отношения, возникающие внутри научных коллективов. Наиболее актуальна с ХХв. Один из «основателей» - Мертон. Мертон считал, что наука как социальная структура опирается на четыре ценностных императива — универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее Б. Барбер добавил еще два - рационализм и эмоциональную нейтральность. Универсализм тут - внеличностный, объективный характер научного знания. Надежность нового знания определяется только его соответствием наблюдениям и ранее удостоверенным научным знаниям. Универсализм обуславливает интернациональный и демократичный характер науки. Коллективизм - плоды научного познания принадлежат научному сообществу и обществу в целом. Они всегда результат коллективного научного творчества, так как любой ученый опирается на какие-то идеи (знания) других. Права частной собственности на знания в науке не должно существовать, хотя ученые, которые вносят наиболее существенный личный вклад, вправе требовать справедливого, адекватного признания. Такое признание – один из стимулов научной деятельности. Бескорыстность - главной целью ученых должно быть служение истине. Она не должна быть средством достижения личных выгод, а только — общественно значимой целью. Беспристрастность, или нейтрализм - ученый стоит выше политики и пр., служит только интересам истины. Истина дорога ему сама по себе, как бы приятна или неприятна она ни была для кого-нибудь. Ученый не может, не имеет права ни изменить результаты научного исследования; его экспертные оценки и научные выводы продиктованы только научным анализом, а не соображениями вненаучного характера. Организованный скептицизм - запрет на догматическое утверждение истины в науке, профессиональная обязанность ученого критиковать взгляды своих коллег, если на то имеются малейшие основания. Критика – необходимое условие развития науки. Истинный ученый – скептичен и сомневается. Рационализм: наука стремится не просто к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу, истинность которого в итоге определяет научный разум. Эмоциональная нейтральность запрещает использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии, антипатии и другие ресурсы чувственной сферы сознания. История: Толчок развития ЭН - принятие Нюрнбергского кодекса после Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами в августе 1947 года. Нюрнбергский кодекс - первый международный документ, в котором представлены этические нормы для ученых, занимающимися медицинскими экспериментами. В 60 – 70-е годы создаются Общества социальной ответственности учёных. В отдельных отраслях науки осуществляется этическая экспертиза - проверка, которая предваряет исследование, связанное с риском для здоровья, благополучия и достоинства испытуемых. В этике науки представлены внутренние по отношению к науке принципы ответственности учёных: достоверность научных результатов. Учёный должен осуществлять добросовестное исследование с соблюдением методологических и технических норм; запрет на умышленное искажение истины в угоду социальным и другим целям; запрет на плагиат (институт ссылок); за последствия научных открытий. Вопрос - насколько ученые в состоянии предвидеть последствия своих открытий, изобретений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных