Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дофилософское и раннее философское понимание техники.




Модели дофилософской интерпретации техники.1. Архаично-анимистическая. Существовала три стадии каменного века (палеолит, мезолит, неолит) фактически до преднауки. Её постепенная замена происходила в период «неолитической революции» (НР, её время - от Х до III тысячелетия до н. э.), характеризуемой переходом от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. В результате НР изменился характер техники, следовательно, и её интерпретация. Возникла письменность как фундаментальная для цивилизации техника знаковой фиксации речевых сообщений. В архаично-анимистической модели техники не было, как и технического сознания и знания. Эта модель фиксирует и интерпретирует артефакты и технические действия по их получению и использованию, осуществляя это в превращённой и фантазийной формах, поэтому её интерпретация техники в принципе ненаучна или антинаучна. Для осмысления понимания техники в таких обществах «дикости и варварства», предшествующих цивилизации, нужно понять осмысление архаико-анимистический способ видения мира (и техники) и тех людей. 2. Архаично-пантеистическя. В его натуралистической форме пантеизм – объединение бога и мира. В этой модели созрели предпосылки первого этапа формирования технических наук, донаучного развития технических знаний, продолжавшегося до второй половины ХVII в. Появляется техническое сознание. Артефакты и технические действия становятся объектом ранней технической преднауки. Развивается не только письменность, но и системы знаковой фиксации идеальных объектов (геометрические фигуры, числа). Оперирование идеальными объектами носит рецептурный характер. Для лучшего понимания нужно вспомнить достижения той техники и её сакральный характер. Философия, появившись в конце VII – начале VI в. до н. э., прямо касалась проблем, вопросов техники, технического знания. Однако собственно философия техники проявилась на пике расцвета индустриальной цивилизации, поэтому всё до этого периодна дофил и раннефил понимание техники. Отличие: не было требования к технике опираться на научные принципы и знания (инженерная техника). Различают интерпретацию техники у Древнего мира (прежде всего Платоном и Аристотелем), и интерпретацию в религиозной философии Средневековья и далее.

43.«Инженерная» и «гуманитарная» традиции в философии техники. Теоретическая философия техники.

Исторически первая - инженерная ФТ. Рассматривает технику в субъективном аспекте ее возникновения и что вообще является её субъектом. Вроде попытки инженеров выработать философию своей деятельности. Начало положили Ньютон и Бойль. Сюда можно отнести Каппа с его органопроекцией: крючок – изогнутый палец и пр. Таким образом ИФТ - анализ техники «изнутри», интерпретация технического бытия человека в прагматическом мире. Техническое бытие является для ИФТ главным, но при этом мало внимания уделяет связи техники с другими аспектами жизни человека. Гуманитарная ФТ: возникновение техники рассматривается как объективное. ГФТ - совокупность усилий ученых, литераторов, религии и философии (т.е. гуманитарных сфер сознания). Рассматривается связь техники с духовными ценностями. Начало – романтизм, Руссо, экзистенциализм (Ясперс), Гассет, Хайдеггер, Эллюль. Особенно Мемфорд – «Миф о машине». В ФГТ гуманитарное начало важнее технического; подчеркивается значение человеческой способности к творческому отношению к миру: «человек не делающее, а мыслящее существо». Гассет подчеркивает, что человек – материал, и техника – только один из видов самопроектирования.

44.Критика и апология технологического детерминизма. Оптимизм и пессимизм «технического мировоззрения».

Сегодня техника приобретает всё большее значение. Это отражается в теориях социологии и т.д. Некоторые из теорий односторонне толкуют феномены бытия. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических. Соответствующее направление в социальной философии - технологический детерминизм. Общее место этих теорий – техника там - основа всех социальных изменений, влияние Н-Т прогресса на социум, политику, культуру. Раз развитие техники определяет развитие общества, её интересы должны быть главными. Ясно, что факторов на самом деле много (везде есть человеческий), и техника - не всегда главный. Такие теории: Веблен, единого индустриального общества (Р. Арон), стадий роста (У. Ростоу), нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер), технотронного общества (З. Бжезинский). Различия теорий во много можно объяснить тем, что они создавались на разных стадиях Н-Т прогресса. В целом, в них НТП - самодовлеющий фактор, действующий во многом независимо от других социальных обстоятельств и определяющий развитие общества. Они говорят о третьей технической революции – компьютеризации и распространении сетей. Соответственно, возникает принципиально новая организация экономики и быта, позволяющая достигнуть нового уровня и качества жизни. Постиндустриальное общество - общество знаний, высоких технологий и услуг. В общем это развитие теорий противостояния с праздным классом. Конечно, это правда. Но прогресс – только один из факторов. Вообще-то любое мировоззрение оптимистично. Относительно техники пессимизм выражается в технофобии. Вне технологического детерминизма нет тех пессимизма и технофобии – они не могут существовать без техники. Технофобия возможно одно из средств самоконтроля технократии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных