ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Введение: Творческие начала человекаМожно выделить три сферы создания искусственного мира человеком (мира артефактов), или творческой деятельности человека: 1) творение знаний (они идеальны по природе, и их нет в окружающем эмпирическом мире, а их истинность, т.е. соответствие миру, часто недостаточно обоснована); 2) творение чувственно и интеллектуально воспринимаемых идеальных образов в искусствах (поэзия, музыка, драма, скульптура — все это артефакты); 3) творение материальных объектов в технологических процессах (близость естествознания и технологии: познание и создание материальных объектов). Технология творчества в первом значении, т.е. технология создания мира идеальных объектов в виде систем знаний, будет рассмотрена в первых разделах книги, посвященных анализу природы науки, методологии науки, биографии науки, в том числе во взаимосвязях с философией и религией. Технология творчества во втором значении не является предметом настоящей работы. В заключительных разделах книги будет рассмотрена технология в третьем значении, т.е. в наиболее употребительном значении слова “технология”. В данном труде не предпринимается попытка дать скрупулезный обзор различным концепциям, известным в такой области исследований, как философия науки и техники. Автор предпочитает больше смотреть на саму науку и технику, чем на ее отражение в трудах философов науки. Если слишком ориентироваться, как это бывает, на схемы понимания науки философами науки, то получается, что описывается не наука, а ее описание. Другими словами, производится описание описаний. Общеизвестно, что философов науки в основном читают философы науки, а представители собственно науки не столь внимательны к описаниям со стороны “их науки и их в науке”. Данная книга написана преимущественно на материале самой науки, а не литературы о ней. Содержание ее непосредственно связано с вопросами философии и методологии науки, а также философским анализом концепций современного естествознания и технологии. Несколько слов о недавно введенном курсе “Концепции современного естествознания”. Идея введения в программы университетов России этого курса соответствует идеологии высшего образования XXI в. — повышения уровня фундаментальной подготовки специалистов. Латинское слово conceptio имеет буквальный смысл, выражаемый словами “соединение”, “совокупность”, “система”. Основной смысл понятия “концепции науки”, в том числе понятия “концепции естествознания”, — система взглядов, основных идей, постулатов (убеждений), теоретических положений, познавательных принципов и установок, определяющих основной смысл соответствующей области знания. Смысл понятия “естествознание” — знание о естестве, природе, наука о природе. Ранние философы античной Греции называли эту область физикой (греч. physis — природа), позднее вошло в употребление латинизированное слово “натурфилософия”, или “натуральная философия” (лат. natura — природа). В этом смысле, например, название основной работы Ньютона “Математические начала натуральной философии” на языке современной науки было бы близко названию “Теоретические основы естествознания”. Замечу, что практически все учебники и учебные пособия по курсам “Концепции современного естествознания” или “Философия и методология науки” не выдерживают критики в части определений понятий “наука”, “научное знание”, полноты представления и характеристики общенаучных методологических принципов. Создается впечатление, что часть из них написана людьми, не работавшими ни в естествознании, ни в сфере философии науки. В некоторых из них утверждается, что инвариантом научного знания является объективное знание о мире, что научный метод представляет собой единство всех знаний о мире или проповедуется давно изжитый редукционизм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|