Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа первичного взаимодействия – основа познавательных возможностей и содержательной классификации экспериментальных естественнонаучных методов




В первую очередь нужно исходить из того, что фундаментальной основой современного естествознания являются данные, получаемые в процессе экспериментальной деятельности, а теоретические построения — важной, но производной частью в системе естествознания. Такая ситуация связана с тем, что объект-предметной областью естественных наук являются природные материальные образования с их структурой, свойствами, характерными особенностями движения и развития, а не одни только формальные мыслительные конструкты.

В силу этого обстоятельства природа экспериментальных исследовательских методов и должна быть основой содержательного различения, разделения, классификации методов естественных наук. Вполне понятно, что более однозначное и непротиворечивое разделение методов по дисциплинам дает возможность для более определенного отнесения научных знаний к соответствующим дисциплинам или их пограничным областям.

Для конкретизации нашего рассмотрения проблемы предлагается вариант дефиниции экспериментального естественнонаучного метода. предлагаемое определение мы поясним и обоснуем.

В контексте данной работы под экспериментальным естественнонаучным методом понимается способ получения сигнала (информации) об исследуемом природном процессе, объекте посредством специально организованного первичного взаимодействия объекта с прибором с последующим преобразованием первичного сигнала в форму, удобную для восприятия (регистрации, интерпретации и т.п.).

Здесь под понятием “первичное взаимодействие” я имею в виду взаимодействие природного материального объекта (системы вещественно-полевой организации) с другим материальным объектом — прибором (также системы вещественно-полевой организации с известными свойствами, естественного или искусственного происхождения), в результате которого получается первичный (исходный) сигнал, материальный отклик, поддающийся регистрации, преобразованию и т.п.

Методологическая основа настоящей работы следующая: исследовательские, в конечном итоге познавательные, возможности экспериментальных естественнонаучных методов решающим образом определяются природой первичного взаимодействия, реализуемого в конкретной экспериментальной ситуации, и именно природа такого взаимодействия должна быть основой классификации исследовательского метода.

При таком содержательном подходе экспериментальным физическим методом следует называть организацию экспериментальной ситуации, когда при ее реализации первичный сигнал (информация) об исследуемом объекте получается в результате взаимодействия “объект – прибор” физической природы. Другими словами, при реализации физического метода исследуемый физический объект (элементарные частицы, поля, твердые кристаллические тела, газожидкостные среды, космические тела и т.д.) вводится во взаимодействие с известным объектом, называемым прибором (частицами, полями, твердыми телами с известными массой, импульсом, напряженностью, частотой, твердостью, вязкостью и т.п.). Аналогично этому экспериментальным химическим методом следует называть организацию такой экспериментальной ситуации, когда при ее реализации первичный сигнал (информация) об исследуемом объекте получается в результате взаимодействия “объект — прибор” химической природы.

Другими словами, при реализации химического метода исследуемый химический объект (атомно-молекулярные образования; неорганические и органические мономолекулы; неорганические, органические и биополимеры, комплексные соединения и т.п.) вводится во взаимодействие с известным объектом, называемым прибором (с различными веществами с известной структурой, функциональными группами и реакционной способностью по отношению к конкретным веществам, классам соединений и т.п.).

В этом же ключе решается вопрос о содержании биологического метода, где организуется (или наблюдается в естественных природных условиях) взаимодействие объектов живой природы (иммунных тел с клеткой микроорганизмов или тканевых культур, различных клеточных культур между собой, разнообразные взаимодействия между различными особями и популяциями на разных стадиях организации живого).

Наконец, то же самое можно сказать относительно характеристики геологического метода со всей его сложной системой взаимодействий, наблюдаемых в искусственных, а чаще всего в естественных условиях Земли.

Принципиальное различие природы экспериментальных методов физики, химии, биологии, геологии (устанавливаемой по природе первичного воздействия, а не по природе вторичных преобразований сигнала, что принципиально важно выделить еще раз) определяет специфику и непреходящую ценность методов каждой естественной науки, их несводимость одного к другому в специфических предметных областях. Отметим при этом, что общая методология и логика организации и построения эксперимента в различных областях естествознания весьма изоморфны, схожи. Например, в физических, химических, биологических экспериментах информация (знания) о неизвестном исследуемом объекте получается в результате анализа его взаимодействий в серии экспериментов (или непрерывном эксперименте), при которых один из параметров объекта-прибора варьируется в небольших пределах (частота электромагнитного излучения, импульс частиц, структура отдельных функциональных химических групп, природа растворителя, биологический и биохимический составы культуральной среды и т.п.).

При сохранении прочих параметров экспериментальной системы часто удается установить те или иные неизвестные характеристики объекта исследования по известным корреляциям с контролируемыми изменениями характеристик объекта-прибора. Вполне понятно, что здесь под объектом-прибором понимается не все экспериментальное устройство, а материальный агент (поля, частицы, химические вещества, живые организмы), вступающий в непосредственное взаимодействие с исследуемым объектом.

В связи со сказанным отметим для примера, что в современной научной, популярной и учебной литературе значимость физических методов исследования в химии определенно преувеличивается. Одну из причин такого преувеличения можно охарактеризовать как методологическую. Она связана с отнесением метода к соответствующей естественнонаучной области знания не по природе первичного взаимодействия, а по какому-либо другому признаку, чаще всего по центральному инструменту.

Например, если используется инструмент физический (весы, калориметр, спектрометр и т.п.), то и метод называется физическим, в какой бы ситуации химических, биохимических или биологических исследований он ни применялся. Поскольку такой подход весьма распространен (будучи ошибочным, в научную сферу он не только вносит терминологическую путаницу, но и сказывается на психологии научного творчества, организации научных исследований), возникает необходимость его аргументированной критики. Такой критический анализ удобно провести в одном разделе с рассмотрением вопросов классификации интердисциплинарных (или пограничных) исследовательских методов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных