ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Познание науки в социокультурном контекстеВ данной работе наука анализируется при рассмотрении различных типов отношения человека к миру. по В.С.Степину, их три: “…... а) отношение к природе и искусственно созданной человеком природной среде, в которой непосредственно протекает человеческая жизнь; б) отношение к другим людям, к социальным коллективам; в) отношение к духовному миру, в котором аккумулируется как индивидуальный опыт человека, так и общественный исторический опыт поколений” [Степин, 1992в, с.5]. В работе вводятся концепты “неорганическое тело человека” и “неорганическое тело цивилизации”, представляющие собой результат практической деятельности человека, “в процессе которой он присваивает вещество и энергию природы, преобразуя их в формы, пригодные для употребления” [Степин, 1992в, с.6—7]. Можно сказать, что история человечества и история “неорганического тела цивилизации” развиваются в постоянном взаимодействии: “неорганическое тело цивилизации” является одним из факторов социального наследования, а человек, в свою очередь, изменяет и обогащает это “неорганическое тело” (см.: [Степин, 1992в, с.10]). Особую значимость он придает человеческой деятельности: “В триаде основных форм человеческой активности деятельность играет особую роль. Благодаря ей не только воспроизводятся главные структуры социальной жизни (предметный мир человека, социальные отношения и институты), но и происходит преобразование этих структур в новые. В первом аспекте мы имеем дело с репродуктивной деятельностью, во втором — с продуктивной, обеспечивающей изменение и развитие различных подсистем общественной жизни и общества в целом” [там же, с.17]. Далее рассматриваются различные способы “кодирования образцов деятельности”, причем особое место отводится семиотическим системам, в том числе языку. Степин выделяет также в системе культуры особые феномены, которые задают программу будущего состояния общества. В актуальном пространстве культуры эти феномены присутствуют как “новые приемы и методы мыслительной деятельности, новые идеалы общественной жизни, нравственные поступки, которые могут превратиться в эталоны поведения людей в будущих социальных общностях” [Степин, 1992в, с.30]. Наука техногенного мира, которая, как пишет Степин, сформировалась в Европе в XV—XVII вв., рассматривается в сопоставлении с человеческим знанием в традиционных обществах. Это сопоставление показывается в следующем образно-символическим виде: “Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое (в известном смысле символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса, в отличие, скажем, от семи чудес света — книга Гиннеса наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому; семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже состоялось)” [Степин, 1992в, с.49]. Хочу заметить, что я согласен с принципиальной мыслью, высказанной выше, но что касается семи чудес света, то возможно и другое толкование: рукотворные египетские пирамиды, маяк в Александрии, висячие сады Семирамиды демонстрировали возможности и величие созидательной деятельности и не обязательно символизировали пределы возможностей человека. В отношении к разнообразным и многочисленным антисциентистским концепциям, которые “возлагают на науку и ее технологическое применение ответственность за нарастающие глобальные проблемы” [Степин, 1992в, с.55], Степин пишет: “Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности” [Степин, 1992в, с.55]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|