ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ранняя греческая философия. Где можно искать свою субстанцию.
Где можно искать свою субстанцию.
Древний Китай ищет в окружающем мире. Древняя Индия – в глубинах человеческого «Я». Древняя Греция – во взаимодействии человека с миром.
Вопрос о субстанции первым задаёт Фалес.
По мнению Фалеса всё есть Вода.
Вода у него – это не жидкость, а попытка передать свойства понятия по аналогии с водой.
Смысловой перевод фразы: «Всё есть как вода».
Какими свойствами должна обладать субстанция, чтобы быть как вода.
Она должна быть текучей, т.е. перетекать из одного понятия в другое.
Подобно воде, она должна быть чистой, т. е. не содержать признаков, без которых можно обойтись.
По мнению Гераклита всё есть Огонь, мерами разгорающийся и мерами гаснущий.
Он меняет аналогию (не Вода, а Огонь), потому что обнаруживает новые свойства субстанции, которые нельзя передать по аналогии с водой, но можно по аналогии с огнём.
Какими свойствами должно обладать понятие, чтобы быть как огонь.
Подобно огню субстанция даёт свет, который пройдёт через тебя и сделает тебя прекрасным вне зависимости от формы твоих ушей. Этот свет в православной церкви называется фаворским, имитируя золотой фон икон и нимбы святых. Но горе тебе, если ты подумаешь, что этот свет принадлежит тебе.
Подобно огню субстанции нужно топливо, и этим топливом будет твоя частная жизнь, которую придётся сжечь.
Гераклит – это самый глубокий философ Ранней Греции, а самый интересный – Анаксимандр.
Он назвал свою субстанцию «апейрон» и от объяснений отказался.
Почему это интересно.
Здесь мышление предпринимает первую попытку оторваться от предмета.
Апейрон и вещи.
Непонятное нечто трансформируется в предметы и становится частично понятным, но только частично.
Я бы хотел думать так, как предлагает Анаксимандр.
Глокая кудра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Что есть всё с точки зрения Пифагора.
По его мнению всё есть число, которое бывает либо чётным, либо нечётным.
Почему Пифагора не устроили варианты Гераклита и Анаксимандра.
Он считает, что многое надо объяснять из единого (Огонь и Вода – это многое). Число – это единственное во многом.
Единое – это единица, а многое – это её комбинация.
Чем интересно решение Пифагора.
Он первым понял, что субстанция может придти в движение, только если содержит в себе внутреннее противоречие (чётное и нечётное).
Принцип несоизмеримости, переход к геометрической алгебре.
Несоизмеримость - это количественное соотношение, которое нельзя выразить целыми числами. Это значит, что геометрия – более общая сущность, чем математика, и число надо выражать геометрическими понятиями.
От геометрии Пифагор переходит к музыке.
Он впервые находит в природе объект, который подчиняется числу.
Сегодня «музыку Пифагора» назвали бы экспериментом.
От музыки Пифагор переходит к астрономии.
Планеты вращаются, трутся об эфир и издают звуки. Земная музыка – лишь отражение мировой музыки. Астрономия ему нужна как гарантия всеобщности.
От космоса Пифагор переходит к человеку и природе.
Природа у него – это четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь. Атом земли – это куб и гномы, атом воды – это икосаэдр (ундины или русалки), атом воздуха – октаэдр (эльфы), огонь – тетраэдр (саламандра). Додекаэдр – пятая сущность или эфир.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|