Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды образовательных учреждений дополнительного образования детей.

История возникновения и развития внешкольных учреждений для детей в России.

Специфические особенности системы дополнительного образования детей в России на современном этапе.

Виды образовательных учреждений дополнительного образования детей.

История возникновения и развития внешкольных учреждений для детей в России.

Внешкольное образование, внешкольное воспитание является важнейшим условием становления и развития нового педагогического явления – системы дополнительного образования детей в нашей стране. Появление первых организационных форм внеурочной работы с детьми относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употреблённое». Эти слова можно считать девизом той образовательной досуговой деятельности, которая постепенно стала развиваться в России. Примерно с этого же времени начинает свой отсчёт история создания детских парков. Первый парк был создан по приказу Екатерины 2-й для её внука, будущего императора России Александра I. В конце XIX века при народных домах стали открываться первые клубы для детей. Многие из них стали прообразами станции юных техников и натуралистов. В начале XX века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в концертах и т.п.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам. Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были: клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии, зуслуга в этом прогрессивной интилигенции: Шацкого С.Т., Зеленко А.У., Лесгафта П.Ф., Фортунатова К.А. и других. Особая заслуга в развитии внешкольного образования принадлежит выдающемуся педагогу Шацкому. Главным формированием личности он считал «социальную наследственность», понимая под ней нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Он осуществил постановку внешкольной работы с детьми, вместе с женой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». Вместе с Зеленко А.У. организовал внешкольное общество «Сеттльмент». Работа в обществе «Детский труд и отдых». Создал первую опытную станцию по народному образованию, включавшую детские сады и школы первой и второй ступени. Шацкий утверждал, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусство, умственная и социальная деятельность. Он считал, что основная задача внешкольного учреждения – создание центра, где детская жизнь организуется на основе интересов самих детей. Соратником Шацкого был известный педагог и архитектор Зеленко. В 1903-м году он совершил кругосветное путешествие, во время которого посетил в западной Европе несколько «Сеттльментов» (буквально культурный посёлок), по приезду в Россию Шацкий и Зеленко создают «Сеттльмент» в Москве, здесь были мастерские; столярные; слесарные; переплётные; сапожные; швейные; комнаты для занятия рисованием; в специальной башне была не больная обсерватория; в зрительном зале устраивались концерты, спектакли. «Сеттльмент» - первое педагогическое дело Шацкого, которое можно считать началом его педагогической деятельности. Позже «Сеттльмент» был переименован и получил название «Детский труд и отдых». В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Другим уникальным экспериментальным учебно-воспитательным учреждением в 1906-м – 1909 годах был «Дом свободного ребёнка», созданный в Москве по инициативе Вентцеля К.Н. для детей в возрасте от 5 до 12 лет. Здесь старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания, здесь имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, внедрялось самообслуживание. Вначале работа шла без заранее составленных программ, затем руководители «Дома» стали планировать свои занятия. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей рассматривалась как главное направление учебно-воспитательного процесса. Во главе учреждения стояла команда из педагогов и родителей. Важнейшие вопросы жизни «Дома» решались на общем собрании педагогов и родителей. Первые годы после Октябрьской революции стали временем рассвета внешкольного образования. В народном комиссариате просвещения в ноябре 17-го года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача заключалась в развёртывании культурно-просветительной работы. Деятельность внешкольных учреждений осуществлялась в центральных станциях юных техников, в детских спортивных школах, в детских парках, в клубах и домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знания на организацию досуга школьников, обучение навыкам, участие в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов. Среди наиболее известных педагогов, которые внесли большой вклад в дело становления и развития, внешкольного образования в нашей стране, можно назвать Макаренко Антона Семёновича, Сухомлинского, Блонского, Крупская, Луначарский Анатолий Васильевич - не только обогатили педагогику своими работами по данной проблеме, но и помогали её решать на государственном уровне, оказывая влияние на политику образования в СССР.

20.09.2011г.

С первых дней советской власти в стране начинает формироваться сеть внешкольных учреждений для детей, среди них можно назвать такие:

· Художественная школа, организованная Путиловсткими рабочими в 18-м году;

· Дом ребёнка «Пчёлка»;

· Биологическая станция любителей природы;

· Клуб «Муравейник» в городе Перми;

· Детский клуб – театр в городе Оренбурге;

· Дет культпросвет в городе Туле;

· Детский клуб «Цветы коммунизма»;

· Первые детские театры в Петрограде, в Москве, в Саратове.

В 1920-м году создан и начал действовать государственный театр для детей, позднее это детский театр под руководством Натальи Ильинишны Сац. В 1928-м году открывается центральная станция детских развлечений, которая проводила работу по изучению и внедрению игр и развлечении с детьми, сумела привлечь многие организации, которые оказали практическую помощь в создании и выпуске детских игр. Станции начал издавать журнал «Зайтейник». В 23-м году создана центральная экскурсионно-туристская станция для организации экскурсионной работы с детьми. Она становится методическим и организационным центром по краеведенью и туризму с широко разветвлённой сетью на местах. В 25-м году был открыт всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Детей туда отправляли круглогодично. В 30-е годы появляются детские спортивные школы, готовящие спортсменов из числа школьников. Своеобразным внешкольным учреждением явились «Детские железные дороги» содействуя развитию детского технического творчества и проводя массовую работы при промоганде науки и техники. Первая «Детская железная дорога» была построена в Тбилиси в 1934-м году. Сеть внешкольных учреждений постоянно увеличивалась и охватывала основные направления внешкольной работы с детьми. К середине 40-х годов сложилась государственная сеть внешкольных учреждений. Необходимость её развития определилась следующими причинами:

· Школы работали с 2-3 смены, что мешало развёртыванию внеурочной работы в самой школе;

· Недостаточный охват детей пионерским движением;

· Недостаточное число различных клубов, секций, станций для проведения полезного досуга с детьми и подростками.

Задачи внешкольных учреждений в эти годы формировались следующим образом:

· Борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности, вовлечение всех детей в школу;

· Организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительной работы;

· Оздоровление ребят и окружающего быта;

· Включение детей в социалистическое строительство, участие их в мероприятиях партии и советской власти;

В специфических условиях военных лет деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом.

В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы.

В 40-е – 50-е годы происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений и внеклассной работы в школе. В это время преобладает парадность и формализм многочисленным предприятий. Индивидуальная, клубные формы работы сменяется показной массовастью праздников, смотров, маршей.

В 60-е годы – период оттепели – характеризуется подъёмом внешкольной деятельности, возникают детские автотрассы, клубы моряков, речников, детские и юношеские астрономические общества, появляются специальные учреждения по работе со старшеклассниками (Дома комсомольцев, военно-спортивные клубы и другое), укрепляется их материально-техническая база. На комсомольские средства были построены дворцы пионеров в Воркуте, Котласе и т.п. На базе крупных предприятий, научно-исследовательских институтов, колхозов, создаются станции юных техников, детские технические станции, военно-технические школы. В 60-е годы труды пионеров внешкольной работы оказались востребованы.

В 70-е – 80-е годы XX века сети внешкольных учреждений развиваются ещё более быстрыми темпами. На 1 января 1976-го года только в системе министерства просвещения РСФСР работало 4.678 внешкольных учреждений, в том числе: 2.424 дворцов и домов пионеров и школьников, 469 станций юных техников, 256 станций юных натуралистов, 91 станция юных туристов, 1411 детско-юношеских спортивных школ, 98 детских парков, 19 детских стадионов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Персональные инструменты | Задача 4. Анализ продуктов трудовой деятельности дошкольников


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных