Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ




Цель занятия. Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Оснащение. Формализованная биографическая анкета.

Порядок работы. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?»

Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их.

Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ:

- социальной ситуации развития личности;

- основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

- ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;

- основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Протокол занятия

Фамилия, имя, отчество...................................... Дата______

Профессия..............................................................................

Хронологическая таблица личностного развития

Основные даты События Переживания
     

 

Формализованная биографическая анкета

 

…………………………………………………………………………………………………………………………………

Дата рождения....................Место рождения………………………………….......................................................

Отец: Фамилия, имя, отчество.............................................................................................................................

Год рождения....................... Образование……………………………………………………………………………..

Профессия............................................................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………………………………

Мать: Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………………………………..

Год рождения....................... Образование…………………………………………………………………………….

Профессия ………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………....

1. Переезжали ли вы на новое место жительства?

Номер п/п Куда? Когда? С кем?
       

2. Участвовали ли вы в деятельности общественных организаций?

Номер п/п Общественные поручения Организация Когда?
       

 

3. Приходилось ли вам выступать по радио…………………………………………………………………….

по телевидению…................................................................................

в прессе................................................................................................

на собраниях…………………………………………………………………

(Если да, то укажите, в какой период жизни, в каком году и сколько раз)……………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. Участвовали ли вы в выставках научного, техническог о, художественного творче­ства, смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях,КВН? (Если да, то перечислите и укажите в каком году)……………………………............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

5. Назовите ваши любимые и нелюбимые школьные предметы в разных классах. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности.)

Класс Любимый предмет Нелюбимый предмет
….    

 

 

6.Участвовали ли вы в каком-либо кружке, секции, клубе и в каком году? …………………………………………...................

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7.Перчислите ваши любимые занятия и увлечения и укажите, в какие годы это было.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8a. Назовите ваши любимые литературные произведения.

Номер Название, произведение. автор Когда прочитали впервые? Сколько раз читали?
       

Подчеркните названия тех произведений, над которыми вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете.

8b. Назовите ваши любимые фильмы, (документальные, художественные, научно-популярные).

Номер Название фильма Когда смотрели впервые? Сколько раз смотрели?
       

Подчеркните названия тех фильмов, которые произвели на вас наибольшее впечатление, о которых вы долго думали.

8в. Назовите ваши любимые театральные спектакли.

Номер Название спектакля Когда смотрели впервые? Сколько раз смотрели? Режиссер Театральный коллектив
           

Подчеркните названия тех спектаклей, которые произвели самое сильное впечатление.

8г. Перечислите, какие художественные выставки вы посещали, в каком году это было.(Если вы многократно посещали какой-либо художественный музей, то укажите в какие годы.)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9. Совершали ли вы поездки за пределы места жительства (походы, экскурсии, ко­мандировки, путешествия)? (Если да, то укажите куда, с кем и в каком году.)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

10. Когда, чем и как долго вы болели? Находились ли вы дома или в больнице?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

11. Назовите хотя бы инициалы тех людей, с которыми вы поддерживали дружеские отношения, проводили досуг, к которым обращались за советом, помощью, поддержкой и укажите позицию старшинства: старше > младше < ровесник =

Номер Инициалы Пол Возраст Род занятий Когда Позиция старшинства
             

12. Укажите периоды или моменты собственной жизни, которые вы считаете счас­тливыми, и те, которые считаете несчастливыми. Датируйте их и кратко опишите, поче­му вы так расцениваете эти периоды. (Ориентировочно счастливый период можно пони­мать как отрезок жизни, когда все задуманное удавалось совершить, вы переживали чув­ство удовлетворения собой, делами, окружающим миром, у вас преобладало радостное настроение и вы жили насыщенной жизнью. Противоположное — как несчастливый пе­риод.)

Напишите свое мнение по поводу счастливого и несчастливого периодов.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

13. Кратко опишите или хотя бы перечислите те факты собственной жизни, которые вы считаете событиями. Укажите даты событий и отметьте, когда вы осознавали значи­мость этих событий для вашей судьбы — сразу же, спустя время или теперь? Напишите, что вы понимаете под событием.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

14. Каковы ваши представления и прогнозы относительно собственного будущего? Как вы представляете учебу, карьеру, личную жизнь, досуг, быт и т. д.? Каковы пределы обозримости будущего для вас? На сколько месяцев (лет) вперед вы можете предвидеть свою судьбу в целом и по отдельным ее направлениям? Обратите внимание, что вопрос стоит не о ваших жизненных планах, а о вашем представлении и предсказаниях того хода жизни, который, вероятнее всего, будет иметь место в вашем будущем.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

 

Лабораторная работа №2(2 ч)

Тема: Влияние игры на формирование личности

1. Сущность и функции игры.

2. Развитие мотивационно-потребностной сферы в игре.

3. Игра и развитие познавательной сферы.

4. Игра и развитие произвольного поведения.

5. Игра как метод психологической коррекции.

6. Анализ подходов к использованию игры как метода психологической коррекции.

7. Игра и коррекция познавательной сферы.

8. Игра и коррекция эмоционально-личностных проблем ребенка.

9. Влияние СМИ на формирование личности ребенка.

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы отличительные особенности игры?

2. Какие функции игры вы знаете?

3. Какие особенности присущи игре дошкольника, младшего школьника, подростка?

4. Какой смысл может иметь игра для взрослых?

5. Приведите примеры использования игр на уроках.

6. Проанализируйте типичные игры современных детей (старших дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников). Опишите их психологические функции и значение в развитии личности.

7. На консультацию к психологу пришла мама с мальчиком 7 лет. С ее слов мальчик боится оставаться в комнате один, вечером не ложится спать, требуя, чтобы с ним на всю ночь оставались взрослые. Можно ли использовать игру для снятия страхов ребенка?

8. Разработайте программу коррекции памяти (внимания, мышления) детей младшего школьного возраста, используя в качестве основного метода игру.

9. Дайте психологический анализ высказыванию К.Д. Ушинского: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой -валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

10. Подумайте, какие игры можно использовать в групповой работе для формирования у подростков умений и навыков эффективного общения.

Основная литература

 

1. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

2. Карабанова О Л. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

5. Лэндрет Д. Игровая терапия. Искусство отношений. М., 1994.

6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

7. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

9. Шмаков СА.. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.

Дополнительная литература

 

10. Аркин Е.Л. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

11. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.

12. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М., 1991.

13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

14. Гелъфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1969.

15. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М., 1998.

16. Лорензини Л. Дети и мультики // Психолог и Я. СПб., 1994 (декабрь).

17. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.

18. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990.

19. Хейзинга И. Человек играющий. М., 1992.

Лабораторная работа №3(2 ч)

Тема: Влияние сказки и изобразительной деятельности на формирование личности

 

1. Психологические подходы к анализу сказки.

2. Механизмы влияния сказки на ребенка.

2. Сказка - инструмент диагностики и коррекции.

3. Значение изобразительной деятельности для жизни ребенка.

4. Рисование и развитие личности.

5. Рисование и формирование познавательных процессов.

6. Диагностические и коррекционные возможности детского рисунка.

Вопросы и задания

 

1. Назовите психологические механизмы, которые лежат в основе влияния сказки на ребенка.

2. Какие особенности присущи русским народным сказкам?

3. Чем отличаются авторские сказки от народных?

4. Каковы диагностические возможности сказки?

5. Как может использовать психолог сказку в работе с детьми разного возраста? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6. Дайте анализ высказывания В. Гюго: «Литература - это руководство человеческого разума человеческим ростом».

7. Воспитатель 4-го отряда (возраст детей 8-9 лет) летнего оздоровительного лагеря обратилась к психологу с просьбой помочь ей выбрать правильную стратегию и тактику поведения по отношению к детям, рассказывающим по вечерам и ночам страшные истории сверстникам. Проанализируйте особенности этого возраста, причины этой ситуации и возможные выходы из нее.

8. Сочините сказку, которая помогла бы ребенку 7-8 лет научиться дружить с ребятами.

9. Проанализируйте психологический смысл сказки «Колобок», «Красная шапочка» или выберите для интерпретации сказку, наиболее запомнившуюся вам с детства.

10. Какие этапы развития изобразительной деятельности детей можно выделить?

11. Как влияет изобразительная деятельность на развитие познавательных процессов?

12. Используйте методику «Рисунок человека» с тремя детьми разного возраста (стадий дошкольник, младший школьник, подросток). Проанализируйте конкретные результаты.

13. Опишите возможности рисунка как метода коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка.

 

Основная литература

 

1. Бачков И.В. Сказочный потенциал // Школьный психолог. 2000 №39.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.

5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.

6. Захаров А.И. Профилактика детских неврозов. М., 1977.

1. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 239-245.

 

Дополнительная литература

 

3. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок: Заметки психолога // Начальная школа. 1992. № 4.

4. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995.

5. Полуянов Ю.Д. Дети рисуют. М., 1988.

6. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1997.

7. Балушок В.Г. Инициации древних славян // Этнографическое обозрение. 1993. № 4.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.

9. Пропп В.Л. Морфология сказки. Л., 1982.

10. Франц М.Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.

11. Шелби Б. Тесты для детей (открой своего ребенка с помощью тестов). Тюмень. 1992.

 


 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных