Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этот человек — хороший человек. 1 страница




Логика

Задание № 1.

Для успешного овладения основными законами логики и сдачи экзамена по дисциплине рекомендуется до начала сессии подготовить краткие, но ясные и чёткие конспекты по контрольным вопросам и, руководствуясь ими, самостоятельно выполнить контрольную работу. Во время сессии за немногие аудиторные часы, отведённые для занятий по логике, мы будем исправлять ошибки в контрольной работе и заниматься теми вопросами, ответы на которые вы не нашли и не смогли разобраться в них.

 

I. Контрольные вопросы по курсу логики

1. Логика как наука. Её значение в формировании профессиональной культуры журналиста.

Понятие

2. Понятие и представление. Содержание и объём понятия. Объёмные отношения между понятиями.

3. Логические операции с понятиям: сложение, умножение, отрицание, обобщение, ограничение.

4. Деление, его виды и правила (и соответствующие ошибки).

5. Определение и его правила. Виды определений и использование их в практике журналиста.

Суждение

6. Суждение и предложение. Простое и сложное суждения.

7. Деление атрибутивных суждений по количеству и качеству.

8. Суждение отношений. Умозаключение отношений.

9. Соединительные (конъюнкция) и разделительные (дизъюнкция) суждения.

10. Импликация (условное суждение). Эквивалентность.

11. Деление суждений по модальности.

Основные формально-логические законы

12. Закон тождества. 14. Закон исключенного третьего.

13. Закон противоречия. 15. Закон достаточного основания.

Умозаключение

16. Чисто условное умозаключение.

17. Условно-категорическое умозаключение.

18. Разделительно-категорическое умозаключение.

19. Умозаключение с помощью “логического квадрата”.

20. Определение простого категорического силлогизма.

21. Общие правила силлогизма.

22. Фигуры силлогизма. Понятие о модусах фигур.

23. Первая фигура силлогизма и её правила.

24. Вторая фигура силлогизма и её правила.

25. Третья фигура силлогизма и её правила.

26. Сложные и сложно-сокращённые силлогизмы: полисиллогизм, энтимема, сорит, эпихейрема.

27. Общая характеристика индукции. 28. Полная и неполная индукция.

29. Научная и популярная индукция.

30. Причинная связь явлений и её логическое выражение.

31. Метод сходства. 32. Метод различия.

33. Соединённый метод сходства и различия.

34. Метод сопутствующих изменений. 35. Метод остатков.

36. Аналогия. Условия повышения достоверности выводов в умозаключениях по аналогии.

37. Взаимосвязь индукции и дедукции в логических выводах.

Аргументационные операции

38. Логическое доказательство. Его построение.

39. Типичные ошибки в доказательстве.

40. Гипотеза. Её опровержение и доказательство.

 

II. Контрольная работа

1. Нижеследующие, различные по содержанию высказывания сгруппируйте таким образом, чтобы высказывания одинаковой структуры входили в одну группу. Попытайтесь выразить структур­ную однотипность каждой группы формулой, используя символы для обозначения отдельных элементов структуры.

1) Придется послать ему телеграмму или позвонить по телефону. 2) Шел мелкий дождь, и вскоре крыши домов заблестели. 3) Это слово — существительное или прилагательное. 4) Если железо на­греть, оно расплавится. 5) Пришла весна, и меня потянуло в деревню. 6) Если я буду в Ленинграде, то навещу тебя.

2. Может ли быть ложным сложное условное суждение (выска­зывание), основание которого ложно?

3. Что такое содержание понятия (имени)? Что такое объем понятия (имени)? Меняются ли содержание и объем понятия в зависимости от изменения знаний о предметах, отражением кото­рых является данное понятие? Приведите примеры.

4. Произведите операцию сложения следующих понятий (имен). Полученный результат на круговой схеме изобразите штриховкой.

1) Стеклянный предмет (А). Металлический предмет (В).

2) Журналист (А). Поэт (В).

5. Произведите операцию умножения этих же понятий (имен).

6. Можно ли из двух посылок («Если АВ, то В» и «не-А») сделать вывод «не-В»? Аргументируйте ответ и приведите пример.

7. Проанализируйте следующий силлогизм:

Все местные жители — хорошие пловцы.

Этот человек — хороший человек.

Следовательно, этот человек — местный житель.

По какой фигуре силлогизма построено это рассуждение? Пра­вильно ли оно? Если нет, укажите ошибку.

8. Если золотую рыбку поместить в аквариум с черным грунтом, через некоторое время окраска рыбы заметно темнеет. При возвра­щении в обычный аквариум рыбка приобретает прежнюю светлую окраску. Этот опыт можно проделать много раз, и всегда он дает хороший результат. К какому выводу приводит опыт? По какому индуктивному методу сделан вывод? От чего зависит степень веро­ятности вывода? И можно ли ее увеличить?

9. Автор-составитель предложил следующий план расположения материала в справочнике «Экономика стран мира»:

1) Социалистические страны.

2) Капиталистические страны.

3) Страны с небольшим населением.

Является ли эта схема правильной? Если нет, то в чем заклю­чается ошибка? Какую схему вы могли бы предложить, беседуя с автором?

10. На странице 142-й рукописи говорится, что египетский фараон Аменхотеп вступил на престол четырнадцатилетним подро­стком в 1375 году до н. э. А на странице 151-й утверждается, что этот фараон умер в 1388 году до н. э. на тринадцатом году жизни.

Совместимы ли эти высказывания? Требование какого логиче­ского закона нарушено в рукописи? Приведите формулу этого закона и объясните ее применительно к данной ситуации. Какие действия необходимы для устранения смысловой ошибки?

11. В урне 10 черных и 5 белых шаров. Какова вероятность того, что извлеченный шар окажется белым?

12. Проанализируйте предложенную аргументацию:

«Все три письма напечатаны в домашней обстановке. Машинка «Москва». Старая, давно не чистилась. Напечатано одним лицом. Непрофессионально. Лицо это — женщина. Молодая или средних лет. Брюнетка...

— Может пояснишь ход рассуждений? — предложил более ос­торожный Знаменский.

Кибрит аккуратно завернула письма в чистую белую бумагу, сняла перчатки.

— Пожалуйста. Буквы, расположенные в левой части клавиа­туры, оттиснуты чуть бледнее. У профессиональных же машинистов сила удара левой и правой руки практически одинакова. Затем — многие знаки как бы сдвоены. Значит, удар по клавише был не вертикальным, а несколько спереди, подушечкой пальца, так печа­тают женщины с длинными ногтями с маникюром. Нетрудно сделать заключение о возрасте. «Москва» — машинка портативная, в учреждениях ее не держат. Так что, скорее всего, это — тихое надомное производство... У брюнеток обычно и ногти крепче, и характер куда более порывистый.»

С. 241—242.—Лаврова О.А., Лавров А.С. Черный маклер: Криминальные повести.— Тула: Приокское книж­ное издательство, 1990. — с. 400.

 

III. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание

1. Если обозначить простые суждения символами «А», «В», то все высказывания могут быть разделены на три группы; 1) и 3) имеют структуру «А или В», 2) и 4) имеют структуру «А и В», 5) и 6) имеют структуру «Если А, то В».

2. В приведенном высказывании союз или» употреблен в строго разделительном значении, так как две возможности, намеченные в высказывании взаимно исключают друг друга. В самом деле, если истинно, что «он приехал в город поздно вечером», то ложно, что «он приехал в город в середине ночи», и наоборот.


А и В А и В

 

6.Рассуждение ошибочно. Это рассуждение построено по схеме условно-категорического умозаключения. В условно-категориче­ских умозаключениях от утверждения следствия условного сужде­ния, являющегося одной из посылок, нельзя идти к утверждению основания, так как одно и то же следствие может вытекать из различных оснований. В нашем примере утверждение, что трава мокрая,не дает основания утверждать, что прошел дождь, так как влажность травы могла быть вызвана иными причинами.

7.Силлогизм построен по схеме 1-1 фигуры:


 

Ни одно из правил силлогизма не нарушено. Следовательно, силлогизм правилен.

8.В данном случае использован метод единственного различия. В самом деле, выращенные вместе ростки разбиты на две группы. Условия, в которых находятся обе группы ростков, одинаковы (освещенность, температура, влажность и др.), за исключением одного обстоятельства: одна группа получает кислород, вторая лишена доступа кислорода. Именно ростки первой группы приоб­ретают через некоторое время нормальную зеленую окраску, тогда как ростки второй группы остаются желтыми. Логично сделать вывод, что приобретение ростками первой группы зеленой окраски (свидетельствующей об образовании хлорофилла) зависит от нали­чия кислорода. Схема метода различия такова:

 

Случаи Обстоятельства, предшествую­щие явлению «а» Явления, причина которых уста­навливается
1 2 АВСД ВСД a ----

 

Вывод: А находится в причинной связи с «а».

Применительно к нашему случаю «А» обозначает наличие кис­лорода, «В», «С», «Д —прочие условия, «а» —приобретение рост­ками зеленой окраски (образование хлорофилла).

Мне кажется, что полученный таким путем вывод чрезвычайно вероятен, почти достоверен. Однако степень вероятности вывода, видимо, можно повысить, производя подобные опыты с ростками различных растений, изменяя условия опыта и т. д. Необходимым условием является соблюдение единственного различия: в одном случае наличие кислорода, в другом — отсутствие его.

9. Первые два определения не могут быть признаны строгими с логической точки зрения. В них нарушено правило соразмерности. Согласно этому правилу, определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объему. Между тем в первом и втором определениях определяющие понятия («усвоение растениями орга­нических веществ», «стопа с ударением на первом слоге») шире определяемых понятий. В самом деле, в первом определении фо­тосинтез включается в класс процессов, посредством которых рас­тение усваивает органические вещества, однако не указывается, чем именно он отличается от других процессов (например, от почвен­ного питания растения). Во втором определении не указывается, сколько слогов содержит стопа, и хорей можно спутать с дактилем. Другими словами, в тих определениях указан лишь род, к которому относятся определенные понятия, но не указаны видовые отличия. В третьем случае нарушено правило ясности определения, со­гласно которому определение не должно содержать сравнений, метафор, образов и т. д. Редактируя рукопись, неправильные определения я заменил бы следующими:

фотосинтез — процесс питания зеленых растений, который осуществляется при помощи световой энергии, поглощаемой хло­рофиллом растений;

хорей —двухсложная стопа с ударением на первом слоге;

архитектура —искусство строить здания, сооружения и их комплексы.

10. На мой взгляд, в объявлении содержится противоречие. Сначала утверждается, что республиканское первенство по бадмин­тону является личным (т.е. таким, в котором призовые места оспаривают не команды, а отдельные спортсмены) а затем говорится, что в этом первенстве участвуют команды таких-то городов. Таким образом, здесь нарушен закон противоречия, формула кото­рого («Неправда, что А и не — А») воспрещает мыслить противо­речиво. Правда, члены противоречия здесь непосредственно не даны; но легко выводятся из текста: «Первенство будет личным» и «Первенство не будет личным» (поскольку оно будет командным). Замечу, что иногда используется и лично-командная форма прове­дения соревнований, но это обстоятельство обычно четко фикси­руется. В данном случае какая-то (существенная для любителей, болельщиков) часть информации искажается. Можно предполо­жить, что редактор газеты не располагал достаточно точной инфор­мацией о предстоящих соревнованиях. Однако, он легко мог избавиться от смысловой погрешности, заменив слово «команды» во второй фразе словом «спортсмены».


11. Упражнение одиннадцатое выполняется следующим обра­зом: составляем уравнение.

Число благоприятных случаев—20. Число возможных исходов 20 + 30. Следовательно, вероятность того, что мы достанем с полки книгу на английском языке:

12.Для выполнения этого упражнения мы воспользуемся пред­ложенным алгоритмом. Цель этого текста — поставить под сомне­ние идею о том, что самолет взорвался в воздухе. Следовательно, перед нами опровержение. Под сомнение ставится идея — то есть перед нами критика тезиса. Опровержение выполняется следующим образом. Мы предполагаем, что критикуемый тезис истинен. Вы­водим из него следствия, которые можно проверить. Проверка показывает, что эти следствия не соответствуют реальному положе­нию дел. Следовательно, тезис является ложным. Таким образом, это прямое опровержение. Он соответствует сформулированным правилам. Следовательно, это правильное опровержение.

 

 


 

Логика

Задание № 2.

Для успешного овладения основными законами логики и сдачи экзамена по дисциплине рекомендуется до начала сессии подготовить краткие, но ясные и чёткие конспекты по контрольным вопросам и, руководствуясь ими, самостоятельно выполнить контрольную работу. Во время сессии за немногие аудиторные часы, отведённые для занятий по логике, мы будем исправлять ошибки в контрольной работе и заниматься теми вопросами, ответы на которые вы не нашли и не смогли разобраться в них.

 

I. Контрольные вопросы по курсу логики

1. Логика как наука. Её значение в формировании профессиональной культуры журналиста.

Понятие

2. Понятие и представление. Содержание и объём понятия. Объёмные отношения между понятиями.

3. Логические операции с понятиям: сложение, умножение, отрицание, обобщение, ограничение.

4. Деление, его виды и правила (и соответствующие ошибки).

5. Определение и его правила. Виды определений и использование их в практике журналиста.

Суждение

6. Суждение и предложение. Простое и сложное суждения.

7. Деление атрибутивных суждений по количеству и качеству.

8. Суждение отношений. Умозаключение отношений.

9. Соединительные (конъюнкция) и разделительные (дизъюнкция) суждения.

10. Импликация (условное суждение). Эквивалентность.

11. Деление суждений по модальности.

Основные формально-логические законы

12. Закон тождества. 14. Закон исключенного третьего.

13. Закон противоречия. 15. Закон достаточного основания.

Умозаключение

16. Чисто условное умозаключение.

17. Условно-категорическое умозаключение.

18. Разделительно-категорическое умозаключение.

19. Умозаключение с помощью “логического квадрата”.

20. Определение простого категорического силлогизма.

21. Общие правила силлогизма.

22. Фигуры силлогизма. Понятие о модусах фигур.

23. Первая фигура силлогизма и её правила.

24. Вторая фигура силлогизма и её правила.

25. Третья фигура силлогизма и её правила.

26. Сложные и сложно-сокращённые силлогизмы: полисиллогизм, энтимема, сорит, эпихейрема.

27. Общая характеристика индукции. 28. Полная и неполная индукция.

29. Научная и популярная индукция.

30. Причинная связь явлений и её логическое выражение.

31. Метод сходства. 32. Метод различия.

33. Соединённый метод сходства и различия.

34. Метод сопутствующих изменений. 35. Метод остатков.

36. Аналогия. Условия повышения достоверности выводов в умозаключениях по аналогии.

37. Взаимосвязь индукции и дедукции в логических выводах.

Аргументационные операции

38. Логическое доказательство. Его построение.

39. Типичные ошибки в доказательстве.

40. Гипотеза. Её опровержение и доказательство.

 

II. Контрольная работа

1. Нижеследующие, различные по содержанию высказывания сгруппируйте таким образом, чтобы высказывания одинаковой структуры входили в одну группу. Попытайтесь выразить структур­ную однотипность каждой группы формулой, используя символы для обозначения отдельных элементов структуры.

1) В комнате было темно, и пришлось зажечь свечу. 2) Лето в этом году будет дождливым или холодным. 3) В наш городок приехал цирк, и теперь все мальчишки толпятся у его входа. 4) Если шесть делится на два, то шесть четное число. 5) Если командир отдает приказ, подчиненный его выполняет.

2. Каким логическим союзом нужно связать суждения А и В, чтобы показать, что В следует из А, а А следует из В?

3. Определите отношение между следующими понятиями (име­нами) и изобразите это отношение при помощи круговой схемы.

1) Книга (А). Обложка (В).

2) Город на Украине (А). Город на реке (В).

4. В чем заключается операция сложения понятий (имен)? Каков результат сложения двух понятий (имен), находящихся в отношении рода и вида?

5. Произведите операцию умножения следующих понятий (имен). Результат умножения изобразите на круговой схеме штри­ховкой.

1) Кит (А). Акула (В).

2) Поэт (А). Художник (В).

6. Сравните следующие рассуждения:

1) Если число делится на 4, то оно делится и на 2.
Данное число делится на 4.
Следовательно, данное число делится на 2.

2) Если число делится на 4, то оно делится и на 2.
Данное число делится на 2.
Следовательно, данное число делится на 4.

Оба ли эти рассуждения правильны? Если имеется ошибка, укажите ее.

7. Проанализируйте следующий силлогизм:

Судебный приговор должен быть всесторонне обоснованным. Решение собрания — не судебный приговор. Следовательно, решение собрания не должно быть всесторон­не обоснованным.

По какой фигуре силлогизма построено рассуждение? Если оно неправильно, укажите ошибку.

8. Если монету и гусиное перо одновременно бросить на землю, монета проделает свой путь гораздо быстрее и раньше достигнет поверхности. Если тот же опыт проделать под колоколом воздуш­ного насоса, из которого выкачан воздух, монета и перо падают с одинаковой скоростью и вместе достигают поверхности. Какой вывод следует из этого эксперимента, и по какому методу индукции этот вывод сделан? Каким образом, по вашему мнению, может быть повышена степень вероятности вывода?

9. В рукописи популярной брошюры, посвященной вопросам музыки, в подстрочных примечаниях разъясняется значение терми­нов «флейта» и «ария» следующим образом:

1) флейта — музыкальный инструмент;

2) ария — музыкальное произведение для одного лица.

Правильны ли эти определения? Если нет, то как вы их испра­вите, редактируя рукопись? Какие правила определения здесь на­рушены?

10. В рукописи пособия по русской литературе на с. 156-й сказано; «Бунин не затушевывает социальных противоречий... На первом плане у него всегда острые социальные конфликты...» А на следующей странице говорится: «Бунин обходит социальные про­тиворечия, сглаживает социальные контрасты».

Совместимы ли эти высказывания? Если в тексте содержится смысловая ошибка, то назовите один из законов логики, который имеет к ней отношение. Приведите формулу этого закона и объяс­ните ее применительно к данной ситуации. Как вы построите беседу с автором, будучи редактором данного пособия?

11. В шахматном турнире принимают участие семь шахматистов первого разряда (вместе со мной) и два мастера спорта — всего девять человек. Жеребьевка еще не состоялась. Какова вероятность того, что в первом туре я буду играть с одним из мастеров? Какова вероятность того, что в первом туре я встречусь с перворазрядником?

12. Проанализируйте предложенную аргументацию:

«В момент выстрела потерпевший стоял лицом к преступнику. Доказать? Извольте. Прежде, чем влиться в тело, пуля какую-то долю мгновения тянет за собой кожу, прорывает ее и ссаживает по краям. Возникает, как говорят криминалисты, «поясок осаднения».

…«поясок осаднения» находился на ноге спереди».

С. 154.—Лаврова О.А., Лавров А.С. Черный маклер. Крими­нальные повести. — Тула; Приокское книжное издательство, 1990.—с. 400.

 

III. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание

1. Если обозначить простые суждения символами «А», «В», то все высказывания могут быть разделены на три группы; 1) и 3) имеют структуру «А или В», 2) и 4) имеют структуру «А и В», 5) и 6) имеют структуру «Если А, то В».

2. В приведенном высказывании союз или» употреблен в строго разделительном значении, так как две возможности, намеченные в высказывании взаимно исключают друг друга. В самом деле, если истинно, что «он приехал в город поздно вечером», то ложно, что «он приехал в город в середине ночи», и наоборот.


А и В А и В

 

6.Рассуждение ошибочно. Это рассуждение построено по схеме условно-категорического умозаключения. В условно-категориче­ских умозаключениях от утверждения следствия условного сужде­ния, являющегося одной из посылок, нельзя идти к утверждению основания, так как одно и то же следствие может вытекать из различных оснований. В нашем примере утверждение, что трава мокрая,не дает основания утверждать, что прошел дождь, так как влажность травы могла быть вызвана иными причинами.

7.Силлогизм построен по схеме 1-1 фигуры:


 

Ни одно из правил силлогизма не нарушено. Следовательно, силлогизм правилен.

8.В данном случае использован метод единственного различия. В самом деле, выращенные вместе ростки разбиты на две группы. Условия, в которых находятся обе группы ростков, одинаковы (освещенность, температура, влажность и др.), за исключением одного обстоятельства: одна группа получает кислород, вторая лишена доступа кислорода. Именно ростки первой группы приоб­ретают через некоторое время нормальную зеленую окраску, тогда как ростки второй группы остаются желтыми. Логично сделать вывод, что приобретение ростками первой группы зеленой окраски (свидетельствующей об образовании хлорофилла) зависит от нали­чия кислорода. Схема метода различия такова:

 

Случаи Обстоятельства, предшествую­щие явлению «а» Явления, причина которых уста­навливается
1 2 АВСД ВСД a ----

 

Вывод: А находится в причинной связи с «а».

Применительно к нашему случаю «А» обозначает наличие кис­лорода, «В», «С», «Д —прочие условия, «а» —приобретение рост­ками зеленой окраски (образование хлорофилла).

Мне кажется, что полученный таким путем вывод чрезвычайно вероятен, почти достоверен. Однако степень вероятности вывода, видимо, можно повысить, производя подобные опыты с ростками различных растений, изменяя условия опыта и т. д. Необходимым условием является соблюдение единственного различия: в одном случае наличие кислорода, в другом — отсутствие его.

9. Первые два определения не могут быть признаны строгими с логической точки зрения. В них нарушено правило соразмерности. Согласно этому правилу, определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объему. Между тем в первом и втором определениях определяющие понятия («усвоение растениями орга­нических веществ», «стопа с ударением на первом слоге») шире определяемых понятий. В самом деле, в первом определении фо­тосинтез включается в класс процессов, посредством которых рас­тение усваивает органические вещества, однако не указывается, чем именно он отличается от других процессов (например, от почвен­ного питания растения). Во втором определении не указывается, сколько слогов содержит стопа, и хорей можно спутать с дактилем. Другими словами, в тих определениях указан лишь род, к которому относятся определенные понятия, но не указаны видовые отличия. В третьем случае нарушено правило ясности определения, со­гласно которому определение не должно содержать сравнений, метафор, образов и т. д. Редактируя рукопись, неправильные определения я заменил бы следующими:

фотосинтез — процесс питания зеленых растений, который осуществляется при помощи световой энергии, поглощаемой хло­рофиллом растений;

хорей —двухсложная стопа с ударением на первом слоге;

архитектура—искусство строить здания, сооружения и их комплексы.

10.На мой взгляд, в объявлении содержится противоречие. Сначала утверждается, что республиканское первенство по бадмин­тону является личным (т.е. таким, в котором призовые места оспаривают не команды, а отдельные спортсмены) а затем говорится, что в этом первенстве участвуют команды таких-то городов. Таким образом, здесь нарушен закон противоречия, формула кото­рого («Неправда, что А и не — А») воспрещает мыслить противо­речиво. Правда, члены противоречия здесь непосредственно не даны; но легко выводятся из текста: «Первенство будет личным» и «Первенство не будет личным» (поскольку оно будет командным). Замечу, что иногда используется и лично-командная форма прове­дения соревнований, но это обстоятельство обычно четко фикси­руется. В данном случае какая-то (существенная для любителей, болельщиков) часть информации искажается. Можно предполо­жить, что редактор газеты не располагал достаточно точной инфор­мацией о предстоящих соревнованиях. Однако, он легко мог избавиться от смысловой погрешности, заменив слово «команды» во второй фразе словом «спортсмены».

11. Упражнение одиннадцатое выполняется следующим обра­зом: составляем уравнение.

Число благоприятных случаев—20. Число возможных исходов 20 + 30. Следовательно, вероятность того, что мы достанем с полки книгу на английском языке:


12. Для выполнения этого упражнения мы воспользуемся пред­ложенным алгоритмом. Цель этого текста — поставить под сомне­ние идею о том, что самолет взорвался в воздухе. Следовательно, перед нами опровержение. Под сомнение ставится идея — то есть перед нами критика тезиса. Опровержение выполняется следующим образом. Мы предполагаем, что критикуемый тезис истинен. Вы­водим из него следствия, которые можно проверить. Проверка показывает, что эти следствия не соответствуют реальному положе­нию дел. Следовательно, тезис является ложным. Таким образом, это прямое опровержение. Он соответствует сформулированным правилам. Следовательно, это правильное опровержение.


Логика

Задание № 3.

Для успешного овладения основными законами логики и сдачи экзамена по дисциплине рекомендуется до начала сессии подготовить краткие, но ясные и чёткие конспекты по контрольным вопросам и, руководствуясь ими, самостоятельно выполнить контрольную работу. Во время сессии за немногие аудиторные часы, отведённые для занятий по логике, мы будем исправлять ошибки в контрольной работе и заниматься теми вопросами, ответы на которые вы не нашли и не смогли разобраться в них.

 

I. Контрольные вопросы по курсу логики

1. Логика как наука. Её значение в формировании профессиональной культуры журналиста.

Понятие

2. Понятие и представление. Содержание и объём понятия. Объёмные отношения между понятиями.

3. Логические операции с понятиям: сложение, умножение, отрицание, обобщение, ограничение.

4. Деление, его виды и правила (и соответствующие ошибки).

5. Определение и его правила. Виды определений и использование их в практике журналиста.

Суждение

6. Суждение и предложение. Простое и сложное суждения.

7. Деление атрибутивных суждений по количеству и качеству.

8. Суждение отношений. Умозаключение отношений.

9. Соединительные (конъюнкция) и разделительные (дизъюнкция) суждения.

10. Импликация (условное суждение). Эквивалентность.

11. Деление суждений по модальности.

Основные формально-логические законы

12. Закон тождества. 14. Закон исключенного третьего.

13. Закон противоречия. 15. Закон достаточного основания.

Умозаключение

16. Чисто условное умозаключение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных