Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности 1 страница




Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.

Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

 

3. Возникновение и основные этапы развития логического знания

Логика относится к числу древнейших наук. Элементы логических знаний были уже в философии Древней Индии и Древнего Китая. Затем логические проблемы получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно они складываются в более или менее стройную систему, оформляются в самостоятельную науку.

Каковы предпосылки возникновения логики? Основными являются две. Одна из них - зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н.э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Здесь складывается математика, основанная на выводном знании, предполагающем умение умозаключать и доказывать. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания. Логика и возникла, прежде всего, как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Другая причина - это развитие древнегреческой демократии, что потребовало развития ораторского искусства, в том числе и судебного, которое расцвело в условиях античных республик. Умение убеждать других, защищая свое мнение, становилось жизненной потребностью. И не случайно в это время появляются школы софистов, которые предлагали за достаточно высокую плату учить граждан античного полиса не «о чем мыслить», а «как мыслить» - не «что доказывать», а «как доказывать». Именно для такого обучения были сформулированы софизмы в их первоначальном значении: речевой прием, с помощью которого можно доказать все, что тебе надо. Софизм «Рогатый» стал знаменитым еще в древности, и сейчас он предстает как образцовый. Суть его сводится к следующему рассуждению: «То, что ты не терял, ты имеешь. Рогов ты не терял. Следовательно, ты - рогатый».

С помощью софизмов действительно можно было доказать все, что хочешь. Древнеримский философ Сенека сравнивал софизмы с искусством фокусника, относительно манипуляций, которого мы не можем сказать, как они совершаются, хотя и твердо знаем, что в действительности все делается совсем не так, как это нам кажется.

Со временем софизмы начинают критиковать, как умышленный обман с целью выдать ложь за истину. Однако софисты сделали свое дело: они привлекли внимание философов к проблемам мышления, его правилам и формам, которые должны привести не к сиюминутной выгоде, а к Истине.

Основателем логики считается великий древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (от греч. - «орудие познания») он разработал учение о трех формах мышления (понятие, суждение, умозаключение), исследовал метод дедуктивного рассуждения, сформулировал три основных закона логики. Свою логику Аристотель называл формальной, подчеркивая ее относительную независимость от содержательной стороны мышления.

Так закладывались основы формальной логики, которая прошла два основных этапа в своем развитии. Основанием деления на эти этапы служит различие применяемых в логике средств и методов исследования. Начало первого этапа связано с работами Аристотеля, основным содержанием которых была теория дедукции (направленность рассуждении от общего знания к частному), хотя философ уделял внимание и многим другим проблемам логики как обобщению предшествующей практики мышления.

Логические исследования были продолжены античной школой стоиков. Затем логика получила развитие в средние века и в эпоху Возрождения. Дальнейшее развитие аристотелевской логики связан с именем английского философа Ф. Бэкона (1561-1626), который стал родоначальником индуктивной логики (направленность рассуждения от частного знания к общему), необходимой для развития эмпирической, опытной науки. Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Дж.С. Миллем (1806-1873).

Дальнейшее развитие логики связано с именами выдающихся западноевропейских мыслителей: Р.Декарта, И.Канта, Г.Лейбница и др. Г. Лейбниц (1646-1716), в частности, сформулировал четвертый основной закон логики - закон достаточного основания. Им была предложена программа математизации логики, то есть создания полностью формализованной логики, что позволило бы применить математические методы к решению логических проблем. Эта программа была реализована лишь в XX веке, и это было началом нового этапа в развитии формальной логики - логики математической (или символической).

Современная символическая логика - интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов или, как их принято называть, неклассических логик: модальная логика, многозначная логика и т.д.

5. Основные законы логики как принципы правильного мышления

Закон логики (логический закон, как его понимают в классической логике) - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения.

Логические законы обусловливают правильность рассуждения. Правильным называется рассуждение.

построенное в соответствии с требованиями законов логики. Однако надо помнить, что формально правильное рассуждение не всегда приводит к истинному результату, так как помимо формы мышление имеет и другую сторону - содержание. Мысль является истинной, если она соответствует действительности; в противном случае мысль является ложной. Всякое рассуждение приведет к истинному результату, если оно является истинным по содержанию и правильным по форме.

Как уже говорилось ранее, в истории логики были сформулированы 4-е основные закона логики. Три из них были сформулированы Аристотелем. К ним относится:

1. Закон тождества: «Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе». Этот закон формулирует важнейший принцип определенности мышления, запрещая менять содержание мысли и вкладываемый в понятия и суждения смысл без специальных оговорок и переобозначений.

Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.

Например, два высказывания: «Иванов совершил кражу» и «Иванов тайно похитил чужое имущество» - выражают одну и ту же мысль (если, разумеется, речь идет об одном и том же лице), так как кража и есть тайное хищение чужого имущества. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные. С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей.

2. Закон непротиворечия: «Два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них с необходимостью ложно». Этот закон формулирует важнейший принцип непротиворечивости правильного мышления, указывая, что нельзя, утверждая что-либо о каком-либо предмете (явлении действительности), в то же самое время утверждать о нем и нечто противоречащее.

Например, нельзя одновременно утверждать, что «Иванов - отличник» и «Иванов - двоечник». Понятно, что, по крайней мере, одно из них будет ложным, хотя могут быть и оба ложны, но никогда они не могут быть одновременно истинными. Однако не будет противоречия между высказываниями, если в одном из них утверждается принадлежность предмету одного признака, а в другом - отрицается принадлежность этому же предмету другого признака; и если речь идет о разных предметах или об одном предмете, но в разное время (или предмет рассматривается в разных отношениях). Указанные условия есть логические границы применимости закона непротиворечия: речь в двух высказываниях должна идти об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время.

3. Закон исключенного третьего: «Истинно само высказывание или его отрицание - третьего не дано». Закон устанавливает связь между двумя противоречащими высказываниями, когда одно из них утверждает наличие некоторого признака у предмета, а другое отрицает этот же признак у данного предмета. Эти высказывания не могут быть одновременно ложными, одно из них с необходимостью истинно.

Например: «Иванов - отличник» и «Иванов не отличник». Одно из этих высказываний с необходимостью ложно. Этот закон имеет те же логические границы применимости, что и предыдущий закон: речь должна идти об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время. Закон имеет широкое применение в практике доказательства от противного.

4. Закон достаточного основания был сформулирован Лейбницем позже, когда необходимо было разработать логическую основу теоретической науки, логически корректную схему обоснования истинности ее выводов. Закон этот гласит'. «Всякая мысль признается истинной, если для этого есть (приводятся) достаточные основания». Такими достаточными основаниями могут быть: эмпирические данные личного опыта; общечеловеческий опыт, зафиксированный в законах науки; всякая другая мысль, истинность которой доказана ранее и из которой с необходимостью следует истинность данной мысли. Из этого закона вытекает требование, чтобы ничто не принималось просто так, на веру. В случае каждого утверждения, особенно в науке, следует указывать основания, в силу которых оно признается истинным.

4. Мышление и язык.

Мышление человека неразрывно связано с языком. Объясняется это тем, что мышление абстрактно по своей природе. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать только в языковой форме. Язык выступает материальной оболочкой мыслей, и потому выявление логических структур мышления возможно только путем анализа языковых выражений.

Язык - это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Знак - это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков, прежде всего, выделяют два вида: знаки-образы и знаки-символы.

Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов, фотоснимки, некоторые дорожные знаки с изображением людей и т.д.

Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами.

Например: нотные знаки, знаки азбуки Морзе, буквы в алфавитах национальных языков.

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для более точной передачи информации. Слова искусственных языков отличаются строгостью значений, однозначностью. Строгостью отличаются и правила их использования. Искусственные языки различной степени строгости широко применяются в современной науке и технике.

Особую группу составляют смешанные языки, базой для которых выступают естественные (национальные) языки, дополняемые однозначно понимаемыми терминами и условными обозначениями. Если язык полностью записывается краткими символами, то такой язык называется формализованным. В логике используется смешанный язык (частью которого является формализованный язык), который структурно отражает и точно следует за смысловыми характеристиками естественного языка.

Формализованный язык логики включает:

1. «логические переменные», то есть символы, которые заменяют содержательные элементы речи. К ним относятся, во-первых «имена» (символы, обозначающие предметы и их признаки) - обозначаются, как правило, большими буквами латинского алфавита: А, В, С, D и т.д.; во-вторых, «высказывания» (символы, обозначающие языковые выражения, представленные предложениями) - обозначаются маленькими буквами латинского алфавита: а, Ь, с, d и т.д.

2. «логические постоянные», то есть символы для обозначения логических связок или количественных характеристик высказываний, логических свя зок имен. К логическим связкам относятся:

л - конъюнкция (в русском языке ей соответствует соединительный союз «и»У,

v - дизъюнкция (в русском языке ей соответствует разделительный союз «или»);

v - строгая (сильная) дизъюнкция (в русском языке ей соответствует строго разделительный союз «либо - либо»),

-> - импликация (в русском языке ей соответствует условный союз «если..., то...»),

з - эквиваленция или двойная импликация (в русском языке ей соответствует сложный союз «если и только если..., то...»);

1 - отрицание («неверно, что»), и некоторые другие символы.

Используются в формализованном языке логики и некоторые технические знаки, например, разнообразные скобки и т.д.

6.. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Познавательные возможности понятия

Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие является результатом обобщения множества однородных предметов по их существенным признакам. Признаками предмета называются любые его свойства, состояния и отношения, которые фиксируются в мышлении и помогают распознать предмет среди других предметов. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету, но и отсутствующие свойства также могут рассматриваться как его признак. Например, отсутствие студента на занятии, отсутствие билета у пассажира и т.д.

Каждый предмет имеет множество разнообразных признаков, среди которых можно выделить:

Во-первых, единичные и общие признаки. Общие признаки - это признаки, принадлежащие определенной группе предметов, а единичные - только отдельным предметам.

Так, каждый студент имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка и т.д.) принадлежат только определенному человеку и отличают его от других; другие (возраст, национальность, место учебы и т.д.) являются общими для определенной группы студентов.

Во-вторых, выделяют признаки существенные и несущественные.

Существенные признаки - это признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность; без них данный предмет не может существовать в своей качественной определенности.

Несущественные признаки могут быть у предмета, а могут и отсутствовать. Так, существенными признаками студента являются такие признаки, как- то, что он человек, учащийся и обучается в высшем или специальном среднем учебном заведении.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания, в том числе представления, которое является чувственно-наглядным образом какого- либо конкретного предмета. Представление фиксирует многие признаки предмета, как общие, так и единичные, часто случайные. Так, представление о яблоке - это образ, который сохранит множество признаков конкретного яблока: например, округлая форма с вмятинкой с правой стороны, неравномерно окрашенное с зеленым пятном слева и т.д. Понятие лишено наглядности и отражает предметы в их общих существенных признаках, которые могут быть, и не наблюдаемы в непосредственном опыте. Понятие как форма мышления отражает предметы в абстрактной, обобщенной форме на основе их существенных признаков. Поэтому понятие беднее представления по количеству фиксируемых признаков, но оно глубже проникает в действительность, отображает ее с большей полнотой, выявляя существенные признаки предметов.

Понятие - это всегда результат длительного познавательного процесса на основе развития опыта и активной деятельности познающего человека, использующего множество логических приемов для выявления существенных признаков предметов. Важнейшими из них выступают: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

Сравнение - это мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Анализ - это мысленное разложение предмета на его признаки. Выделение с помощью анализа признаков, позволяет отличить существенные признаки от несущественных и абстрагироваться от них.

Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) - мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Существенные признаки предмета, выделенные с помощью анализа и абстрагирования, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью синтеза.

Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется с помощью обобщения - логического приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы-признаки (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя

существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления - понятие.

Языковой формой понятия является слово или словосочетание, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Однако между словом и понятием нет полного совпадения.

Во-первых, всякое понятие выражается словами, но не всякое слово выражает понятие. Например, многие частицы ("то", "нибудь" и т.д.) не имеют самостоятельного смысла.

Во-вторых, в разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами, что хорошо известно любому изучающему иностранные языки.

В-третьих, в любом естественном языке существуют многозначные слова. Например, существуют омонимы и синонимы. Омонимы - это слова, совпадающие по звучанию и написанию, но выражающие разные понятия. Например, "коса" - это и сплетенные пряди волос, и идущая от берега узкая полоса земли, и орудие для срезания травы, злаков и т.д. Синонимы - это слова, близкие или тождественные по своему значению, но отличающиеся друг от друга по форме. Например, "договор", "соглашение", "контракт" и "конвенция".

Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому всегда необходимо точно установить значение слов, чтобы употреблять их в строго определенном смысле и не нарушать логических правил мышления.


Понятие как форма мысли, то есть в логическом отношении, есть единство двух составляющих - содержания и объема. Содержание понятия совокупность существенных признаков, которые мыслятся в данном понятии. Объем понятия - множество предметов, которые охватываются данным понятием.

Например, содержанием понятия "студент" являются вышеуказанные существенные признаки, присущие всем студентам (человек, учащийся и т.д.). Объем понятия "студент" (или "студенты" грамматическая форма разная, а понятие одно) составляют все реально существующие студенты.

Содержание и объем понятия связаны между собой логическим законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот, чем меньше содержание понятия, тем больше его объем.

Например, в понятии "студент МИИТа" содержание включает все признаки понятия "студент", а также еще один дополнительный признак, указывающий профиль института. Таким образом, содержание в понятии "студент МИИТа" больше. Объем же тут будет меньше, так как включает студентов только МИИТа.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе логических операций, которые будут рассмотрены далее.

7.Виды понятий по составу, объему и содержанию

Классификация понятий в логике основана на характеристике понятий со стороны их словесной формы, объема и содержания.

По составу (по форме) принято выделять понятия простые и сложные.

Простые понятия - это понятия, которые выражаются одним словом ("студент", "человек", "чувство" и т.д.). Сложные понятия - это понятия, которые выражены словосочетанием, включающем два, три и более слов ("железная дорога", "студент первого курса" и т.д.).

По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые в зависимости от количества элементов, входящих в объем понятия.

Единичные понятия - это понятия, в объемы которых входит только один единственный элемент, уникальный предмет. Например, "московское метро", "великий русский писатель Л.Н.Толстой" и т.д.

Общие понятия - это понятия, объемы которых содержат два и более элементов ("метро", "писатель" и т.д.).

Пустыми понятиями называются понятия, которые относятся к несуществующим реально предметам, то есть у них нулевой объем. Таковы понятия, которые носят фантастический характер ("русалка", "кентавр" и т.д.) или выражают идеализированные объекты науки ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "идеальное государство" и т.д.). Пустые понятия могут возникать и как результат ошибки в мышлении, в частности при нарушении логических правил.

Деление понятий на пустые и непустые (единичные и общие) в известной мере относительно. Несуществующее в одних условиях может стать существующим в других. Так, "московское метро" было до поры до времени пустым, ибо такового не существовало. Затем, когда началось его строительство, понятие о нем стало непустым. Относительность деления понятий на пустые и непустые определяется и тем, что понятия, являющиеся непустыми в одной системе мировоззрения, могут оказаться пустыми в другой, и наоборот. Так, для суеверного человека "русалка", "домовой" - не пустые понятия, а в научном плане - это пустые понятия, не имеющие аналога в действительности.

По содержанию понятия бывают точные и неточные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные.

Точные понятия - это понятия, которым в действительности соответствует четко очерченный круг предметов. Неточные понятия - это понятия, которые охватывают неопределенный круг предметов.

Например, понятие «молодой человек» относится к человеку и 15-ти лет, и 25-ти лет, и 30-ти лет и даже старше, если он хорошо выглядит. Тут нет четкой возрастной границы, как, например, в понятии «совершеннолетний», то есть достигший 18-летнего возраста.

Конкретные понятия - это понятия, в которых мыслятся предметы (один или множество), существующие самостоятельно. Абстрактные понятия - это понятия, в которых мыслятся свойства, отношения, состояния, действия и т.д., сами по себе не существующие. Это свойства чего-либо, действия кого-либо и т.д.

Например, конкретными являются понятия: «сотрудник», «адвокат», «государство» и т.д.; абстрактными понятиями являются: «сотрудничество», «защита», «подозрение», «равенство» и т.д.

Положительные понятия - это понятия, в которых утверждается наличие какого-либо признака у предметов.

В отрицательных понятиях указывается отсутствие признака, и само это отсутствие выступает в качестве существенного признака предмета мысли. Отрицательный характер понятия часто подчеркивается грамматической формой слова: «беспредел», «неграмотность», «невиновный» и т.д., но иногда отрицание выражено неявно, в самом содержании понятия.

Например, «произвол» - отсутствие порядка и законности; «глупость» - отсутствие ума, сообразительности и т.д.

Давая логическую характеристику понятию как «положительное» или «отрицательное», нельзя смешивать ее с этической оценкой явлений, которые отражаются этими понятиями.

Например, бескорыстие - явление положительное в нравственном отношении, но в логическом отношении понятие «бескорыстие» - отрицательное, так как в нем отрицается наличие признака «корысти».

Понятия, отражающие предметы, которые существуют самостоятельно и мыслятся вне их отношения к другим предметам (могут существовать вне этого отношения) называются безотносительными понятиями. Таковы понятия «студент», «место преступления», «мужчина» и др.

Соотносительные понятия - это понятия, в содержании которых как существенный признак указывается отношение между двумя предметами, которые друг без друга не существуют. Поэтому они в своем употреблении обязательно соотносятся с другими понятиями или подразумевают их. Например, таковы понятия: «родители» (есть дети), «муж» (есть жена), «соучастник» (есть другой участник) и т.д.

Собирательные понятия - это понятия, в которых некоторая совокупность однородных предметов мыслится как одно целое; свойства целого не являются свойствами каждого элемента. Например, «коллектив», «группа», «рота», «коллегия» и т.д. Все остальные понятия называются несобирательными - тут признаки, указанные в содержании понятия, относятся к каждому предмету. Например, «человек», «студент», «солдат», «адвокат» и т.д.

Важно не путать понятия общие и собирательные. Собирательные понятия могут быть как общими («коллектив», «батальон»), так и единичными («созвездие Большой Медведицы»). Часто собирательный или несобирательный (разделительный) смысл понятия задается контекстом его употребления.

Например, понятие «человек» имеет несобирательный (разделительный) смысл в высказывании: «В Риме проживало около миллиона человек». Но это же понятие имеет собирательный смысл в высказывании: «Человек - венец божественного творения», так как здесь имеется в виду человек как род человеческий.

8. Логические отношения между понятиями

Между понятиями существуют логические отношения по содержанию и по объему.

По содержанию понятия бывают сравнимыми, если в их содержании есть общие признаки, позволяющие их сравнивать. Несравнимыми являются понятия, в содержании которых нет общих признаков.

Например, невозможно сравнивать «квадрат» и «общественное мнение», но сравнимы «квадрат» и «окружность», как две геометрические фигуры.

Между сравнимыми понятиями могут быть установлены логические отношения по объему: отношение совместимости, когда объемы понятий полностью или частично совпадают, - и отношение несовместимости, когда объемы понятий не совпадают ни полностью, ни частично.

Отношение совместимости бывает трех видов: равнообъемность, пересечение и подчинение. В отношении равнообъемности (или равнозначности) находятся понятия, в которых мыслятся одни и те же предметы, но в разных аспектах. Объемы этих понятий полностью совпадают, хотя содержание понятий различно.

Например, в отношении равнообъемности находятся понятия «равноугольный треугольник» (А) и «равносторонний треугольник» (В). Эти понятия отражают один класс предметов - треугольники, у которых равны углы и равны стороны.

В логике принято графически изображать логические отношения между понятиями по объему с помощью кругов, предложенных крупнейшим ученым XVIII века Л.Эйлером. Сравнение понятий по объему сводится к выявлению расположения кругов по отношению друг к другу. Отношение равнообъемности будет изображаться одним кругом, так как объемы двух понятий А и В при наложении полностью совпадают (рис. 1).

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, когда объем одного понятия частично входит в объем другого, а частично выходит за его пределы.

В отношении пересечения находятся, например, понятия «турист» (А) и «студент» (В): некоторые туристы являются одновременно студентами (но не все) и некоторые студенты являются туристами (но не все). С
помощью кругов Эйлера это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (рис. 2).

В отношении подчинения (или субординации) находятся понятия, когда объем одного понятия полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «студент» (А) и «студент МИИТа» (В) (рис. 3). В вышеуказанном варианте большее по объему понятие (А) называется родовым понятием (род), а меньшее по объему (В) - видовым понятием (вид).


 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных