Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Применения и преимущества




· Используя эту технику, вы можете улучшить концентрацию, увеличить энергию, повысить продуктивность работы и избежать прокрастинации.

· Модулор времени можно также использовать для учета и планирования рабочего времени — приобретя опыт его применения на своих задачах, вы будете легко понимать, сколько таймов займет та или иная работа, и быстро оценивать время, требуемое на выполнение проекта.

· Модулор помогает структурировать работу над большими проектами, естественным образом разбивая их на подзадачи.

· Использование таймов может оказаться особенно полезным для тех, кто занимается малоподвижной компьютерной работой. Многие люди сидят за компьютером часами просто потому, что не так-то легко от него оторваться.

· Лень, демотивация, нежелание работать — это естественная реакция психики на что-то, что подсознательно воспринимается как тяжелое — в частности, именно так наша психика воспринимает задачу, объем которой не может оценить. Если мы используем таймы для работы с такими задачами, наше подсознание «знает», что работе будет посвящен определенный интервал времени, и воспринимает этот интервал как понятный результат. Другими словами, таймы»материализуют» время, делают его осязаемым и внутренне приемлемым.

Ответы на возможные вопросы

Почему бы не использовать естественные интервалы — час, полчаса, четверть часа?

Система измерения времени, которой мы пользуемся, была создана древними вавилонянами на основе шестидесятиричной системы счисления. 24 часа и 60 минут — это результат стремления к математическому удобству. Однако с точки зрения эргономики час как базовый модуль— слишком большая величина для большинства интеллектуальных задач. Более удобным модулем мне представляется академический час, то есть 45-минутный интервал, который и взят за основу ряда, — остальные таймы получаются его делением или умножением на 2 (с округлением до целых минут).

Пропорция 2:1, выбранная для ряда, кажется мне оптимальной по нескольким причинам. Во-первых, как было сказано выше, она позволяет легко суммировать таймы разной длины. А во-вторых, она дает оптимальный шаг, то есть такой, при котором ряд состоит из наименьшего возможного количества элементов. Что интересно, именно эта пропорция наиболее употребительна в музыке (которая тоже своим способом имеет дело с организацией времени:)

При определении длительности таймов я обращал внимание на следующие параметры:

1. Главный фактор — время, требуемое для того, чтобы произвести значимый результат в рамках выполнения задачи. Некоторые задачи требуют длительной подготовки и погружения в контекст, в других результат достигается за несколько минут.

2. Интенсивность работы. Одни задачи требуют большого напряжения сил, другие не требуют ничего, кроме внимания.

3. Требуемая степень концентрации. Некоторые задачи можно выполнять не сильно задумываясь, другие требуют большой собранности.

4. Влияние отвлекающих факторов. В процессе выполнения некоторых задач может возникнуть большое количество отвлекающих факторов, другие сами поглощают наше внимание.

Вот небольшая схемка, условно показывающая, как выбранные длительности таймов взаимодействуют с этими параметрами.

 

 

  1. Метод «Матрица возможностей».

Матрица возможностей — это простой и действенный метод создания идей, позволяющий сделать даже рутинную работу интересной и получить на выходе достойный творческий результат. В определенных рамках он работает безотказно, а благодаря своей простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется — это хорошо разбираться в области, в которой поставлена задача.

Матрицу возможностей (известную также как морфологический анализ, автор — астрофизик Фриц Цвикки) можно отнести к аналитическому поколению креативных методик, сформировавшемуся в период второй мировой войны. О морфологическом анализе уже многие писали, однако думаю, что не все читатели этого блога пробовали его практиковать — возможно, не в последнюю очередь из-за сложности имеющихся описаний. Поэтому постараюсь рассказать об этом методе как можно проще.

Область применения метода — решение творческих задач в многовариантном поле. Многовариантность возникает, в частности, когда поле уже хорошо вытоптано — в качестве типичного примера можно взять рекламную полиграфию. Это не единственная ситуация — могут быть и другие (например, придумать что-то совершенно новое, отталкиваясь от существующего поля), но оставим их за рамками этой заметки.

Лично я предпочитаю использовать матрицу возможностей для проектов, где нужно придумать что-то свежее, не отходя слишком далеко от сложившихся правил. Метод хорош тем, что позволяет использовать особенности такой ситуации (множество существующих примеров, правил и параметров задания) в свою пользу. Например (возвращаясь к полиграфии), давайте придумаем новый дизайн буклета.

Прежде чем приступить к работе, не забудем четко сформулировать задачу и основные требования. В нашем примере — «Создать презентационный буклет для вип-клиентов банка, бюджет неограничен».

Инструкция

1. Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.

2. В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.

3. Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д., калька, алюминий, пластик, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов — вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование случайного стимула или других простых и быстрых методов генерации идей.

4. Произвольным образом компонуйсте отдельные ячейки в столбцах и смотрите, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой, выборочная УФ-лакировка, обложка из шлифованного алюминия с незаметной гравировкой имени любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, не будем пытаться перебрать абсолютно все варианты — может быть, проще использовать возникающие комбинации как, опять-таки, своего рода случайные стимулы. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углублясь в их критику.

5. Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).

Как видите, все довольно просто. Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы. Остальное — дело времени. Его, кстати, уходит не так много — 20—30 минут.

 

  1. Метод «Переворот»

Наша материальная жизнь — это постоянная борьба с хаосом. Единственное, что происходит само собой, — это энтропия. А вот в мире мысли все наоборот. Мир мысли — это антилабиринт, где, куда ни пойдешь — везде выход. Но как попасть в этот «мир наоборот»?

Очень просто: перевернуть мир обычный. Все, что для этого нужно, — это немного смелости и способность находить смысл в вещах, на первый взгляд кажущихся абсурдными. А в качестве инструмента можно использовать методику, описанную, в частности, Эдвардом де Боно и Майклом Микалко, которая так и называется: переворот (reversal).

Переворот помогает во многих ситуациях, на первый взгляд кажущихся тупиковыми. Ощущение тупика может возникнуть оттого, что направление поисков обычно задано нашими допущениями и домыслами, и вдруг оказывается, что выхода в этом направлении нет. Или оттого, что непонятно, в какую вообще сторону пойти. Или оттого, что проблемная ситуация привела нас в состояние ступора. Во всех этих случаях переворот предлагает использовать наши допущения как архимедову точку опоры, от которой можно оттолкнуться, чтобы начать движение. Эдвард де Боно в этой связи приводит простую, но яркую метафору пловца, который, доплыв до стенки бассейна, отталкивается от нее.

Последовательность шагов в «Перевороте» выглядит следующим образом.

1. Сформулировать задачу.

2. Перечислить все предположения и допущения, которые роятся вокруг этой задачи. Это могут быть допущения, сделанные при ее формулировке, или принятые подходы к решению таких задач, или предположения, относящиеся к каким-то элементам задачи.

3. Перевернуть все эти предположения. При этом будут ли они перевернуты кверх ногами, задом наперед или вывернуты наизнанку, нас заботит меньше всего.

4. Взять каждое перевернутое предположение и спросить себя, как сделать его возможным. Что должно произойти для того, чтобы это имело смысл? Эта операция должна быть проделана со всеми, в том числе и в особенности с самыми невероятными перевертышами.

5. Ну и, естественно, необходимо сразу фиксировать все возникающие идеи. Для этого удобно использовать майндмэппинг. Оценку и отбор идей лучше делать несколько позже и, возможно, в другом составе (если работа командная).

Один из классических примеров этого метода приводит Эзоп: птица, которая не могла достать клювом до дна кувшина, бросала туда камни, пока вода не поднялась.

Простейший современный пример — работа магазина. Допущение о том, что продавец обслуживает покупателей, раньше казалось незыблемым. Варианты переворота: покупатель обслуживает продавца, покупателей обслуживает не продавец, продавец является покупателем, продает покупатель, покупки вообще не происходит… Многие из этих вариантов сегодня реализованы в супермаркетах, автозаправках, интернет-магазинах, МЛМ-пирамидах, peer2peer сетях и так далее.

 

  1. Метод Колеса удачи.

Существует множество методов создания идей, использующих случайный стимул. Об одном из них рассказывает Майкл Михалко (Michael Michalko) в своей замечательной книге Thinkertoys (оригинал|перевод), о которой я еще обязательно напишу подробнее. Называется она Circle of Opportunity, в моем вольном переводе — «Колесо удачи». На самом деле это гибрид нескольких классических методов, от одного из которых (матрица возможностей) она унаследовала достаточно большую долю рациональности, поэтому с ней легко работать начинающим. Всё, что понадобится, — это лист бумаги и пара игральных костей.

Инструкция

1. Сформулируйте задачу, над которой вы собираетесь работать, желательно — в виде вопроса. Например: «Как по-новому отрекламировать гвозди?». Напишите его в центре листа и заключите в круг с двенадцатью делениями (деления пронумеруйте).

2. От каждого деления нарисуйте веточку наружу и напишите на ней какое-нибудь свойство продукта, над которым вы работаете. Не зацикливайтесь на одних только функциональных свойствах. Если речь идет о создании нового типа гвоздей, можно написать не только «острый, железный, скрепляющий, твердый, легкий, со шляпкой», но и «дешевый, популярный, полезный, цилиндрический» и так далее. Можно использовать любые свойства: цвет, фактуру, вкус, запах, размер, особенности производства, маркетинга, табу, связанные с этим продуктом и так далее.

3. Теперь наступает драматический момент метания костей. Сначала бросьте одну кость, потом обе, второй результат просуммируйте. Вы получите два числа. Сфокусируйтесь на свойствах, которые расположились на соответствующих веточках. Рассмотрите их по отдельности и в комбинации и попробуйте их видоизменить. Например, представим, что выпало «твердый, со шляпкой». Заменив шляпку на шлёпку, а твёрдый — на жидкий, получаем жидкие гвозди:) Сфокусировавшись исключительно на шляпке, можно придумать, например, двусторонние гвозди, где шляпка находится в середине и используется пистолетом как опорная точка для выстреливания гвоздей.

4. Если этого мало, можно отрастить от выбранных свойств цепочки свободных ассоциаций, а затем каждую из них попробовать применить к задаче в качестве стимула.

Важно не забывать о правилах работы со случайным стимулом: если выпали какие-то совершенно очевидные, на первый взгляд не вдохновляющие свойства, нужно все равно работать именно с ними, не пытаясь бросить кости еще раз. Однако не стоит тратить на эту работу много времени — если она не задалась, не упирайтесь рогом, лучше попробуйте другой метод.

 

  1. Метод Кьюбинга.

Кьюбинг (Cubing) — это разогревающая техника, часто используемая на подготовительном этапе в разного рода литературной работе. Кьюбинг помогает исследовать разные стороны темы, тем самым заставляя автора глубже ее продумать и найти нужный фокус. Кьюбинг с успехом применим в блоггинге, может использоваться и в более широком контексте — как метод для знакомства с новой темой, углубления понимания какой-либо проблемы, как разогрев на креатив-сессии и т.д. Как и в 4D-стимуле, для большей эффективности поверх темы можно наложить сетку.

Имя этой техники объясняется тем, что для того, чтобы описать куб, нужно посмотреть на каждую его сторону, то есть шесть раз сменить точку зрения. Кьюбинг ставит перед вами задачу исследовать минимум шесть разных точек зрения на предмет или идею.

Инструкция

Для начала возьмите небольшой трехмерный предмет, имеющий какую-то не совсем простую форму. Поставьте его перед собой и в течение 2 минут пишите о том, что вы видите. Когда время истечет, поверните его другой стороной и пишите еще 2 минуты о той стороне, которую вы видите теперь. Продолжайте поворачивать предмет и писать до тех пор, пока не опишете его с шести сторон. Честно следите за временем и не расстраивайтесь, если вам кажется, что писать уже не о чем — просто продолжайте писать дальше. Поставьте себе цель узнать как можно больше — как об этом предмете, так и о своих описательных способностях.

Следующим шагом выберите не конкретный объект, а нематериальную тему, концепцию или идею (например, тему заметки для блога, о который вам давно хочется написать, но к которой сложно подступиться). Точно так же пишите равное количество времени о каждой из шести сторон этой темы. Старайтесь написать не меньше чем о шести сторонах, даже если изначально вам приходит в голову только две-три.

Для того, чтобы переключаться между различными сторонами темы, вы можете использовать следующие вопросы:

1. Описание: что собой представляет эта тема, какими свойствами обладает?

2. Сравнение: с чем можно сравнить эту тему, на какие другие темы она похожа и чем отличается?

3. Ассоциации: Что приходит в голову в связи с ней? Пишите о любых связях — ассоциативных, причинно-следственных, символических, иррациональных и т.д.

4. Анализ: Из каких частей составных она состоит? Из чего и в каком контексте возникает, к каким другим темам ведет?

5. Использование: Кому и для чего полезна эта тема? Можно ли перенести ее в другие области?

6. Оценка: какие могут быть доводы за и против этой темы? Чем она интересна лично вам? Чем может быть интересна другим людям?

В результате такой работы вы можете углубить свое понимание темы и сделать четче свою позицию по ней, открыть для себя новую точку зрения, обнаружить новые направления для дискуссии. Кьюбинг также поможет протестировать, насколько тема богата содержанием, определить наиболее интересную сторону темы и выбрать ваш основной фокус (например, для статьи).

В принципе, как и в случае 4D-стимула, сетка может быть любой. Для простоты я использую 6-мерную сетку из оригинального описания — кстати, отличный ресурс по writing skills.

 

  1. Техники сна и сноведений.

Как явствует из предыдущей заметки, в моем зимнем ведическом распорядке сну отводится 8—9 часов в сутки. Некоторые утверждают, что это пустая трата времени. Однако сон — это не только наш священный долг, не только отдых и даже не только удовольствие. Время, отведенное для сна, может приносить вполне осязаемую «дневную» пользу в решении проблем и создании идей. Вот небольшой обзор креативных методик и приемов, связанных со сном.

Засыпание

Почти все, кто пишет о креативности, согласны с тем, что творческие порывы часто случаются тогда, когда их меньше всего ждешь. Майкл Микалко называет это Three B (Bed, Bath and Bus). Часто перед засыпанием в голову приходят необычные, зачастую очень точные и перспективные идеи. Однако запомнить их практически невозможно, потому что в процессе засыпания сознание расфокусируется (благодаря чему во многом и происходят такие неожиданные инсайты). Поэтому нужно обязательно положить рядом с кроватью блокнот и ручку и иметь под рукой неяркую лампу (запись, сделанная в темноте, может наутро оказаться совершенно неразборчивой).

Специально ждать появления идей не стоит — лучше настроиться на обычный лад. И еще один совет: если идея пришла, не увлекайтесь ею и не начинайте ее обдумывать — просто доверьте ее бумаге. Иначе вы рискуете лишить себя во-первых сна, а во-вторых — других идей, которые могут прийти следом (почему-то идеи всегда ходят табунами).

Сны

Сны — чрезвычайно богатый источник новых идей. Поэтому второе использование времени сна заключается в том, чтобы загрузить свое подсознание работой по решению какой-нибудь насущной проблемы. Для этого нужно перед тем, как лечь в постель, четко сформулировать для себя проблему и постараться донести до себя мысль о том, что вам необходимо ее решение.

Проснувшись утром, постарайтесь сразу, не вставая с постели, вспомнить, что вам снилось, и запишите все, не пытаясь анализировать. Лучше записывать сновидения в первые 5 минут после подъема. Разбором ночных полетов займитесь позже, когда у вас будет свободное время (например, в транспорте).

Не думайте, что вам обязательно приснится мудрец, который продиктует вам решение вашей задачи. Возможно, вы на первый взгляд вообще не заметите особой связи между вашими снами и задачей, над которой вы работаете. Однако она возникнет, как только вы попытаетесь одновременно удерживать их в сознании.

Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:

· Каких персонажей, какие вещи, места, события я видел?

· Кто главные действующие лица и каковы самые яркие образы сновидения?

· Какие ассоциации у меня возникают?

· Какое чувство я испытывал во время сновидения? Какое чувство возникает, когда я о нем думаю? (Эти чувства могут быть противоположными).

· Не меняет ли это сновидение саму постановку моего вопроса?

· Что говорит интуиция?

Поскольку в работе над сновидением задействован тот же механизм, что и в методике случайного стимула, можно поступить и по-другому — вообще не ставить себе вечером никакой задачи. В конце концов, вашему сознанию и так должно быть известно, над чем вы работаете и какие проблемы вас беспокоят. Просто запишите утром свои сновидения и используйте их как случайные стимулы.

Если вдруг вы проснулись ночью с четким ощущением того, что вам пришла в голову гениальная идея (бывает ведь и такое:)), не забудьте ее записать, какой бы простой и очевидной она вам ни казалась — 99% шансов, что утром вы ее уже не вспомните.

Маленькая деталь: лучше привыкнуть вставать без будильника, тогда пробуждение мягче и запоминается больше снов. Да и Аюрведа это советует.:)

Многие известные люди (например, Декарт), вели дневник сновидений. Начав записывать сны, вы обнаружите, что стали запоминать больше снов и больше деталей, а поначалу непонятные образы начинают приобретать смысл, становясь метафорическими символами. Дневник сновидений можно также использовать как источник вдохновения и стимулов для создания идей.

Инкубация

Так называется еще один метод, опирающийся на интуицию. В это случае работа состоит из трех этапов. На первом нужно четко сформулировать проблему, собрав и упорядочив максимум связанной с ней информации. Для маленькой задачки это можно сделать с вечера. Второй этап самый приятный: перестаньте думать о проблеме и ложитесь спать безо всяких намерений увидеть во сне что-то полезное — чем чище будет голова, тем лучше. Третий этап: вернитесь к проблеме наутро. Существует достаточно большая вероятность, что вам придет в голову нужная идея.

Тот же самыйх подход годится для решения больших проблем. Однако в этом случае вам придется потратить намного больше времени на знакомство с проблемой, а время, отведенное на инкубацию идеи, может растянуться до 3 месяцев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных