Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мышление и формы познавательной деятельности




ЛОГИКА

Предмет и значение логики

1.Берков В.Ф.

Б48 Логика: Курс лекций / Берков В.Ф. – 2-е изд., стер. – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 264 с.

2. Павлюкевич-конспект

Александр Ивин

4. http://lib.rus.ec/b/204547/read

 

(1)Хотя логика (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум) как наука существует около двух с половиной тысяч лет – ее основателем считается великий древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 до н.э.), - в настоящее время нет общепринятого определения этой научной дисциплины. Иногда под логикой понимают науку, которая исследует структуры мышления и раскрывает лежащие в его основе закономерности движения к истине.

(2)Логика это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности осуществляющейся с помощью языка. Логика учит правильному обоснованному рассуждению, критериям и методам позволяющим анализировать рассуждения и отличать правильные обоснованные рассуждения от неправильных.

(1) Термин «логика» в более узком значении и рассматривать логику как науку о схемах (логических формах) правильного рассуждения. При этом под рассуждением будем понимать переход от одних мыслей к другим относительно одного и того же предмета. В только что принятом нами определении логики встречаются, видимо, неизвестные выражения, которые, естественно, вызывают вопросы: «Что такое схема, или логическая форма, рассуждения (или, в более широком плане, - мысли)?» «Какое рассуждение называется правильным?»Для ответа на первый вопрос рассмотрим некоторые примеры.Возьмем такие выражения:«Все квадраты - прямоугольники»; «Все металлы - проводники электричества»; «Все бизнесмены - налогоплательщики». Сдесь общее характеризуется не конкретным содержанием мыслей, а схемой, способом их построения. Традиционно для обозначения объектов и их признаков используются соответственно буквы S и Р (начальные буквы латинских слов «субъект» (лат. subjectum – подлежащее) и «предикат» (лат. praedicatum –сказуемое). Тогда получается схема:Все S суть Р. Вторая группа выражений: «Если треугольник равносторонний, то он равнобедренный»; Введя вместо них соответственно переменные р и q, получим схему:Если р, то q. Можно приводить и другие примеры. Схемы, или логические формы рассуждений весьма разнообразны, их очень много, даже бесконечно много. Обобщенно их суть может быть выражена следующим определением: схема (логическая форма) рассуждения – это та его сторона, которая не зависит от конкретного содержания, но служит для связи и упорядочения его элементов.

В языке логическая форма фиксируется с помощью переменных (в рассмотренных случаях - это S, Р; р, q), а также логических констант. Логическая константа – это выражение, сохраняющее свое значение в любом рассуждении. В качестве логических констант в русском языке выступают слова «все», «некоторые», «суть», «и», «или», «либо, либо», «если, то», «тогда и только тогда, когда», «необходимо», «возможно» и др.

Поскольку логика (в узком смысле) имеет дело с логическими формами, постольку ее называют формальной логикой.

Теперь приступим к рассмотрению второго вопроса. «Какое рассуждение называется правильным?». Есть три разновидности схем рассуждений. Прежде всего, существуют схемы, которым присуще такое свойство: каким бы содержанием мы их ни наполняли, в результате получим верное, правильное рассуждение. Такой является, например, последняя из рассмотренных выше схем:Если р, то q; следовательно, если не - q, то не - р

В самом деле, верно, что из утверждения о равнобедренности равностороннего треугольника следует неравносторонность неравнобедренного; что из утверждения о наличии в обществе государства при наличии классов следует отсутствие классов при отсутствии государства и т.д.

Примечательно, что подстановка в данную схему вместо переменных р или q ложных выражений не превращает ее в ложный текст, рассуждение остается верным. Подставим, например, вместо р ложное выражение «Марс – звезда», вместо q – «Марс светит собственным светом». Получим рассуждение «Если Марс – звезда, то он светит собственным светом; следовательно, если Марс не светит собственным светом, то он – не звезда». Оно, как видим, бесспорно.

Схемы, обладающие только что отмеченным свойством, называются логически м и законами. И если рассуждение является правильным, то его схема построения – логический закон. Верно и обратное: если схема рассуждения – логический закон, то такое рассуждение является правильным. Ценность логики как науки состоит в том, что она вычленяет множество возможных схем правильного мышления, независимо от того, пользуется ли фактически отдельно взятый человек в процессе своего мышления этими схемами.

Важнейшая задача логики (формальной) – изобретение методов, позволяющих осуществлять отбор схем, которые являются логическими законами, отделять их от схем, которые таковыми не являются, и, в конечном счете, решать вопросы о правильности или неправильности рассуждений.

(3)Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (выводов, умозаключений) от неправильных.

Правильные выводы называются также обоснованными, последовательными или логичными.

Рассуждение представляет собой определённую, внутренне обусловленную связь утверждений. От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое рассуждение и перейти к другой теме. Но если мы решим провести его до конца, то сразу же попадём в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них следуют, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы тем самым автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным.

Логика занимается, конечно, не только связями утверждений в правильных выводах, но и другими проблемами. В числе последних – смысл и значение выражений языка, различные отношения между понятиями, определение понятий, вероятностные и статистические рассуждения, софизмы и парадоксы и др. Но главная и доминирующая тема логики – это, несомненно, анализ правильности рассуждения, исследование «принудительной силы речей», как говорил основатель этой науки – древнегреческий философ и логик Аристотель.

(4) Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный результат.

Первый метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Древнегреческие философы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.

Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами.

Недостатком данного метода является многозначность слова «логика». В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п.

Второй метод – справочно-академический. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление. Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.

Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.

Значение логики состоит в следующем:

а) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;

б) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;

в) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения.

г) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

 

Мышление и формы познавательной деятельности

Мышление — это процесс, в ходе которого человек сопоставляет мысли, т. е. рассуждает, умозаключает, из одних мыслей выводит другие, содержащие новое знание.

Мыслительный процесс имеет внутреннюю структуру и реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение нового знания в умозаключениях составляют формально-логический аппарат мышления. Логическая форма представляет собой исторически установившиеся способы связи составных элементов мысли.

Каждая простая мысль, как правило, состоит из двух основных элементов:

• отображение предмета, которое называется субъектом (обозначается латинской буквой S);

• отображение того или иного свойства предмета, которое называется предикатом (обозначается латинской буквой Р).

Например, в мысли "Лекция была очень интересной" такие элементы имеются: субъект — знание о прослушанной лекции; предикат — знание о качестве этой лекции: она была очень интересной.

Содержание мыслей может быть различным, но их логическая форма, тем не менее, одинакова. Указанные элементы мысли — субъект и предикат — выражают отношение между предметом и его свойством. Это отношение фиксируется в мысли словами "есть", "суть", "являются" (часто эти слова-связки только подразумеваются).

В зависимости от характера сочетания элементов мысли различают несколько основных устойчивых форм мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Логическая форма мышления применяется во всех областях знания, охватывает самое различное предметное содержание. Свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессодержательности и априорности, а указывает лишь на то, что эта форма отражает простейшие, наиболее часто встречающиеся свойства и отношения реального мира, общие для всех предметов и явлений объективной действительности. Поэтому и отражающая их логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не отрицает, а в еще большей степени подтверждает ее объективное содержание.

 

Логика 3 вопрос

Основные исторические периоды развития логики.

 

История логики насчитывает не менее 2.5 тысяч лет, истоки в Др.Индии и Др.Китае, затем в Др.Греции и Риме.

Основных причин развития логики две. Одна из них - зарождение и развитие наук, прежде всего - математики. Этот процесс относится к 6 в. до н.э. Другая, ещё более важная - развитие ораторского искусства, в том числе судебного (величайший римский оратор Цицерон).

Основателем логиги принято считать древнегреческого философа Аристотеля. Ему принадлежит ряд трактатов о логике («Органон»).

Аристотель сформулировал основные законы правильного рассуждения, ввел ряд новых понятий, продемонстрировал практическую значимость созданного инструментария в науке, общении и др.сферах.

Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с 17 века. Этот период связан с созданием на ряду с дедуктивной логикой, логики индуктивной. В ней нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе все более накапливающегося эмпирического материала.

Родоначальником индуктивной логики является англ. философ Ф.Бэкон. Как бы в противовес старому «Органону» Бэкон написал «Новый Органон», где изложил индуктивную логику.

Дедуктивизм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и индуктивизм (Гобс, Локк, Беркли, Юм) - главные направления развития логики вплоть до 19 века.

В конце 18 - начале 19 века стала выделяться относительно самостоятельная логическая наука - диалектическая логика. Первым, кто попытался ввести диалектику в логику был Кант. Он подвел итоги всего развития логики. Однако, заложив принципы новой логики, он не дал ее систематического изложения.

Попытку выработать целостную систему новой, диалектической логики предпринял Гегель. В своем труде «Логика науки» он раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями и действительной практикой мышления. Средством разрешения этого противоречия и стало создание им системы новой логики. В фокусе ее - диалектика мышления во всей его сложности и противоречивости.

Революцию в логических исследованиях вызвало создание во второй половине 19 века математической логики (символической), которая обозначила новый, современный этап развития логики. Наиболее важная особенность этого этапа - разработка и применение искусственного языка - языка символов, т.е. буквенных и других знаков.

К настоящему времени логика довольно разветвленная научная дисциплина. Ее важнейшим разделом, наряду с диалектической логикой, является формальная логика. Развитие формальной логики началось ещё в 30ых годах 20 века.

Сегодня развитие формальной логики идет в двух основных направлениях: 1) разработки новых систем логики, исследование свойств этих систем и отношений между ними, создание новой теории; 2) расширение сферы применения формальной логики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных