Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 14. Философия культуры




Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основ­ные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельиостная, семиотическая, игровая и др.) Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуля­ции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сооб­щества и формы их философского осмысления.

 

Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.

Философия и междисциплинарный подход в развитии знаний о со­временной культуре. Идея диалога естественных и гуманитарных наук. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления. Типы рациональности в культуре XXI в. Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся обществах. Феминистский поворот в культуре и философии. Философия и экологические императивы современной цивилиза­ции. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Перс­пективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1. Введение. Философия и жизненный мир человека.

 

1. Философия как способ самопознания человека.

2. Философия как знание и специфика философского мышления. Рефлективность и критицизм философии. Особенности философского знания. Философские категории.

3. Универсалии культуры и философия. Роль философии в формировании новых смыслов культуры.

4. Многомерность философии. Образы философии в истории культуры.

Подробный план занятия

  1. Философия как способ самопознания человека и осмысления его места в мире. Проблема предмета философии.
  2. Накопление философского знания как постоянная критика исходных принципов философского исследования. Смыслообразы, метафоры и аналогии как первичные формы бытия философских категорий.
  3. Специфика философской интерпретации. Философия как единство теоретических констатаций и нормативных предписаний.
  4. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философия как рефлексия над основаниями культуры и жизненными смыслами человека. Роль философии в формировании новых смыслов культуры.

 

Семинар 2. Философия как социокультурный феномен.

1. Мировоззрение, его уровни и структура.

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

3. Философия: определение, возникновение, развитие.

4. Основные разделы в системах классической и неклассической философии.

5. Статус, роль и функции философии в современной культуре.

 

Подробный план занятия

1. Определение мировоззрения. Обыденное (повседневное) мировоззрение. Познавательная, ценностная, деятельностно-поведенческая составляющая мировоззрения. Миропонимание и мироощущение. Художественно-образное и понятийно-рациональное мировоззрение.

2. Исторический характер мировоззрения. Понятие мифа. Современное мифологическое сознание. Функции мифа: обобщающая, объясняющая, регулирующая. Понятие религии. Функции религии. Отличия религиозного мировоззрения от мифологического. Отношение религиозного мировоззрения и теоретического мышления.

3. Становление философского мировоззрения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Формирующаяся философия и оформление религиозного мировоззрения. Формирование научного знания. Определение философии.

4. Основные проблемы философии и области философского знания. Предмет философского знания. Изменение предмета философии в процессе развития общества. Основной вопрос (проблема) философии. Онтология, гносеология, аксиология, антропология, праксиология, социальная философия.

5. Функции философии в обществе. Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, эвристическая, критическая и другие функции философии.

 

Дополнительные вопросы

 

1. Мыслители прошлого о сущности и особенностях философии.

2. Природа философских проблем.

3. Философские категории и универсалии культуры.

4. Философия и искусство.

5. Философия и наука.

6. Философия и религия.

 

Семинар 3. Философия древних цивилизаций Востока и античности.

1. Древние цивилизации Индии и Китая: особенности их культуры и философии.

2. Основные философские школы Древней Индии.

3. Древнекитайская философия.

4. Ранняя (досократовская) греческая философия.

5. Философия Сократа. Атомистическое учение Демокрита.

6. Философские системы Платона и Аристотеля.

 

Подробный план занятия

 

1. Особенности культурного развития древневосточных цивилизаций. «Восточный деспотизм». Сословно-кастовое деление общества. Единство мифологического, религиозного и философского сознания. Предфилософия Древней Индии и Древнего Китая. Особенности культурного развития Древней Греции. Предпосылки возникновения философии. Космоцентризм, онтологизм и рационализм древнегреческой философии.

2. Особенности древнеиндийской философии. Брахманизм. Ортодоксальные школы индийской философии (ньяя, миманса, вайшешика, йога, санкхья, веданта). Неортодоксальные школы индийской философии: джайнизм, буддизм. Трактовка проблемы соотношения души и тела в джайнизме. Буддийское учение о страдании и освобождении. Благой восьмеричный путь. Понятие нирваны в буддизме.

3. Особенности культуры Древнего Китая. Истоки китайской философии. Основные философские школы Древнего Китая. Нравственное учение Конфуция. Человек, семья, государство в конфуцианстве. Категория «дао» в древнекитайской философии. Отличия легизма от конфуцианства.

4. Особенности древнегреческой философии. Стихийный материализм милетской школы. Космологическая концепция Фалеса. Первооснова мира в философии Анаксимена. Понятие апейрона у Анаксимандра. Основа мира в трактовке Гераклита. Учение о Логосе. Диалектика Гераклита. Школа элеатов. Становление понятийно-аналитического мышления. Учение о бытии. Противоречия между разумом и чувствами. Доказательства невозможности движения (апории).

5. Нравственное содержание философии Сократа. Трактовка добродетели. Метод диалогического спора (майевтика). Этический рационализм Сократа. Сократические школы (мегарская школа, киники, киренаики). Атомизм Демокрита. Учение о необходимости. Трактовка познания у Демокрита.

6. Идеализм Платона. Понятие идеи. Учение Платона о душе. Трактовка Платоном процесса познания. Учение об идеальном государстве. Материя и форма в философии Аристотеля. Учение об уровнях души. Учение Аристотеля о человеке и государстве. Логика Аристотеля.

 

Дополнительные вопросы

1. Философские идеи Эмпедокла и Анаксагора.

2. Пифагорейский союз и магия чисел.

3. Знаменитые античные парадоксы и софизмы.

4. Философия стоиков.

5. Античный скептицизм.

6. Неоплатонизм и христианство.

 

Семинар 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

1. Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители. Патристика.

2. Схоластика, ее метод и основные проблемы. Спор об универсалиях.

3. Философия Фомы Аквинского.

4. Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия, пантеизм, социально-политическая мысль.

 

Подробный план занятия

1. Основные черты христианского мировоззрения. Особый вид теоретизирования в средневековой философии. Апологетика. Восточная (греческая) и западная (латинская) патристика. Философские идеи Августина Блаженного. Представления Августина о Боге, человеке, обществе, церкви. «Град земной» и «Град Божий».

2. Схоластика, ее метод и проблематика. Ранняя, зрелая, поздняя схоластика. Проблема соотношения веры и разума. Проблема общих понятий (универсалий). Решение вопроса о природе универсалий в реализме, номинализме, концептуализме. Предпосылки развития научного знания. «Бритва» Оккама.

3. Основные положения философии Фомы Аквинского (томизма). Трансформация философского наследия Аристотеля в томизме. Разработка догматов христианского вероучения. Истины разума и истины откровения. Доказательства бытия Бога. Проблема универсалий.

4. Исторические условия становления философии Возрождения. Основные проблемы философии этого периода. Понятия натурфилософии и пантеизма. Антропоцентризм и гуманизм. Самоценность человека и духовная свобода. Натурфилософия Н. Кузанского. Социально-политические идеи (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

Дополнительные вопросы

1. Учение об истине в средневековой философии.

2. Жизнь и философские взгляды П. Абеляра.

3. Арабская средневековая философия.

4. Средневековый мистицизм.

5. Философия алхимии.

6. Мыслители эпохи Возрождения (Данте, Петрарка, Роттердамский, Монтень, Бруно и др. – по выбору студента).

 

Семинар 5. Философия Нового времени и Просвещения.

1. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм.

2. Английский эмпиризм XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

3. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

4. Идея «естественного права» и концепция «общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

5. Философия Просвещения: общая характеристика. Идеи французских просветителей (Вольтер, Дидро, Руссо и другие).

 

Подробный план занятия

 

1. Развитие науки и проблема метода научного познания. Источники научного знания. Дилемма рационализма и эмпиризма. Основные разновидности эмпиризма. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективный идеализм и солипсизм.

2. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Научная индукция. Классификация методов. Учение об идолах. Сенсуализм Дж. Локка. Первичные и вторичные качества. Сознание как «чистая доска». Критика «врожденных идей». Философия Дж. Беркли. Критика понятия «материи». Обоснование субъективного идеализма. Философия Д. Юма. «Впечатление» как исходный пункт теории познания. Понятие мышления. Интерпретация причинности. Агностицизм Юма.

3. Принцип радикального сомнения Р. Декарта. Правила метода. «Врожденные идеи». Учение Декарта о субстанции. Монистическая философия Б. Спинозы. Трактовка свободы. Монадология Г. Лейбница. Теодицея и философский оптимизм.

4. Общие принципы теории «общественного договора»: государство как гарант естественного права, народ как суверен права, образование права и государства в результате свободного волеизъявления независимых индивидов. Принципы государственного устройства по Т. Гоббсу. Принципы правового государства у Дж. Локка. Теория «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо.

5. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Развитие идей Просвещения в Англии, Германии и Франции. Критика монархии и церкви. Философско-литературное наследие Вольтера. Движение энциклопедистов. Достижения французских материалистов эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Монтескье).

 

Дополнительные вопросы

1. Механистическая картина мира в науке и философии Нового времени.

2. Сенсуализм Локка и современная психология.

3. Философия экономики Д. Юма.

4. Картезианские школы в философии Нового времени.

5. Философско-педагогические идеи Ж. Руссо.

6. Философия истории И. Гердера.

 

Семинар 6. Немецкая классическая философия

1. Особенности и достижения немецкой классической философии.

2. Философские воззрения И. Канта.

3. Диалектическая философия Г. Гегеля.

4. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

 

Подробный план занятия

1. Исторические корни немецкой классической философии и ее особенности. Идея развития. Использование достижений естествознания. Проблема активности субъекта. Изучение проблем духовной и социальной жизни. Субъективный идеализм И. Фихте. Объективный идеализм Ф. Шеллинга.

2. Естественнонаучные и натурфилософские взгляды И. Канта. Космологическая гипотеза. Гносеология Канта. Понятия «вещи в себе» и феномена. Априорные и апостериорные знания. Антиномии разума. Этика Канта. Категорический императив.

3. Абсолютная идея в философии Гегеля. Этапы развития абсолютной идеи. Философская система Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Диалектический метод. Философия истории Гегеля.

4. Антропологический поворот в философии Л. Фейербаха. Критика гегелевского идеализма. Критика религии. Философия человека. «Разумный эгоизм».

 

Дополнительные вопросы

1. Категорический императив и «золотое правило» нравственности.

2. Мысли И. Канта о войне и мире.

3. Мораль и гражданское общество в философии Гегеля.

4. Диалектическая логика Гегеля.

5. Идеи Л. Фейербаха о сущности религии.

6. Трактовка любви в философии Л. Фейербаха.

Семинар 7. Неклассическая европейская философия XIX века.

1. Классическая и неклассическая традиции в европейской философии.

2. Философский иррационализм С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

3. Марксистская философия.

4. Позитивистская философия: а) классический позитивизм; б) эмпириокритицизм; в) неопозитивизм.

5. Анализ науки в постпозитивизме.

 

Подробный план занятия

1. Предпосылки формирования неклассической традиции в европейской философии. Различия классической и неклассической философии в области онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии.

2. Критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра. Иррациональное понимание воли. Философские взгляды С. Кьеркегора. Этапы развития личности (эстетический, этический, религиозный). Жизнь как воля власти в философии Ф. Ницше. Идея вечного возращения. Критика европейской культуры и морали.

3. Трансформация классического философского наследия в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). Особенности развития марксизма в первой половине XIX века. Материалистическая диалектика. Социальная философия марксизма. Категория общественно-экономической формации. Структура формации (базис и надстройка). Социальная революция. Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе).

4. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм. О. Конт: трактовка науки и философии мышления. Закон трех стадий. Значение термина «позитивный». Эмпириокритицизм: Э. Мах, Р.Авенариус. Трактовка природы познания. Понятие «элементов мира». Принцип «экономии мышления». Философия неопозитивизма. Логический позитивизм и аналитическая философия. Принцип верификации.

5. Философия постпозитивизма. Природа научного знания. Конвенционализм в науке. Понимание науки и философии у К. Поппера. Принцип фальсификации. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Т. Кун о динамике научного знания (понятия парадигмы и научной революции).

 

Дополнительные вопросы

 

1. Взгляды Ницше на природу европейского человека.

2. Осмысление жертвы Авраама в философии Кьеркегора.

3. Современная социальная философия и марксизм.

4. Экономическая философия К. Маркса.

5. Феминистская критика западной культуры (С. Де Бовуар, К. Милетт и др.).

6. Принцип демаркации науки в постпозитивизме.

 

Семинар 8. Становление и развитие постклассической философии.

 

1. Основные направления развития современной философии.

2. Феноменология (Э.Гуссерль) и экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и другие).

3. Философские идеи психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

4. Герменевтика, структурализм и постструктурализм.

5. Философия на рубеже веков. Постмодернизм.

Подробный план занятия

1. Особенности современной западной философии. Социально-критическая направленность в развитии философской мысли ХХ века. Экзистенциализм феноменология. Религиозная философия ХХ Влияние психоанализа на философию ХХ века. Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI веков.

2. Феноменология Э. Гуссерля. Феноменология как описание смысловых структур сознания. Интенциональная природа сознания. Влияние феноменологии на экзстенциализм. Проблема человека в экзистенциализме. Понятие пограничной ситуации. Экзистенция. Учение о свободе в экзистенциализме.

3. Трактовка человека в психоанализе. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Структура человеческой психики («Оно», «Я», «Сверх-Я»). Либидо и сублимация бессознательного. Трактовка культуры у З. Фрейда. Учение о коллективном бессознательном К.Г. Юнга. Архетипы бессознательного и их символическое выражение. Э. Фромм о роли бессознательного в социальной жизни. Жизненные установки и типы характера.

4. Историческое развитие герменевтики. Герменевтика как общий метод понимания в сочинениях В. Дильтея, Г. Гадамера, Ю. Хабермаса. Герменевтический круг. Этапы развития и проблематика структурализма. Структурализм и системный подход. «Изнанка» структур как предмет постструктурализма. Деконструкция текста и «смерть автора».

5. Постмодернизм как философское выражение современной западной культуры. Критика классической культуры. Постмодернистская интерпретация разума, истины, языка. Анализ массовой культуры и новые модели культуры. Понятия «ризома» и «симулякр».

 

Дополнительные вопросы

1. М. Хайдеггер о предназначении философии.

2. Концепция «осевого» времени К. Ясперса.

3. «Бунтующий человек» в философии А. Камю.

4. З. Фрейд о происхождении и сущности религии.

5. Психологические типы личности по К.Г. Юнгу.

6. Э. Фромм о психологии любви.

 

Семинар 9. Философская мысль Беларуси.

1. Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси.

2. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского.

3. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии эпохи Возрождения и Просвещения.

4. Философия и развитие национального самосознания в начале ХХ века.

5. Философская мысль советского периода. Философия Беларуси в современных условиях.

Подробный план занятия

1. Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные этапы развития белорусской философии.

2. Христианское просветительство Е. Полоцкой, ее вклад в развитие белорусской культуры. Символические-аллегорическое толкование христианских положений у К. Туровского. Притча о слепце и хромце.

3. Специфика Возрождения, Реформации и Просвещения в Беларуси. Издательская и просветительская деятельность Ф. Скорины. Гуманистические идеи в этике Ф. Скорины. Просветительская и педагогическая деятельность С. Будного. Антитринитаризм и скептицизм. Политические и философские идеи С. Полоцкого. Атеизм и материализм К. Лыщинского. Философские взгляды К. Нарбута и Г. Конисского.

4. Социально-философские и политические идеи А. Гаруна. Осмысление белорусской истории в сочинениях И. Абдираловича-Кончевского. Различия Востока и Запада и историческая судьба белорусов.

5. Философия как составная часть советской идеологии. Историко-философские и социологические исследования белорусских советских философов. Философия и методология науки (В.И. Степин). Современная белорусская философия и социология.

 

Дополнительные вопросы

1. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.

2. Особенности белорусского национального сознания.

3. Социально-правовые идеи Л. Сапеги.

4. Схоластическая проблематика в белорусской философии (М. Смотрицкий, В. Тылковский, Л. Залусский).

5. Белорусское Просвещение и тайные студенческие сообщества.

6. Философские идеи в белорусской литературе.

 

Семинар 10. Русская философия.

1. Основные направления развития и типологические черты русской философии. Философия истории П.Я. Чаадаева.

2. «Русская идея». Философские воззрения западников и славянофилов.

3. Философия всеединства В. Соловьева.

4. Нравственно-религиозные поиски в русской философии на рубеже XIX и ХХ веков (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский).

5. Философия русского космизма.

 

Подробный план занятия

1. Возникновение, развитие и основные проблемы русской философии. Особенности русской философской культуры. Освоение западной философии и идей Просвещения. «Волтерьянство», идеи гуманизма, научности, образованности. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова. Критика самодержавия в сочинениях А.А. Радищева. Философско-историческая концепция П.Я. Чаадаева.

2. Спор об исторической судьбе и миссии России. Либерально-демократические идеи западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и другие). Критика западной культуры и идеализация русской истории в сочинениях славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский и другие).

3. Всеединство как базовый онтологический принцип в философии В. Соловьева. Понятия Софии и Богочеловечества. Всемирная теократия и соборное единение человечества.

4. «Золотой век» русской философии. Развитие философии всеединства в творчестве П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова). Феноменология (Г.Г Шпет, С.Л. Франк). Экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов).

5. Учение о человеке и бессмертии в философии Н.Ф. Федорова. Концепция биосферы В.И. Вернадского. Космологические идеи К.Э. Циолковского.

 

Дополнительные вопросы

1. «Русская душа»: идеи П.Я. Чаадаева и Н.А. Бердяева.

2. Критика европейской цивилизации в философии Н.А. Бердяева.

3. О судьбах демократии в России (по сборникам «Вехи» и «Из глубины»).

4. Философские идеи в творчестве Ф.М. Достоевского.

5. «Исповедь» Л.Н. Толстого и его понимание христианства.

6. Русские философы об общественном идеале (Б.П. Вышеславцев, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин).

 

Семинар 11. Метафизика и онтология.

1. Понятие метафизики, ее исторические формы и модели.

2. Онтология как учение о бытии. Бытие, его формы и виды.

3. Материя и ее атрибуты. Структура материи.

4. Пространственно-временная организация бытия.

5. Диалектика как философское учение о развитии.

 

Подробный план занятия

1. Определение метафизики. Изменение статуса метафизического знания в классической и неклассической философии. Трактовка метафизики в философии постмодернизма.

2. Онтология и ее предмет. Исторические разновидности онтологии. Соотношение понятий «онтология», «метафизика» и «онтология». Основные категории онтологии: бытие и небытие, сущее, субстанция, реальность. Проблема единства мира и формы бытия. Основные виды бытия: бытие природы, бытие общества, бытие человека, бытие сознания. Материальное и идеальное бытие.

3. Определение материи. Этапы развития представлений о материи. Современные представления о материи. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамир; неорганическая, органическая и социальная материя. Взаимосвязь вещества и поля. Движение как всеобщий атрибут материи. Синергетический подход к пониманию материи.

4. Основные концепции пространства-времени в философии и науке (субстанциональные и релятивистские). Свойства пространства и времени. Реальное, перцептуальное и концептуальное пространство-время. Современные представления о пространстве и времени. Современная наука о строении Вселенной.

5. Этапы развития диалектики. Стихийная диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика. Диалектика и метафизика. Диалектика, релятивизм и эклектика. Принципы диалектики: принцип развития, принцип детерминизма и др. Законы и категории диалектики. Диалектика и синергетика.

 

Дополнительные вопросы

1. Специфика и основные феномены человеческого бытия.

2. Современные космогонические теории (теория «большого взрыва», теория пульсирующей Вселенной и др.).

3. Синергетика как парадигма современной науки.

4. Принцип глобального эволюционизма в современной науке.

5. Философские следствия теории относительности Эйнштейна.

 

Семинар 12. Философия природы.

1. Понятие природы и многозначность ее трактовок.

2. Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера.

3. Основные модели отношения общества к природе. Экологическая проблематика в философии.

 

Подробный план занятия

1. Многозначность понятия природы. Развитие представлений о природе в философии и науке. Специфика философского подхода к исследованию природы. Научные представления о происхождении жизни на Земле. Отличительные особенности живых организмов. Генетическое, структурное и энергетическое единство живой и неживой природы.

2. Природа как совокупность условий жизни общества. Особенности искусственной среды обитания («второй природы»). Понятие биосферы. Закономерности развития и функционирования биосферы. Понятие ноосферы. Биогеохимическая концепция ноосферы В.И. Вернадского.

3. Мифологическая, научно-технологическая и диалогическая модели отношения человека к природе. Противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху. Причины возникновения экологического кризиса, его сущность и возможные пути выхода из него. Концепция устойчивого развития системы «общество – природа». Понятие коэволюции. Коэволюционный императив.

Дополнительные вопросы

1. Развитие представление о природе в философских системах Востока и Запада.

2. Основные идеи экологической философии.

3. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

4. Российские мыслители о влиянии солнечной активности на человечество (Гумилев, Чижевский и другие).

5. Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена.

6. Гуманитарная и этическая экспертиза научных проектов как особенность современной науки.

 

Семинар 13. Проблема человека в философии и науке.

 

1. Человек как объект философского анализа. Основные подходы к пониманию природы человека.

2. Проблема антропо-социогенеза в философии и науке.

3. Соотношение биологического и социального в человеке.

4. Понятие и структура человеческой деятельности.

5. Экзистенциальные характеристики личности: смысл жизни, свобода, жизнь и смерть, бессмертие.

 

Подробный план занятия

1. Учение о человеке в структуре философского знания. Определения понятия «человек». Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность». Основные стратегии осмысления человека в классической философии: натурализаторская, рационалистическая, философско-религиозная и социологизаторская интерпретации человека. Постклассические версии философских учений о человеке: экзистенциализм, персонализм, психоанализ, философская антропология.

2. Основные концепции происхождения человека: эволюционная, креационистская, трудовая, уфологическая, игровая и др. Этапы антропогенеза и его факторы. Современные научные представления об антропогенезе.

3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека.

4. Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Праксиология как философское учение о деятельности. Определение деятельности и ее структура. Материально-предметная и духовная деятельность человека. Социализация, образования и коммуникация как важнейшие виды деятельности.

5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте современного человечества. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.

 

Дополнительные вопросы

1. Игра как феномен человеческого бытия.

2. Модусы человеческого бытия (любовь, страх, совесть, вина, одиночество и др.).

3. Проблема судьбы: мистификация и реальное содержание.

4. Философская теория личности.

5. Ценности личности и ценности общества.

6. Принцип гуманизма и его историческое развитие.

 

Семинар 14. Сознание человека как предмет философского анализа.

1. Проблема сознания в философии и основные подходы к его анализу.

2. Происхождение сознания, его сущность и содержание.

3. Сознание и мозг. Мышление и язык.

4. Сознание и другие формы психической деятельности (бессознательное, память, воля, эмоции, чувства).

 

Подробный план занятия

1. Основные традиции анализа сознания в классической философии. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях о сознании. Экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая стратегии исследования сознания в постклассической философии.

2. Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание как высшая форма отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания. Многомерность и системная природа сознания. Функции сознания. Идеальность и интенциональность как существенные характеристики сознания.

3. Взаимосвязь сознания и мозга. Сущность психофизиологической проблемы. Понимание природы идеального в современной философии и психологии. Проблема искусственного интеллекта и перспективы его создания. Социокультурная природа сознания. Сознание и мышление. Культурные традиции и структура мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные формы сознания.

4. Уровни сознания: чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный. Знания, ценности и убеждения как компоненты сознания. Сознание и бессознательное. Память, воля, эмоции и чувства в психической деятельности человека.

 

Дополнительные вопросы

 

1. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

2. Формы общественного сознания (нравственное, религиозное, художественное и др. – по выбору студента).

3. Кибернетическая модель сознания.

4. Компьютерная репрезентация знаний и проблемы современного образования.

5. Виртуальная реальность как феномен информационного общества.

6. Информатизация современного общества и социальный контроль над человеком.

 

Семинар 15. Познание как объект философского анализа.

1. Познание как особое отношение человека к миру. Формы познания.

2. Проблема познаваемости мира и основные подходы к ее решению.

3. Представления о субъекте и объекте познания в истории философии.

4. Чувственный и рациональный уровни познания. Эмпиризм и рационализм.

5. Познание как постижение истины. Концепции истины. Критерии истины.

 

Подробный план занятия

1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания. Мифологическое, религиозное, художественное, философское и др. формы познания. Гносеология как философская теория познания. Основные характеристики познавательного процесса. Социально-историческая обусловленность процесса и содержания познания.

2. Интерпретации проблемы познаваемости мира в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

3. Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект-объектного отношения в основных программах классической гносеологии: эмпиризм, трансцендентализм, социокультурный подход. Познание и практика. Отказ от субъект-объектной оппозиции в постклассической философии.

4. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической гносеологии.

5. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Абсолютная, относительная, объективная истина. Критерии истинности знания. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Феномен релятивизма в современной теории познания.

 

Дополнительные вопросы

1. Особенности религиозного познания мира.

2. Специфика художественного восприятия мира.

3. Заблуждение как противоположность истины.

4. Творчество как элемент познания.

5. Место и роль интуиции в познавательных действиях.

6. Логика как наука о мышлении. Основные законы логики.

 

Семинар 16. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус.

1. Понятие науки и ее основные функции. Генезис науки и этапы ее развития.

2. Специфика и структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

3. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного знания.

4. Динамика научного познания. Научные революции и их типы.

5. Понятие метода и методологии. Методы теоретического и эмпирического исследования. Язык науки.

 

Подробный план занятия

1. Определение науки. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Наука в ее историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Классификация наук. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

2. Особенности научного познания. Наука и вненаучное знание. Взаимосвязь и различия эмпирического и теоретического уровней научного познания (различия по предмету, средствам, методам исследования). Специфика теоретического уровня познания.

3. Понятие теории. Структура и функции теории. Виды теорий. Проблема как форма научного поиска. Выдвижение и проверка гипотез. Требования к научным гипотезам.

4. Дифференциация и интеграция научного знания в ходе его развития. Источники и факторы научной динамики. Природа научной революции. Типы научных революций. Особенности развития современного научного знания.

5. Определения метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание и их виды. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный методы и др.

 

Дополнительные вопросы

1. Наука в системе социальных ценностей.

2. Язык науки. Объектный язык и метаязык.

3. Метатеоретические основания науки.

4. Научная рациональность и ее типы.

5. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

6. Возможности и границы науки. Сциентизм и антисциентизм.

 

Семинар 17. Философский анализ общества и исторического процесса.

1. Развитие представлений об обществе в истории философии.

2. Понятие социальной реальности. Общество как система.

3. Социальная структура общества, ее типы.

4. Источники, движущие силы и факторы исторического развития.

5. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории.

6. Техника и ее роль в истории цивилизации. Информационное общество.

 

Подробный план занятия

1. Место социальной философии в системе философского знания. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Марксистская концепция социума в прошлом и настоящем. Концепция социального действия М. Вебера. Структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

2. Социальность как свойство общественных явлений. Определение социальной реальности. Различные подходы к пониманию общества как системы. Основные процессы в жизни общества: материальный, социальный, политический и духовный.

3. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-этническая, поселенческая, социально-демографическая, социально-классовая. Современные концепции социальной стратификации.

4. Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Понятие субъекта исторического развития. Феномен массового общества. Концепции элит в современной философии. Основные факторы социальной динамики.

5. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурной идентичности в современном мире.

6. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

 

Дополнительные вопросы

1. Общество и личность: диалектика взаимоотношений.

2. Демографическая проблема на современном этапе и пути ее решения.

3. Социально-философские концепции власти.

4. Феномен идеологии в политической жизни общества.

5. Проблема управления современным обществом.

6. Феномен технократического мышления: истоки, сущность, тенденции.

7. Проблема единства истории и понятие «осевого времени» в философии К. Ясперса.

8. Сущность и перспективы компьютерной революции.

9. Национальное и общечеловеческое в культуре.

10. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси.

11. Утопия и теоретическое исследование будущего: сравнительный анализ.

12. Роль общечеловеческих ценностей в современную эпоху.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

  1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев; А.В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2001. - 608 с.
  2. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л. Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 612 с.
  3. Барковская, А.В., Хомич Е.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. - 5-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2011. - 160 с.
  4. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пос. / М. И. Вишневский. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 479с.
  5. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пос. / Е. З. Волчек. - Мн.: Современная школа, 2006. - 544с., а также предыдущие издания этого учебника.
  6. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев; А.А. Данцев, В.С. Любченко. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 506 с.
  7. Горелов, А.А. Философия: учеб. пос. / А. А. Горелов. - Москва: Юрайт-Издат, 2003. - 384 с.
  8. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 689 с., а также предыдущие издания.
  9. Гуревич, П.С. Философия: учеб. / П. С. Гуревич. - Москва: Проект, 2003. - 352 с.
  10. Ермакова, Е.Е. Философия: учебник для студентов вузов / Е. Е. Ермакова. - М.: Высшая школа, 2000. - 272 с.
  11. Ермакова, Е.Е. Философия: учебник для технических вузов / Е. Е. Ермакова. - М.: Высшая школа: Академия, 1999. - 272 с.
  12. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пос. / В. Н. Калмыков. - 3-е изд., испр. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2010. - 431 с., также предыдущие издания.
  13. Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 344 с., а также предыдущие издания.

14. Канке, В.А. Философия для технических специальностей / В. А. Канке. - Москва: Омега, 2010. – 395 с., а также предыдущие издания.

  1. Канке, В.А. Философия для экономистов: учебник / В. А. Канке. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011. - 411 с.
  2. Липский, Б.И. Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский; Б.В. Марков. - М.: Юрайт, 2011. - 495 с.
  3. Мартынов, М.И. Философия: вопросы и ответы / М. И. Мартынов; Л.Г. Кравченя, С.А. Киселева. - 2-е изд., стер. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 272 с., а также первое издание.
  4. Мартынов, М.И. Философия: задания и упражнения: учеб.-метод. пос. / М. И. Мартынов; Л.Г. Кравченко, С.А. Киселева. - 2-е изд., стер. - Мн.: ТетраСистемс, 2001. - 304 с., а также первое издание.
  5. Мартынов, М.И. Философия: курс интенсивной подготовки / М. И. Мартынов; Л.Г. Кравченко. - 3-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2010. - 320 с.
  6. Моисеева, Н.А. Философия: учеб. пос.: краткий курс / Н. А. Моисеева, В. И. Сороковикова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с., а также первое издание.
  7. Налетов, И.З. Философия: учебник / И. З. Налетов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 400 с., а также первое издание.
  8. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: Мысль, 2010.
  9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с., а также первое издание.
  10. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. для технических вузов / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. - 368 с.

25. Стрельник, О.Н. Философия: конспект лекций / О. Н. Стрельник. - М.: Юрайт, 2010. - 187 с.

  1. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2009. - 672 с.
  2. Философия: учебник / под ред. Н.И.Жукова. - 5-е изд., испр.и доп. - М.: НТЦ "АПИ", 2000. - 352с., а также предыдущие издания.
  3. Философия: учеб. пос. для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. - 14-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 576 с., а также предыдущие издания.
  4. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт: Высшее образование, 2009. - 561 с., а также предыдущие издания.
  5. Философия: учебное пособие / В. К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 431с.
  6. Философия: учеб. пос. / под ред. В.К.Лукашевича. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 431с.
  7. Философия: учебное пособие для студ. вузов / В.Ф. Берков, П. А. Водопьянов, Е.З. Волчек и др.; под общ. ред. Ю.А. Харина. - 3-е изд., доп. и испр. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 416с., а также предыдущие издания.
  8. Философия: учебник / под общ. ред. Ю.А. Харина. - 9-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 448 с., а также предыдущие издания.
  9. Философия: краткий курс лекций. - Мн.: Экоперспектива, 1994. - 79с.
  10. Философия: учеб. пос. / под общ. ред. Я.С. Яскевич. - 3-е изд. - Мн.: РИВШ, 2008. - 624 с., а также предыдущие издания.
  11. Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах: пособие / Я. С. Яскевич. - Мн.: Новое знание, 2003. - 400с.

(все указанные учебники имеются в библиотеке университета)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. - М., 2003.
  2. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2001.
  3. Данцев А.А., Любченко В. С. Философия. - М., 2001.
  4. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М., 2001.
  5. История мировой философии / под ред. Аблеева С.Р. М., 2005.
  6. История философии / Мапельман В.М., Пенькова Е.М. М., 1997.
  7. История русской философии / ред.-сост. П.П. Апрышко. - М., 2001.
  8. История русской философии / под ред. Маслина М.А. - М.,2008.
  9. История философии / под ред. Алексеева П.В. М., 2005.
  10. История философии / под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.В. -М., 2005.
  11. История философии / под ред. Мареева С.Н., Мареевой Е.В. - М., 2004.
  12. История философии / под ред. Скирбекка Г., Гилье Н. Пер. с англ. – М., 2003.
  13. История философии в схемах и комментариях / под ред. Светлова В.А. СПб., 2010.
  14. История философии: Краткий курс / под ред. Орлова С.В. - СПб., 2009.
  15. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. М., 2001.
  16. Кириленко Г.Г. Шевцов Е.В. Философия. - М., 2003.
  17. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: Мысль, 2010.

18. Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. - Мн., 2003.

  1. Основы философии / Губин В.Д. 2-е изд. - М., 2008.

20. Философия. (Учебник) / Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.

  1. Философия / Балашов Л.Е. 3-е изд., с испр. и доп. - М., 2009.
  2. Философия / Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. - М., 2007.
  3. Философия / Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
  4. Философия / Вишневский М.И. - Минск, 2008.
  5. Философия / Данильян О.Г., Тараненко В.М. М., 2005.
  6. Философия / Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. М., 2004.
  7. Философия в вопросах и ответах / под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е. - М., 2007.
  8. Философия в вопросах и ответах / Родзинский Д.Л. - М., МПСИ, 2009.
  9. Философия в схемах и комментариях / Ильин В.В., Машенцев А.В. - СПб., 2005.
  10. Философия. Конспект лекций / Алексеев В.О. М., 2008.

 

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

  1. Аристотель. Соч. в 4-х тт. - М., 1975-1983.
  2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
  3. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

  1. Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах. - М., 1971 - 1972.
  2. Витгенштейн Л. Избранные философские произведения.- М., 1992.
  3. Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М., 1988
  4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М., 1974 -1977.
  5. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. - М., 1989 - 1991.
  6. Гуссерль Э. Собрание сочинений - М., 1994
  7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаме­нитых философов. - М., 1979.
  8. Декарт Р. Соч. в 2т. Т.1. – М., 1989.
  9. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.
  10. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
  11. Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980.
  12. Кант И. Критика практического разума. - Соч., в 6-ти тт., т. 4, ч.1. М., 1998.
  13. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.
  14. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.
  15. Лакатос И. Доказательства и опровержения. - М., 1967
  16. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985
  17. Лейбниц Г.В. «Монадология». Соч. в 4-х томах. М., 1982.
  18. Локк Д. Избр. произведения. М., 1976.

23. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

  1. Макиавелли Н. Государь. М., 1982.
  2. Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое издание).

26. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

  1. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. \\Проблема человека в западной философии. М., 1988
  2. Ницше Ф. Сочинения в 2 томах, М., 1990
  3. Ортега- и – Гассет. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.

30. Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

31. Платон. Соч.в 4т. М.: Мысль, 1994.

  1. Платон. Пир. М., 1990.
  2. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
  3. Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988.
  4. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы границы. М., 1957.
  5. Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1994
  6. Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967

38. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. 1992.

  1. Спиноза Б. М., 1957:
  2. Сумерки богов. М., 1990.

41. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. М, 1992.

42. Тойнби А. Дж. Постижение Истории. М., 1991

  1. Фейербах Л. Сущность христианства. Избр. филос. произв., т.2
  2. Фейербах Л. Основы философии будущего. Избр. филос. произв., т.1
  3. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  4. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992
  5. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989
  7. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

50. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986, 1990.

51. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

  1. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993

53. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991

54. Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.

55. Шелер Макс. Избранные произведения. М.,1994.

  1. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., "Просвещение", 1992

57. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

  1. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

59. Юнг К.-Г. Коллективное бессознательное. М., 1995.

  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных