Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК




  1. Понятие логики. Основные проблемы логики.
  2. Уровни познания. Формы мышления.
  3. Язык, его основные функции.

 

Три основные значения термина «логика». Основные разделы науки логики. Теория правильных рассуждений, логико-семитические и логико-методологические проблемы. Определение логики как науки. Уровни познания. Рациональное познание, его основные формы: понятие и суждение. Специфика рационального познания. Понятие истинного высказывания. Рассуждение и умозаключение. Логика, язык, мышление. Понятие языка, естественные, искусственные языки. Многофункциональность языка. Теория речевых актов.

 

Основные понятия: логика, теория познания (гносеология), чувственное познание, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, истина, истинное высказывание, ложное высказывание, язык.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные значения термина «логика» (типичные варианты его употребления).

2. Что такое силлогистика?

3. Какие теоретические проблемы решает логико-семиотический раздел логики?

4. Каковы ступени процесса познания?

5. В чем специфика мыслительной познавательной деятельности?

6. Какую роль играет язык в рациональном познании?

7. Какие виды языков различаются с точки зрения логики?

8. Каковы основные функции языка?

9. Что такое истина/ложь? Что такое истинное/ложное высказывание?

 

Задачи

I. Укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значения выражений: космонавт, металл, автор комедии в стихах «Горе от ума», орденоносец, писатель, участник Великой Отечественной войны.

 

II. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:

а) собака лает;

б) громко лающая собака;

в) самая высокая горная вершина мира;

г) песня, раздающая в ночной тишине;

д) песня раздалась в ночной тишине;

е) исполнительница народных песен;

ж) некоторые фигуры плоские;

з) автоматизированная система управления.

 

III. Придумайте или найдите в литературе 2-3 сложных суждения, содержащих 5-6 простых суждений, и запишите их структуру при помощи символов.

 

IV. Выразите в символической форме следующие сложные суждения:

1. Если встать рано на рассвете и пойти в сад или парк, то можно услышать чудесные песни птиц.

2. Если данный четырехугольник – ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.

3. «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо).

4. Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.

5. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В.М. Бехтерев).

6. Добро не умрет, а зло пропадет.

7. Овца руно растит, а скупой деньги копит – не про себя.

8. Не будет и скуки, как заняты руки.

9. Если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров.

10. «Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини коня, вини дорогу,

И коня не торопись менять».

(Р. Гамзатов).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных