Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Философия в ее историческом развитии. Многообразие философских




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

 

ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические рекомендации и контрольные задания

Для обучающихся заочно

По специальности

2501 «Химическая технология органических веществ»

 

 

Дзержинск, 2005

 

Основы философии. Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно.

 

 

Составитель   Л.И. Угольникова, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии  
Рецензенты Г.И. Чучелин, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии   Е.А. Матяева, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии  
Ответственный за выпуск Л.Л. Пеньковская, методист Дзержинского химического техникума им. Красной Армии  
Редактор Г.И. Чучелин, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии

 

 

Введение

 

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие и овладение культурным наследием человечества, на выработку собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

Задача курса «Основы философии» - студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

Цель курса «Основы философии» - сформировать представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, в соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир? Что я должен в нем делать? В чем заключается назначение человека? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и развивать свой ум.

Уровень философского развития определяет успешное освоение других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т.д.

Курс рассчитан на 44 часа. Часть тем студенты осваивают с преподавателем на учебной сессии (10 часов). Большую часть материала студент осваивает самостоятельно в виде написания рефератов, самостоятельного изучения философской литературы, консультаций с преподавателем.

 

Требования к минимуму содержания по дисциплине: предмет философии, основные вехи мировой философской мысли, природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль в обществе; человечество перед лицом глобальных проблем.

 

Завершением изучения дисциплины «Основы философии» является зачетная контрольная работа.

 

Тематический план по курсу «Основы философии»

 

№ п/п Форма занятия Тема Часы
  Лекция Философия, ее предмет и место в культуре  
  Лекция Философия в ее историческом развитии. Многообразие философских школ и направлений  
  Самостоятельное изучение Философия античного мира и Средних веков  
  Самостоятельное изучение Философия Нового и новейшего времени  
  Самостоятельное изучение Человек как главная философская проблема  
  Лекция Современные философские представления о мире и сознании  
  Лекция Современные философские представления о движении и развитии  
  Лекция Философские проблемы познания  
  Самостоятельное изучение Философия и религия  
  Самостоятельное изучение Философия и искусство  
  Самостоятельное изучение Философия и история  
  Самостоятельное изучение Философия и культура  
  Самостоятельное изучение Философия и глобальные проблемы современности  
  Контрольная работа по предмету «Основы философии»  

 

Итого – 44 часа

Из них лекций – 10 часов

Самостоятельная работа студентов – 33 часа

Форма отчетности: контрольная работа – 1 час

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

 

Форма проведения занятия: лекция преподавателя (2 часа)

 

Краткое содержание: Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.

 

Студент должен знать:

 

Мир, в котором мы живем, в начале XХI века вступил в полосу глубоких перемен; в ходе их до неузнаваемости перестраивается весь уклад нашей жизни. Перемены эти затрагивают самые разные сферы существования человека и человечества – отношения между человечеством и планетой, осваиваемой им частью пространства в космосе; взаимодействие между государствами; борьба разнородных социальных сил. Активно возрастает масса людей, вовлекаемых в эти изменения. У этих преобразований есть и другая сторона – сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии включиться в общее дело этих преобразований, определить свое место в созидательной работе по созданию гуманного и демократического общества.

Сегодняшняя действительность предъявляет специалисту более высокие требования – ему необходимо осмысленно или, выражаясь философски, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других людей.

Способность к разумному мышлению у человека не является врожденной – ей необходимо обучаться, при этом лучшая школа разумного мышления – усвоение высших достижений философской культуры, путь разумного мышления, путь философии – непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, и о чаще раскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения.

Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития.

Философия – одна из древнейших увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в XII-XI вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.

Философия всегда искала ответы на вопросы: Как устроен мир? Как соотнести в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случай, устойчивость и изменения? Что такое покой и движение?, развитие, прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, добро и зло, красота? Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни?

Этими же проблемами занимаются также наука, религия, искусство, их ответы взаимодополняемы и представляют комплексное решение значимых задач сегодняшнего дня.

С помощью философии формируется мировоззрение человека, т.е. его идеи, ценности и убеждения. Изучая историю философии, мы проникаемся проблемами бытия, перенимаем опыт мудрости и здравого смысла, чтобы избежать заблуждений и ошибок в нашем жизненном опыте.

Многие проблемы бытия и сознания еще не раскрыты наукой и становятся для нас тайной. Разгадать эту тайну помогает осмысление разнообразных вопросов, в том числе с философских позиций.

Основным вопросом философии остается и поныне вопрос о материальности и идеальности мира и возможности его познания. Не одно поколение философов пыталось разрешить эту проблему, но до сих пор ведутся споры между идеалистами и материалистами, агностиками.

Как и любая другая наука философия имеет свой язык общения в передаче информации, который определяется философскими категориями.

 

Основные понятия

 

Философия – любовь к мудрости, наука о развитии окружающего мира, человека и его мышления.

Мировоззрение – система взглядов, идей, убеждений на окружающий мир и человека.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Религия – такая форма мировоззрения, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

Культура – накопленные человечеством знания и умения об окружающем мире.

 

Студент должен уметь: анализировать и обобщать изучаемый материал, аргументировано доказывать свою точку зрения, синтезировать знания, полученные на других предметах, отличать основные формы мировоззрения и основной вопрос философии, уметь работать с понятиями – языком философии.

 

 

Тема 2. Философия в ее историческом развитии. Многообразие философских

Школ и направлений

 

Форма проведения занятия: лекция преподавателя (2 часа).

 

Краткое содержание: Краткая история развития философских идей. Борьба материализма и идеализма в разные эпохи. Решение проблем человека и человечества в истории философии. Основные части философии: гносеология, онтология, история философии. Развитие методов философии.

 

Студент должен знать:

 

Главная задача – это представление о логике развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет. Проблемный анализ позволит подойти к истории философии как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему непреходящую ценность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных