ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Философия в ее историческом развитии. Многообразие философскихМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования
ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Методические рекомендации и контрольные задания Для обучающихся заочно По специальности 2501 «Химическая технология органических веществ»
Дзержинск, 2005
Основы философии. Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно.
Введение
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие и овладение культурным наследием человечества, на выработку собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. Задача курса «Основы философии» - студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды. Цель курса «Основы философии» - сформировать представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, в соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации. Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир? Что я должен в нем делать? В чем заключается назначение человека? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и развивать свой ум. Уровень философского развития определяет успешное освоение других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т.д. Курс рассчитан на 44 часа. Часть тем студенты осваивают с преподавателем на учебной сессии (10 часов). Большую часть материала студент осваивает самостоятельно в виде написания рефератов, самостоятельного изучения философской литературы, консультаций с преподавателем.
Требования к минимуму содержания по дисциплине: предмет философии, основные вехи мировой философской мысли, природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль в обществе; человечество перед лицом глобальных проблем.
Завершением изучения дисциплины «Основы философии» является зачетная контрольная работа.
Тематический план по курсу «Основы философии»
Итого – 44 часа Из них лекций – 10 часов Самостоятельная работа студентов – 33 часа Форма отчетности: контрольная работа – 1 час
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Форма проведения занятия: лекция преподавателя (2 часа)
Краткое содержание: Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.
Студент должен знать:
Мир, в котором мы живем, в начале XХI века вступил в полосу глубоких перемен; в ходе их до неузнаваемости перестраивается весь уклад нашей жизни. Перемены эти затрагивают самые разные сферы существования человека и человечества – отношения между человечеством и планетой, осваиваемой им частью пространства в космосе; взаимодействие между государствами; борьба разнородных социальных сил. Активно возрастает масса людей, вовлекаемых в эти изменения. У этих преобразований есть и другая сторона – сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии включиться в общее дело этих преобразований, определить свое место в созидательной работе по созданию гуманного и демократического общества. Сегодняшняя действительность предъявляет специалисту более высокие требования – ему необходимо осмысленно или, выражаясь философски, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других людей. Способность к разумному мышлению у человека не является врожденной – ей необходимо обучаться, при этом лучшая школа разумного мышления – усвоение высших достижений философской культуры, путь разумного мышления, путь философии – непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, и о чаще раскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Философия – одна из древнейших увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в XII-XI вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Философия всегда искала ответы на вопросы: Как устроен мир? Как соотнести в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случай, устойчивость и изменения? Что такое покой и движение?, развитие, прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, добро и зло, красота? Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни? Этими же проблемами занимаются также наука, религия, искусство, их ответы взаимодополняемы и представляют комплексное решение значимых задач сегодняшнего дня. С помощью философии формируется мировоззрение человека, т.е. его идеи, ценности и убеждения. Изучая историю философии, мы проникаемся проблемами бытия, перенимаем опыт мудрости и здравого смысла, чтобы избежать заблуждений и ошибок в нашем жизненном опыте. Многие проблемы бытия и сознания еще не раскрыты наукой и становятся для нас тайной. Разгадать эту тайну помогает осмысление разнообразных вопросов, в том числе с философских позиций. Основным вопросом философии остается и поныне вопрос о материальности и идеальности мира и возможности его познания. Не одно поколение философов пыталось разрешить эту проблему, но до сих пор ведутся споры между идеалистами и материалистами, агностиками. Как и любая другая наука философия имеет свой язык общения в передаче информации, который определяется философскими категориями.
Основные понятия
Философия – любовь к мудрости, наука о развитии окружающего мира, человека и его мышления. Мировоззрение – система взглядов, идей, убеждений на окружающий мир и человека. Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Религия – такая форма мировоззрения, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Культура – накопленные человечеством знания и умения об окружающем мире.
Студент должен уметь: анализировать и обобщать изучаемый материал, аргументировано доказывать свою точку зрения, синтезировать знания, полученные на других предметах, отличать основные формы мировоззрения и основной вопрос философии, уметь работать с понятиями – языком философии.
Тема 2. Философия в ее историческом развитии. Многообразие философских Школ и направлений
Форма проведения занятия: лекция преподавателя (2 часа).
Краткое содержание: Краткая история развития философских идей. Борьба материализма и идеализма в разные эпохи. Решение проблем человека и человечества в истории философии. Основные части философии: гносеология, онтология, история философии. Развитие методов философии.
Студент должен знать:
Главная задача – это представление о логике развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет. Проблемный анализ позволит подойти к истории философии как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему непреходящую ценность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|