Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические типы философии




 

1. Античная философия возникает и живет в силовом поле, где с одной стороны мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука. Античная философия носила космоцентричный характер, где в центре Вселенной изучался человек, его деятельность и мышление.

2. В Средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Философия носит теоцентричный характер (в центре изучения – бог и его творения).

3. В эпоху Возрождения – XV-XVI вв. – философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства. Идет процесс постепенного освобождения мысли от церковного авторитета. В центре изучения находится человек, а философия носит антропоцентричный характер.

4. Эпоха Реформации – на первый план выдвигает практический аспект деятельности человека, ориентируется на науку и на юридически-нравственную сферу. Возникает теория «естественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо и др.). В XVIII в. важнейшую роль в философии Нового времени играла идеология Просвещения, которая критиковала религию, теологию и традиционную метафизику. Убеждение в том, что разум понятий главным образом как наука, является источником и двигателем общественного прогресса.

5. С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Ярким представителем критики просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкой классической философии Э.Кант, чье мировоззрение было идеалистическим. Немецкая классическая философия (Фихте, Шеллинг и Гегель) определяется принципами историзма и диалектики.

Анализ специфики философского знания в каждый из указанных периодов позволяет показать:

1) в какой мере философия в своем развитии обусловлена социокультурными факторами;

2) каким образом различия в стиле мышления, господствующем в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских проблем, видоизменяя старые и выдвигая новые проблемы.

С развитием философии всегда шла борьба между сторонниками и противниками ее основных направлений: материалистами, идеалистами и агностиками. Главной причиной борьбы и разных взглядов на мир, человека и общество было решение основного вопроса философии: что лежит в основе мира явлений, процессов, предметов? и может ли человек познать окружающий мир?

Материалисты всегда утверждали, что мир состоит из материи и люди могут всегда познавать его через законы природы, общества и мышления. Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя, независимо от них (Ленин). Еще с древних времен существовала идея монизма – мир состоит из материи (учения Фалеса, Гераклита, Спинозы). Идеалистический монизм – мир состоит из идей (философия Платона, Гегеля). Существует дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя исходными началами – материальным и идеальным (Р.Декарт).

По вопросу о познании окружающего мира философы также разделились.

1. Материалисты утверждают, что мир реален и познаваем с помощью наших чувств и мышления.

2. Идеалисты делятся по этому вопросу:

а) Объективные идеалисты, которые считают, что мир человек может познать при помощи веры в бога или некую абсолютную идею (Гегель).

б) Субъективные идеалисты считают, что человек может познать мир с помощью своих чувств, но эти чувства диктуют человеку свои законы познаваемости.

3. Агностики: сторонники данного учения вообще не признают познаваемость мира. Они считают, что мир состоит из идей и идеи диктуют законы познаваемости мира.

Философия как наука делится на 3 части: гносеология (учение о познаваемости мира), онтология (учение из чего состоит мир: материя или идеи), история философии (учение о развитии философских идей в истории человечества, борьбе материалистов и идеалистов, агностиков).

Философы разработали методы изучения окружающего мира:

1. Эмпирический метод – пытливое уяснение различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит, Древняя Греция).

2. Метафизический метод – рассмотрение мира в неподвижном состоянии и на основе законов механики.

3. Диалектический метод – рассмотрение явлений на основе закономерностей, отражающий универсальные связи мира и познания.

 

Студент должен уметь: анализировать и обобщать изучаемый материал, приводить аналогии, доказывать свою точку зрения, уметь работать с понятиями.

 

Тема 3. Философия Античного мира и Средних веков

 

Форма проведения занятия: самостоятельная работа студентов (6 часов).

 

Краткое содержание: Античная философия (от мифа к Логосу), Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики, скептики.

Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

 

Форма отчетности: написание реферата.

 

Студент должен знать:

 

Философ с глубокой древности задается вопросом: что такое бытие? Что значит быть? Философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Философ все ставит под сомнение, но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта традиция: в этом и состоит суть вопроса: что значит быть? что такое бытие?

Спецификой древнегреческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Древнегреческих философов называли «физиками», от греческого слова «физис» – природа. Греческая мифология была религией природы, и главным вопросом в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Древние мыслители искали некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Это нечто такое, из чего возникает природа и все населяющие ее одушевленные существа. Именно у древнегреческих ученых возникла онтология – учение о бытие. Для ранних философов характерна стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором первоначало предстает в различных формах, испытывает всевозможные превращения. Например, Гераклит считал огненную стихию самой подвижной и изменчивой из элементов космоса.

Следующим этапом в развитии древнегреческой философии было учение пифагорийцев, которое считало началом всего сущего число (Пифагор), а также учение элиатов (Ксенофан, Парменид, Зенон), вычленивших понятие бытия как такового. Парменид считал: бытие – это то, что можно понять только разумом. Его открытие - чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. Все что мы видим, слышим и осязаем, на самом деле не существует; есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он может быть мыслим без противоречия.

Знаменитый греческий философ Демокрит понимал под бытием неделимое – атом («неделимое»). В мире огромное количество атомов. Атомы разделены пустотой. Пустота – это небытие, и как таковое непознаваемо. Только бытие познаваемо. Атомы нельзя видеть, можно только мыслить. Атомы движутся, имеют разнообразную форму, из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие у Платона предстает как множественное. Бытие – это идеальное, бестелесное образование. Платон – родоначальник идеализма в философии. Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей противостоит изменчивая сфера чувственных вещей. Идеи Платон называет сущностями. Идеи составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют. Чтобы объяснить то или иное явление, надо найти его идею, иначе говоря его понятие: то постоянное и устойчивое в нем, что не дано чувственному восприятию.

Ученик Платона Аристотель критикует Платона. Он дает сам понятие сущности – это единичное, обладающее самостоятельностью, которое является изменчивым и зависит от времени, места, от связи с другими сущностями. Именно сущность может быть выражена в науке. Аристотель создает первую систему логики – силлогистику, главной задачей которой является в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Центр аристотелевской логики – учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама сущность не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она – единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими.

Афинский философ Сократ свой интерес проявляет к человеку и человеческому сознанию. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа. В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состояние с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающий с ним с неразрешимым противоречием. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, обязательное знание. Но это знание человек должен получить собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Сократ ищет истину сообща, в ходе бесед (диалога). Так он пытался определить, что такое справедливость, добро, в чем состоит лучшее государственное устройство.

Основное учение стоиков заключается в том, что условием добродетельной и счастливой жизни является освобождение человека от власти внешнего мира и прежде всего – от политической и социальной сферы. Их поддерживали эпикурейцы. Стоики считали, что философия – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Сила человека в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти, философия учит искусству умирать.

В философии Эпикура отдельный человек, а не общественное целое – главные его мысли. Индивид первичен: все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия.

Эпикур подтверждает атомистическую натурфилософию: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них – вещи и явления видимого мира, весь космос в целом – это лишь вторичные образования, скопления атомов.

Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Эпикур был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием философ считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму.

Скептики – философская позиция радикального сомнения в истинности сознательно или бессознательно воспроизводящихся суждений. Значение скептиков возрастает в периоды смены теоретических моделей, парадигм знания. Фактически скептики в философии традиционно реализуют себя в гносеологических концепциях, но являются как специфически жизненная позиция. Сущность скептицизма – соответствие мышления (познания, суждения) реальности (предмету, познаваемому) есть проблема в силу наличия определенных искажаемых, препятствующих либо несхватываемых факторов в структуре познающего сознания, либо в структуре объекта познания.

 

Философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV вв.). Основой средневековой теологии (учение о боге) и философии стали философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников и др.

Философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Такими религиями были христианство, мусульманство, иудаизм. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (бог – в центре изучения): реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог.

В основе христианского монотеизма лежат идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, благодаря своему могуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (лат. «творение», «созидание»).

Учение о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. Христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является единым богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и как бы передается богу. Космос становится неживым, неодушевленным целым. В философии средневековья остается только одно абсолютное начало – бог; все остальное – его творения. Бог вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ Августин Блаженный IV-V вв. говорит поэтому, что бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. В отличие от бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение есть основной путь богопознания. Познанию бога способствует вера – способность души, неведомая античному языческому миру.

Августин Блаженный был автором патристики, сторонники которой склонны были видеть в боге прежде всего высший разум. Сторонники схоластики подчеркивали как раз волю бога, которая сродни его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.

Термин «схоластика» происходит от греч. «схоле» – «школа»; схоластика – значит «школьная философия». Систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский. Он пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. У Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир. Сущности (предметы) являются самостоятельным бытием. Во всякой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности. Он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности. На низшей ступени бытия форма вещи составляет лишь внешнюю определенность вещи. Сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи, которой присуща целесообразность – таковы растения. Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. На четвертой ступени форма предстает в образе духа или ума, разумной души, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связанной с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела. Разумная душа – это самосущее. Человеческая душа бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, главное в способности - это различать добро и зло. Фома видит в воле практический разум, который руководит нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходящей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей, представляют собой мысли, идеи в божественному разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть нечто иное, как всеобщее понятие.

Противоположным направлением был номинализм, который подчеркивал приоритет воли над разумом. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «номен», что означает «имя». Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования (отвлечения) признаков, общих для целого ряда эмпирических явлений и вещей. По мнению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

 

Студент должен уметь: доказывать свою точку зрения, правильно ориентироваться в изучаемом материале, проводить аналогии, анализировать пройденный материал, различать черты античной философии и средневековой философии, правильно работать с категориями и понятиями философии.

 

Тема 4. Философия Нового и Новейшего времени

 

Форма проведения занятия: самостоятельная работа студентов (8 часов)

 

Краткое содержание: Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж.Беркли) и агностицизм (Д.Юм) нового времени. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.Б.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л.Фейербах и К.Маркс).

Постклассическая философия второй половины XIX – начала ХХ вв. (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегер, А.Бергсон).

Русская философия XIX-XX вв.

Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

 

Форма отчетности: написание реферата.

 

Студент должен знать:

 

XVI-XVII вв. открывают следующий период в развитии философии – философии Нового времени. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, в политике и в социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. В Европе утверждается капитализм. Под влиянием в первую очередь таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек – как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире. Сложились два крупных философских течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавших источники и природу человеческого познания.

Сторонники эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека. Этих философов иногда называют сенсуалистами (франц. «ощущения»). Такая позиция изложена в творчестве английского философа Фр.Бэкона, автора известного тезиса «Знание-сила». Он разработал научный метод индукции, исследованием препятствий и противоречий («идолов») процесса познания. От частного к общему – так должны протекать научный поиск и движение к истине. Философия для него – опытная наука, основанная на наблюдении, а ее объектом должен быть весь окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники Бэкона отстаивали тезис: «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувственном опыте человека».

Сторонники рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека. Основателем рационализма считается Р.Декарт, автор крылатого выражения: «Подвергай все сомнению». Он явился также создателем дедуктивного метода научного познания. Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные факты, и ничто нельзя принимать за достоверную истину. Мышление должно подвергать анализу чувственный опыт человека, преодолевать сомнения и… вновь сомневаться в достигнутом. «Я мыслю, следовательно, я существую», - подчеркивал Декарт. Проделывая долгий путь от самых общих положений к частным выводам, науки постигают таким образом великую и таинственную «Книгу мира».

Атеистическую направленность имели взгляды Б.Спинозы, утверждавшего, что природа есть причина (субстанция) самой себя и всех протекающих в ней процессов. По убеждению философа, бог находится не над природой, а является ее внутренней причиной. Истинное знание достигается разумом, и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Г.Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Он полагал, что основой всего мироздания являются некие монады как неделимые единицы бытия. Они придают миру разнообразие и вместе с тем гармонию.

Наряду с быстрым развитием научного познания существовал и философский агностицизм, отрицавший способность человека познавать внутреннюю сущность вещей и процессов. Он проявил себя прежде всего в творчестве Д.Беркли и Д.Юма, полагавших, что человек в своей жизни познает всего лишь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей и дойти до знания законов окружающей его природы.

В социальной философии значительное распространение получило так называемое «юридическое мировоззрение». В его рамках развивалась 1)«теория общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк), которая объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и цивилизованного существования. 2) это мировоззрение исповедывало идею «естественных» прав человека, которые якобы даны ему от рождения (на жизнь, на имущество и т.д.).

Весьма важным явлением общественной жизни и мысли Нового времени была классическая немецкая философия, которая развивалась в основном в первой половине XIX века. Ее специфика состояла в обращении к «небу», т.е. к теме духа в различных его формах (индивидуальное и общественное сознание) и его роли в мироздании. В немецкой философии на идеалистической основе большое развитие получила диалектика как теория единства и развития всего сущего, метод философского мышления. Немецкие философы внесли значительный вклад в осмыслении человека как существа духовного и деятельного, творца новой реальности – мира культуры.

Родоначальником классической немецкой философии принято считать И.Канта. Кант рассматривал человеческое познание как процесс, которому присущи определенные ступени – чувственное, рассудочное и разумное. Он показал, что разуму человека свойственны не только сила и настойчивость, но и определенные границы возможностей, сложные противоречивые состояния. Противоречивы предметы всякого рода («вещи в себе»), но и человеческое представление о них, понятия и идеи. Кант делает вывод о слабости разума и наличии границ его возможностей. Призвание разума – познать мир как единое и бесконечное целое, но решение этой задачи выявляет слабость и беспомощность разума.

Кант разработал также учение о нравственности и долге человека. Он сформулировал категорический императив, в котором он призывал человека поступать так, чтобы правило его личного поведения стало правилом поведения для всех людей.

Символом немецкой классической философии, ее авторитетом является Г.Гегель. Наиболее заметный вклад он внес в диалектику как философскую теорию единства и развития мира. Гегель сформулировал основные категории и законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания), применил диалектический метод познания всех сфер бытия.

Он создал философскую систему, которую принято называть абсолютных идеализмом. Основная теория Гегеля – теория об абсолютной идее. Абсолютная идея – это некий мировой разум, исток всего. В скрытом (свернутом) виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления, в том числе и человека, который обладает духовной сущностью. Гегель считал, что человек является всего лишь орудием во власти мирового разума, как бы его марионеткой. даже выдающиеся личности и те есть всего лишь «представители» Духа.

По Гегелю, в ходе своего развития абсолютная идея отчуждает себя в виде природы, общества и истории, общественного сознания. Вершина движения абсолютной идеи – философия, посредством которой открывается разумность мира и его закономерные связи. процесс развития всегда разумен и закономерен, он развертывается от низшего к высшему. Движущей силой развития является противоречие, а самому развитию органично присущи отрицания и скачки.

Немецкий философ Л.Фейербах известен своим учением о человеке, которого рассматривал как высший предмет философии, а ее саму – как антропологию, универсальное учение о человеке. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает сведение якобы сверхъестественного к естественному, к познанию всех сторон природы человека средствами различных наук и тем самым к преодолению умозрительных представлений о человеке. Человек является существом природным, чувствующим и страдающим. Его религиозные верования – прямой результат страданий человека. Единственным путем преодоления чуждости мира является любовь, т.е. тяготение людей друг к другу, их солидарность. Зло всегда разрушает, и лишь любовь созидает, творит полноту бытия человека.

В 40-е годы XIX века в Германии на волне рабочего движения как идейное выражение этого процесса сформировалась классическая марксистская философия. Ее основателями были К.Маркс и Ф.Энгельс. Особенность марксистской философии состояла прежде всего ее изначальной обращенности к проблемам «земли», т.е. к злободневным вопросам общественной жизни (экономика, социальные отношения, политическая жизнь). Философия марксизма – это диалектический и исторический материализм, продолжение традиции линии Демокрита. С точки зрения марксизма мир – это движущаяся материя, а общество – социальная материя, которая формируется и существует на основе трудовой деятельности людей. Человек существует в природе и преобразует ее практически, с помощью орудий труда. Труд, практика первичны по отношению к сознанию и духовной жизни, культуре общества. Марксистам присуща диалектика как теория единства и развития всего сущего, метод философского мышления. Для марксизма характерно революционное преобразование мира.

Классическая марксистская философия представлена во многих произведениях ее основателей: «Тезисы о Фейербахе» Маркса, «Немецкая идеология» Маркса и Энгельса, «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, «Классовая борьба во Франции» Маркса, «Капитал» Маркса, «Диалектика природы» Энгельса, «Анти-Дюринг» Энгельса и др.

Особое место в марксизме занимает материалистическое понимание истории, которое раскрывается с помощью ряда ключевых понятий.

Прежде всего большое мировоззренческое значение имеет понятие отчуждение человека. С его помощью Маркс и Энгельс характеризовали современное им капиталистическое общество как бесчеловечную и чуждую человеку среду, порождающую социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию человека человеком. В марксизме весь исторический период разделен на две крупные эпохи. Первая – это «предыстория», или неподлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная и буржуазная общественно-экономические формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или же государства, стихией рынка, другими социальными обстоятельствами и институтами. Но на смену предыстории все же должна прийти «подлинная» история человечества, которую люди будут творить сознательно и планомерно. Способом перехода в это общество станет социалистическая революция. Эту революцию совершит пролетариат как неимущий класс, а сама революция станет мощным локомотивом истории, очистительной грозой для угнетенного человечества.

Основное место в классическом марксизме занимает понятие коммунизма – это такое состояние общества, где наконец-то произойдет преодоление всех форм и проявлений отчуждения, будут восстановлены человечность и разумность. Это будет эпоха разумного контроля человека над развитием природного и социального мира. В итоге утвердятся ассоциации свободных тружеников во всемирном масштабе.

В Россию марксистская теория стала проникать во второй половине XIX века по инициативе Г.В.Плеханова и его сторонников.

XX столетие – это особое историческое время – век социальных катастроф, антигуманный век. Эпоха великих взлетов человечества и таких же его грехопадений, всплеска разумного и неразумного в деятельности человеческого рода. В философии отчетливо выявились два крупных направления или полюса.

Первый полюс составила иррациональная философия, предметом которой явились прежде всего инстинкты и воля человека, его интуиция, бессознательные эмоционально-волевые процессы, т.е. неразумное. Иррациональная философия представляет собой критику гордого и самоуверенного человеческого разума. Культ разума и свободного человека, имеющийся в философии Нового времени, убежденность в неизбежности и линейном характере общественного прогресса стали заменяться негативным отношением к разумную Знание стало уступать место вере, исторический оптимизм – пессимизму, а идея общественного прогресса вытесняться неверием в него. В иррационализме полагается, что окружающий мир неразумен и неупорядочен (нелогичен), он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийно и неподвластное.

Одним из предшественников современного иррационализма был А.Шопенгауэр (работа «Мир как воля и представление»). Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечное стремление человека, считал философ, упираются в несовершенство мира, и это превращает жизнь человека в неисчерпаемое страдание.

Немецкий философ Ф.Ницше был одним из самых заметных фигур в философском иррационализме. В своей «философии жизни» он развивал идею о том, что сущностью и законом мира, его «душой» является слепая и неисчерпаемая воля к власти, что присуще и человеку. Ницше выдвигал также идею «сверхчеловека», который, преодолев слабости своей природы, должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе. Само же общество необходимо превратить в своеобразную теплицу по выращиванию сильных людей.

Иррационалистические мотивы присутствуют также в интуитивизме французского философа А.Бергсона. Под интуицией он понимал некую мистическую способность творческих людей к прямому получению истины путем внезапного «озарения», без необходимой цепи логических доказательств с участием разума. Жизнь, по Бергсону, - это бесконечный поток становления и его невозможно постичь разумом и выразить в логических понятиях. Лишь интуиция «схватывает» внутреннюю сущность предметов, вносит в знание ясность и определенность.

Датский религиозный философ С.Кьеркегор возвращал философию к позициям средневековой теологии.

Второй полюс в XX столетии образовала рациональная философия или философия «разумности». Она выразила определенные позитивные тенденции и крупные достижения в деятельности современного человечества. Это философское направление представляет собой культ научно-технического разума, его энергичную защиту (апологетику). В его рамках сформировался сциентизм как вера в универсальную роль научных знаний в общественной жизни. Философский рационализм – это выражение духа исторического оптимизма, вера в человеческий интеллект и неодолимость человеческого прогресса. Основным его объектом являются научное знание и предметные формы его выражения.

Примерами рациональной философии являются теории М.Вебера, который развивал идею рациональности, образцом которого является научное знание и внедрение его во все сферы общественной жизни.

В ХХ веке на волне успехов научно-технической революции появились теории «индустриального общества» (Д.Белл, А.Тоффлер и др.), которое при успехах НТР может перерасти в «постиндустриальное общество».

Философия ХХ века не утратила интереса к теме самого человека к его бытию в современном мире. Это отчетливо проявилось в экзистенциализме. Эта философия тяготеет к иррационализму, а основой в ней является тема существования человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире. Человек существует в пограничной ситуации. Он поставлен перед выбором: либо не согласиться с абсурдом этого мира и тем самым умереть как личность, либо не согласиться и найти в себе силы для активного сопротивления негативным обстоятельствам. Жить – значит бороться и именно в этом призвание человека. Бунт – это восстание человека против собственного рабства, обретение чувства собственного достоинства и становление подлинно свободной личности.

Все более актуальной в наше время становится философия глобальных проблем, большой вклад в становление которой внес А.Печчеи, итальянский ученый и общественный деятель. В этой философии осмысливаются острые противоречия и трудности современной цивилизации, поднимаются вопросы о выживании человеческого рода и поиске путей его дельнейшего существования.

Для русской философии XIX век стал «золотым веком» по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений и школ. Эта была эпоха универсализма (многообразия) истории русской философии. В центре внимания находились проблемы философии истории. Философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы и стало прочной традицией отечественной духовной культуры. Философией формировалось национальное самосознание, обосновывалась русская идея.

Этот период связан с творчеством П.Я. Чаадаева, а в художественной литературе – с А.С. Пушкиным. Чаадаев одним из первых поднял вопрос о русском национальном самосознании. Философ размышлял об особой роли России в мире, которая должна была состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные проблемы человечества «дать миру какой-нибудь важный урок».

Размышления Чаадаева об исторических судьбах России привели к крупному расколу в русской общественной мысли и возникновению западничества и славянофильства.

Славянофилы были представлены И.В.Кириевским, А.С.Хомяковым, И.С. и К.С.Аксаковыми и т.д. Они критиковали западную цивилизацию и называли ее безбожной, где все продается и покупается. Они ориентировались на православие – основы русской нации. Они хотели развития России на основе религиозных ценностей. Россия должна быть монархией, которая выражает дух и традиции русского народа. Основой жизни общества должна стать патриархальная семья.

Славянофилы подчеркивали также идею соборности, которая рассматривалась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общинного начала в образе жизни. Русский народ – это особый народ, призванный к высокой роли в мире. Мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие, народность. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям: религии и церкви, государству, своему народу.

Западники (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.) по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Они активно выступали за европитизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развития общества по буржуазному пути. Они видели в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы Петра Великого.

По мнению западников, основной ценностью и целью общества должен быть индивид. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе. Человеку присущи знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения.

Заметным явлением русской общественной жизни 60-70-х гг. XIX в. было народничество как политическое движение и мировоззрение, в котором основной была идея крестьянского социализма. В народничестве существовали три течения: анархистское, пропагандистское и заговорщицкое. М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором главным является тезис о необходимости решительной замены государства-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудящихся.

П.Л.Лавров призывал постепенно готовить общество к революции с помощью активной пропаганды социалистических идей в народе, чем должна заниматься интеллигенция. П.Н.Ткачев был убежден в необходимости немедленной революции с помощью бунта и террора, которые должны готовить революционеры.

Наиболее реальные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были положены русским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе Г.В.Плеханова и его сторонников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин – мыслитель и революционер, автор огромного теоретического наследия. Идея социалистической революции является ключевым вопросом его философии. Все его философские изыскания подчинены идее построения социалистического общества в России. Основным инструментов выполнения этой задачи Ленин видел в пролетарской идее и революционной воле. «Философским завещанием» Ленина принято считать его небольшую статью «О значении воинствующего материализма» (1922 г.), в которой он определил программу развития философии в советском обществе, подчеркнул важность тесного союза философии и естествознания, просвещения трудящихся.

Универсализм русской философии XIX века проявил себя в ряде иных течений:

- философии права (Б.Н. Чичерин);

- философии истории (Н.Я. Данилевский);

- философии консерватизма (К.Н. Леонтьев);

- естественнонаучном материализме (Д.И. Менделеев);

- русском космизме (Н.Ф. Федоров).

Особое место в русской духовности занимает религиозная философия. Русская религиозная философия существует практически во всей истории русской общественной мысли. Духовным источником русской религиозной философии является православие, в центре внимания которой находилась тема бога и человека, взаимоотношения между ними. В этой философии осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд социальных вопросов.

Центральной фигурой русской религиозной философии является В.С.Соловьев, который создал «философию всеединства». Всеединство – это мировая целостность и гармония. Окружающий человека мир пронизан божественным началом и представляет в действительности как творение Божие, воплощение Истины, Добра и Красоты. Бог – это некий космический разум, организующая сила мироздания. Но мир, однако, не завершен и не застыл в своем движении. Он непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало или мировую душу, - особого рода энергию, источник творческой идеи и принципа всеединства. Эта душа мира названа Соловьевым мудростью или Софией. Она связывает воедино Творца и его творения, природу и человечество, индивида и общество. В обществе единство всех людей существует в форме православной церкви, которая сближает людей и способствует становлению «царства Божьего» на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символ этого единения – фигура Иисуса Христа, сына божьего в образе человека. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию (власть бога) как единство всемирной церкви и монархии.

Соловьев считал, что человек свободен и бессмертен. В этом его высокое космическое призвание. Человек – это всемогущее существо. Творение добра должно стать общим делом, проявлением подлинной соборности православных людей.

Ярким философом в русской философии был Н.А.Бердяев. Философия Бердяева антропологична, будучи обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека. Бердяев подчеркивал активность природы человека, его возможностей и способностей приобретать свое бессмертие путем преображения окружающего мира. Человек – носитель высоких духовных качеств: религиозных, нравственных, эстетических и др. Через человека пересекаются земной и божественный миры. Человек – это малый Бог, активный участник божественного миротворения, центр всего мироздания. Его душа – это божественный элемент в нем.

Фундаментальное свойство человека – это способность его к творчеству, т.е. к активной созидательной деятельности в окружающем мире. Сохранение мира от смертоносной власти времени, защита от зла – в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека, цели и содержание его деятельности.

Бердяев критиковал ХХ век за научно-технический прогресс, который разрушает человека, делает его космиургом – мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Опустошается душа человека и его эмоциональный мир, уничтожается его индивидуальность.

Большое значение имеет определение им России как великого и цельного «Востока – Запада».

Заметное место в истории русской религиозной философии занимает творчество С.Л.Франка. В своих работах он подчеркивал, что русский человек воспринимает мир всем своим духом, непосредственно и целостно. Франк отмечал, что общество – единое духовное целое, объединяющим началом которого является соборность.

Русская религиозная философия представлена также в трудах и других мыслителей (Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин, П.А.Флоренский). Их идеи обращены к проблемам Истины, Добра, Красоты, к теме Человека и его духовного мира.

 

Из современных философских направлений нужно отметить такие:

 

1. Неопозитивизм – рассматривает проблему интеграции научного знания как проблемы интеграции психических и физических наук, и ее расширение надеялись отыскать, разрабатывая философию чистого опыта. Неопозитивизм практически не уделял внимания теории развития и был ориентирован на естественные науки.

2. Аналитическая философия – течение современной западной философии. В центре внимания всех ее школ была разработка процедур анализа предложений естественного языка, причем важнейшим моментом этого анализа оставалось сопоставление логической и грамматической формы предложений. Возникновение аналитической философии вызвано стремлением применить к исследованию традиционных философские проблем математическую логику, действенность которой при описании оснований математики была ранее доказана некоторыми философами.

3. Философия религии – это теории, которые раскрывают содержание мировых религий, их отличия от научного атеизма, сущность религии и способны воздействия на человека и общество, их сознание (см. ниже в материале).

4. Философская герменевтика – (с греч. разъясняющий, истолковывающий) – 1.теория и практика интерпретации языковых выражений, представленных знаками, символами и речью, т.е. текстами; 2.направление в современной философии, сущность которого сводится к рассуждению о том, что когда кончается понимание вступает в действие непонимание. Постижение смысла высказывания увязывается с практическим правилом, предполагающим восхождение от частей к целому и от целого, затем к частям.

5. Структурализм – общее название методов гуманитарных наук, связанных с обнаружением и описанием структур в разных областях культуры.

6. Поструктурализм – общее название проблем, подходов и направлений в философии, связанных с определением условий возможности и невозможности традиционного структурализма.

 

Студент должен уметь: правильно определять философские направления, их основные теории и учения, знать имена философов и их вклад в развитие философии, уметь анализировать изучаемый материал, доказывать свою точку зрения.

 

Тема 5. Человек как главная философская проблема

 

Форма проведения занятия: самостоятельная работа студентов (8 часов)

 

Краткое содержание: Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре, природе. Проблема «Я»: образ «Я», внутреннее и внешнее «Я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

 

Форма отчетности: написание рефератов.

 

Студент должен знать:

 

Тема человека является для философии традиционной, неустранимой из нее. Раздел философии, в котором изучается данная проблема, называется философской антропологией. Основными для нее являются вопросы о сущности человека, его природе и смысле его существования. Философия стремится познать человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в единстве всех его творческих сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное, многолико-единое. Философия рассматривает человека с точки зрения его «погруженности в мир внешний – природу, общество, историю, и с точки зрения наличия у него собственного мира – внутреннего, духовного.

В истории философской мысли сложилась антропологическая традиция – нацеленность философии на человека как на уникальное и сложное явление мироздания. Проблема человека была уже обозначена в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философского мышления и образ мира. Человек осмысливался органической частью необъятного Космоса, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот космос и живет по его законам. Полагалось, что человек не свободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку.

Поворот философии к теме отдельного (отделенного от Космоса) человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Он призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Подлинный смысл жизни человека – это вечное самопознание, поиск самого себя в мире. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию «полета», т.н. жизненный путь, творить свою судьбу. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.

В древней философии рассматривались отдельные стороны проблемы человека. Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание уделял социальным качествам человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и т.д.) Во всей древней философии шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии и мире с окружающей природой, Космосом.

В Средние века философия рассматривала человека как существо тварное, созданное по образцу и подобию творца (Бога). Человек находится несравненно ниже Бога – между ангелами и животными. В человеке выделяются две его составляющие – душа и тело. Считалось, что душа дана непосредственно от бога и играет особую роль в жизни человека: она – божественный элемент в человеке, его животворная сила, энергия. По выражению Фомы Аквинского, тело – это «лошадь», а душа – его «наездник». Зло в мире произошло не от Бога, а от человека, который не смог правильно распорядиться свободной волей, и это привело его к грехопадению.

Философия эпохи Возрождения перенесла свой интерес с Бога на живого человека, сделав его предметом культа, восторженного поклонения. Был утвержден антропоцентризм в философии. Человек уже рассматривался как творец самого себя и своей судьбы, господин окружающей природы. Человек был поставлен на одну ступень с Богом, и отныне он уже есть якобы человекобог, способный вершить судьбы мироздания. Природа для него – это мастерская, а он в ней – умелый работник, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои сущностные силы и дарования. Человек красив, деятелен и свободен.

В Новое время человек стал исследоваться с позиций рационализма как философского мировоззрения. Считалось, что человек – это существо разумное. Он является порождение природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество человека – это его познавательная деятельность. Знания человека – это залог прогресса общества, непременное условие движения истории к гуманному состоянию.

В классической немецкой философии утвердился деятельный подход к пониманию человека: он воспринимался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры. История общества рассматривалась как процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности.

Своеобразны взгляды на человека у Л.Фейербаха. Хотя человек и есть высшее проявление жизненной силы природы, но он являет собой все же порабощенное внешним миром существо и потому – несвободен. Как и всякое дитя природы, человек любит ее, но в то же время он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом. Поэтому мир необходимо преобразовать на человеческих, т.е. разумных и справедливых началах. Общество может быть обновлено на путях любви – самоотречения человека во имя другого человека, преодоления эгоизма и становления отношений солидарности между людьми.

Марксизм выступал как социоцентризм. В своей действительности сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений», а основной формой существования человека является трудовая деятельность, практика. Человек – это автор, режиссер и актер собственной драмы и судьбы. Человек универсален, т.е. всесторонен и богат с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Марксисты проводят анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. В капиталистическом обществе человек закрепощен социальными стихиями и институтами. Вопрос решения свободы человека лежит на путях коренных преобразований общества и движения его к качественно новому состоянию – к коммунизму как идеальному общественному строю.

Русская религиозная антропология общества обращена к духовному миру человека. Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и призвание человека – это все основные темы. Главная проблема для русской религиозной философии – это усовершенствование («мелиорирование») человека, приближение его к идеалу. Она призывала человека к подвижничеству (совершению подвига) и поиску правды, приобретению высокой нравственности и совести.

Большой интерес к теме человека имел место и в зарубежной философии конца XIX и в ХХ веках. Ницше развил учение о «сверхчеловеке». Австрийский ученый З.Фрейд разработал психоаналитическую трактовку человека. В экзистенциализме главной темой стала тема существования одинокого человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных отношений.

И до сегодняшнего времени проблема человека является одной из главных проблем философии.

Для познания человека выработан богатый арсенал понятий, раскрывающих сущность и природу человека, его существование в мире.

Прежде всего под человеком понимается представитель вида «хомо сапиенс» – человек разумный. Человек – это существо разумное и универсально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.

Основные характеристики человека:

- разумность;

- труд – целенаправленная деятельность людей на преобразование природы и общества;

- индивидуальность – своеобразие способностей и черт человека, его отличия от других;

- личность – это социально-моральные качества человека, выраженные в совершении поступков и несении ответственности за них;

- гениальность – это высшая степень творческой одаренности человека, особое сочетание способностей.

Человек – это живая система, единство телесного и духовного. В этой системе структурный уровень – мозг, сердце и т.д. Функциональный уровень – это кровообращение, система дыхания. Психический уровень – это деятельность центральной нервной системы и органов чувств. Сознательный уровень в человеке представлен в форме сложных мыслительных процессов. Человек является единством унаследованного и приобретенного, связью прошлого, настоящего и будущего.

По своей природе человек – существо активное, деятельное и целеустремленное. Деятельность в различных ее формах является способом существования человека в качестве человека, творца новых реальностей. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и самого себя. Именно поэтому рука человека является бесценным достоянием, ведь в ней запечатлен богатейший опыт предшествующих поколений людей.

Наряду с деятельностью человеку присущи прямохождение, память и воля, членораздельная речь, фантазия, способность любить и ненавидеть, плакать и смеяться, грустить, молиться.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального (через воспитание и культуру) наследования своих признаков. Он усваивает все то, что накоплено человечеством в разнообразных формах культуры. Это опыт и знания, способы деятельности, традиции, ценности, нормы.

Усвоение всего этого происходит в форме социализации – процессе становления личности, происходящего прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный, сообща с другими людьми, образ жизни. Только в рамках совместной деятельности он и сможет формировать и развивать свои качества и способности.

Под биологическим (от природы данным) в человеке принято принимать анатомию (строение) его тела, физиологические процессы и функции в нем. Это также центральная нервная система с мозгом как главным «зеркалом окружающей среды.

Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. К нему относится и духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, огорчаться и страдать. Социальное – это также самосознание и мировоззрение человека, умение ставить вопрос «Кто я есть в этом мире?» и давать на него ответ. Важные качества человек – это его отношения к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни. Все это, вместе взятое, и составляет социальные силы человека, благодаря которым он становится личностью.

Как соотносятся социальное и биологическое: Существует три подхода:

1. Это биологазаторские (натуралистические) трактовки человека. Основными в человеке предполагается считать его природные качества, которые якобы оказывают основное влияние на его поведение. Полагается, что человек является «слугой» нескольких «господ»:

а) это свое бессознательное (инстинкты, влечения и т.д.);

б) норма культуры, которые являются «врагами» и «угнетателями» человека;

в) наследственность.

2. Это преимущественно социологизаторские (социоцентристские) трактовки человека. Его сторонники либо полностью отрицают биологическое начало в человеке, либо недооценивают его значение.

3. В решение биосоциальной проблемы есть желание избежать названных выше крайностей. Это стремление рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров – природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества его природы (способность мыслить и творчески действовать) имеют все же социальное происхождение.

Одной из понятий, которое относится к человеку – это свобода. Свобода – это самостоятельное распоряжение человека своей судьбой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в нем. Свобода невозможная без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность – неизбежная цена свободы и плата за нее. Свобода требует от человека разумности, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрешении окружающего мира.

Существование человека в мире раскрывается с помощью понятия жизненный путь человека – это его движение во времени и в пространстве общественной жизни. Это процесс формирования и раскрытия им своей сущности и природы как уникального существа. Жизненный путь человека – это его детство и юность, зрелый возраст и старость. Этот путь может оказаться кратким или же продолжительным. Отрезок между рождением и смертью – это и есть жизненный путь человека.

В целях исчерпывающего познания объекта философская антропология применяет понятие смерти и бессмертия человека. Причем смерть понимается не только в физическом, но и в духовном смысле слова. Смерть – это всеобщий закон бытия: камни и растения, животные и люди – все рано или поздно умирают. Человеку же в этой ситуации тяжелее всех, ведь он как существо мыслящее знает о предстоящей смерти. Вот почему мечта о бессмертии неразлучно сопровождает человека, едва он стал осознавать свою смертность.

Подлинно человеческим является также и философское понятие смысла жизни человека, ведь оно характеризует человека как существо, стремящееся к полноте своего существования и ищущее свое призвание (миссию в мире). Вопрос о смысле жизни человека – это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятельности. Это, по Достоевскому, вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться.

Человек – это живое противоречие, гласит философская антропология, и это положение вряд ли следует ставить под сомнение.

Тема смысла жизни человека неизменно присутствует во всех эпохах истории философской мысли. В философии есть раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценности. Этот раздел называется аксиологией («теория ценностей»). В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии и мире, смысле его существования. Деятельное отношение к миру существует в различных формах:

1) Это познавательное отношение, т.е. поиск и приобретение знаний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными представлениями о мире.

2) Практическое отношение, т.е. стремление преобразовать мир в соответствии со своими потребностями и интересами.

3) Имеется художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любование и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в своей практической деятельности.

4) Нравственное отношение, т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или вопреки морали и совести.

5) В жизни человека имеется место и так называемое ценностное отношение к миру.

В аксиологии исходными и базовыми являются понятия «ценностные отношения» и «ценность». Ценностные отношения – это особого рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходит выявление, переживание и осмысление социокультурного значения объекта для бытия субъекта. Ценностное отношение имеет два полюса – объект как носитель ценностей и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания – в мифологии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыденном познании.

Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность – это все то, что удовлетворяет потребности, увлекает и обогащает человека, творит его бытие, наполняет человеческую жизнь всесторонним содержанием. В ценностях человек определяет свое отношение к понятиям Добра и Зла, Глупости, Труду и Лени, Любви и Ненависти.
Что же касается переоценки ценностей, то оно и представляет собой переосмысление устоявшихся представлений и смыслов и соответственно смену ориентиров, вех в жизни. На основе оценок складываются оценочные суждения человека: «это – хорошо», «это – плохо», «это – прекрасно», «это – безобразно». С помощью таких суждений человек осознает окружающий мир как имеющий значение для него, а себя проявляет в нем как существо культурное, социальное. Существует несколько групп ценностей:

1) Это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие.

2) Это ценности социального содержания: экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок).

3) По способу существования – ценности материальные и духовные (идеальные).

4) По длительности существования – это ценности, преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). Непреходящими ценностями являются, например, природа, человек, труд.

5) По своему значению – включает в себя так называемые утилитарные и фундаментальные ценности, без которых невозможна сама жизнь человека. К таким ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.д.

Особое место в системе духовных ценностей человека играет идеал. Идеал – это мысленная модель желаемого, искомого мира и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стремление человека к изменению мира своего бытия.

Смысложизненный вопрос для человека – самый сложный, требующий глубоких раздумий, переживаний и сомнений, мук совести, душевных волнений. Жить со смыслом – жить с ясной мыслью о своих целях и идеалах, ценностных ориентациях, жить с пониманием своего предназначения в мире.

 

Студент должен уметь: правильно анализировать и оценивать материал, разбираться в качественных оценках человека, смысле его жизни, ценностных ориентациях, глубоко осмысливать и формировать в себе оценочные суждения о человеке, правильно и логично досказывать свою точку зрения.

 

 

Тема 6. Современные философские представления о мире и сознании

 

Форма проведения занятия: лекция преподавателя

 

Краткое содержание: Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архитипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

 

 

Студент должен знать:

 

Философия характеризует человека не просто как существо социальное, но и как духовное, одухотворенное, обладающее сознанием.

Сознание – это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных