Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Средневековья. Ф.С - Ф. феодального общ-ва, разви­вавшаяся в эпоху с момеента крушения Римской империи (V в н.э.) до возникновения ранних форм капиталистического общ-ва




Ф.С - Ф. феодального общ-ва, разви­вавшаяся в эпоху с момеента крушения Римской империи (V в н.э.) до возникновения ранних форм капиталистического общ-ва. Ре­зультаты более, чем 1000-летнего развития оказались скудными как для Ф., так и для науки. Даже крупные мыслители искали нестолько истину, сколько способы обоснования веры. Господ­ствующей Ф. была религиозная Ф., получившая название схоластики. С. вырабо­тала ряд т. зр., ос­новными из к-х явл-ся: 1) средневековый реализм - направление, утверждавшее, что общие поня­тия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Оно продолжало линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объектив­ного мира, общего и единичного. Представители - Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский; 2) номинализм - направление, считавшее понятия лишь именами, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Н. связан с материалистическими тенден­циями в признании первичности вещи и вторичности поня­тия (Росцелин, Оккам). Схоластике про­тивостояли след-е учения: 1) Мистика. Учение о приоритете свидетельства личного чувства и субъективного сознания над авроритетом церкви и ее учений (Бернар Клервоский, Бонавентура, Гаулер); 2) Учение Ибн Рушда о смертности личной души и об общем для всех вселенском ра­зуме.

 

3. Антропологический материализм Фейербаха. В середине 19в с резкой критикой идеализма выступил Людвиг Фейербах. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе филосо­фии -знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая задача философии -критика и разоблачение религии. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо по­нять, что человек -не творение Бога, а часть вечной природы. мате­риализм Ф. не случайно трак­туется как антропологический. Он существенно отличается от материализма 18в. т.к. не сводит всякую реальность к механическому дв-ю и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Ф. -не отвле­ченное понятие души и тела, а человек как психофизиче­ское един­ство Дух и тело -2 стороны той реальности, к -я называется орга­низмом. Человеческая природа трактуется преимущественно био­логически. В теории познания Ф. выступает как сенсуа­лист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего позна­ния. Только то, что дано нам через органы чувств - и обладает подлинной реальностью. Антропологический принцип Ф. в теории познания выражается в том, что он по новому трактует понятие "объект. Антропологи­ческий материализм Ф. возникает как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в к-м господство всеобщего над единым было утрировано. Ф. встал на защиту при­родно-биологиче­ского начала в ч-ке, "

 

23. Экологические проблемы современности. Сущность Э.П. со­стоит в углубляющемся противо­речии м/у производительной деят-тью человечества и стабильностью природной среды его обита­ния. В процессе произ-й деят-ти человечество создает неодушевленные предметы и живые орга­низмы, т.е. техномассу. По расчетам ученых, созданная человечеством техномасса, или как ее еще называют искуственная среда, уже сейчас в 10 раз продуктивнее естественной. Искуственная среда наступает на естественную и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий постановку перед человечеством Э.П. Рост выбросов в атмосферу СО2, окиси серы и азота могут привести к росту температуры, что в свою очередь повысит уровень мирового океана и приведет к затоплению земель. В результате сотни миллионов людей рискуют превра­титься в экологических беженцев. Общий вывод: всякий биологиче­ский вид способен выжить в пределах достаточно узкой биологи­ческой ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Од­нако, существуют пороговые значения внешних условий, за к-ми вымирает. В наст. время челове­чество подошло к такому пороговому значению. Пути решения Э.П.: так как причиной данной проблемы явл-ся НТП, то его необходимо приостановить, вплоть до нулевого прироста валового обществен­ного богатства. Однако это породит целый ряд социальных и демо­графических проблем (нищета, голод в развивающихся странах). Поэтому необходимо изменить пути развития совре­менной циви­лизации и прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в нем самом. Необходимо изменить социальные установки личности и общ-ва, переориентировать человечество с идеологии наступательного роста производства и потребления мат-х ценностей на духовное самоусовершенствование.

 

 

10. Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание Философия Древнеи Греции занимает особое место в истории философскои мысли по многообразию течении, школ и учении, идеи и творческих личностеи, богатству стилеи и языка, влиянию на последущее развитие философскои культуры человечества. Сформировались два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм). Первый период формирования греческой философии – становление (VI-V в.д.н.э.), досократовская.Первые элементы философского мышления появились в произведениях древнегреческих историков – Гомера, Геродота, Гесиода и Фукидида. Самая первая философская школа – Милетскут. Это была натурфилософия. Милетские мудрецы и философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклид. Собственную школу основал Пифагор (Пифагорейский союз). Он учил, что основой мира является число:”Число владеет вещами”.В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Ранняя древнегреческая философия представлена также творчеством Эмпедокла и Анаксагона. Значительное место заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).Второй период – классическая философия (V-IV в.д.н.э.). Расцвет древнегреческой философии был связан с ее поворотом от мира природы(Космоса) к теме человека(микрокосмоса) и общества.Этот период связывают со школой софистов, первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.) Иначе рассматривал проблему человека греческий учитель нравственности Сократ. (окозание помощи человеку в его познании самого себя).После Сократа существовала школа киников (Антисфен, Диоген).Они призывали вести предельно простой “собачий” способ существования, отказ от мирских удовольствий. Особое место в занимает личность Платона, он считается родоначальником объективного идеализма. Сторонники Платона, основателя Академии,считали реальное существование некого духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир.Платон хорошо известен также и своим социально – политическим учением. Он явился родоначальником философского идеализма. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля. Этот мыслитель проявил себя во многих областях познания- в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Третий период – это эакат древнегреческой философии(III в.д.н.э.– IV в.н.э.),совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство,стоицизм и скептицизм. Эпикур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода.Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека, он был сторонником гедонизма, “философии счастья”. Стоицизм, ”философия спасения” выразил ощущение надежности мира и неопределенности, настроения неуверенности и страха. Скептицизм (Пиррон и др.)отвергал возможность получение человеком достоверных знаний об окружающем мире. К I в.д.н.э. упадок древнегреческой философии стал очевиден. В ней появился эклектизм – механическое сочетание разнородных идей и учений. В философии зазвучали мифологические, религиозные и мистические мотивы, отразившие великую социальную катастрофу – распад гигантской рабовладельческой формации. Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в в истории мировой философской мысли.

 

4. Философия эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма.Для философии это время стало своеобразным переходным периодом - от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания.Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном и философ. Его основной труд содержал в себе коренной пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира. Точная наука Возрождения и ее органичная связь с философским мышлением олицетворена именем Леонардо да Винчи (1452-1519). в философии эпохи Возрождения, явилось творчество итаьянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени.Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Имена философов – естествоиспытателей эпохи Возрождения символизировали собой острую борьбу старого и нового, противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций общественной жизни. Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных городских слоев. Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой.В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире, имел место культ красоты и духовности человека. Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни. Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении, как утопический социализм. Утописты в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей. Утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе. Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества, богатство иных форм духовности (естествознание, искусство, социально-политичекие учения). Значение эпохи Возрожления для философии состоит прежде всего в том, что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных