Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава III. Структура научного познания______________________ 231




ками темы континуума. Ученый приходит к выводу, что новые теории возникают на стыке конкурирующих позиций. А новые темы появляются в ситуации, когда невозможно сблизить суще­ствующие, как, например, тему субъекта и объекта, классической и вероятностной причинности.

Темы, помимо сугубо научных признаков, предполагают ин­дивидуальные предпочтения, личную оценку. Они регулируют во­ображение ученого, являются источником его творческой актив­ности, ограничивают набор допустимых гипотез. «Тематические структуры», по мнению Холтона, не меняются во времени и про­странстве, так как выступают в качестве всеобщих определений человеческого интеллекта. И в этом своем качестве они надысто-ричны, т.е. не зависят от конкретно-исторического развития на­уки. В физике, например, их можно насчитать больше сотни.

Применение «тематического анализа» в качестве оснований науки сближает естественнонаучное и гуманитарное знание, пред­ставляя тематизм как признак сходства между ними; позволяет локализовать научное событие в историческом пространстве и вре­мени; обращает внимание на борьбу и сосуществование тем, свя- ч зывает анализ науки с потребностями развития человечества, с его мировоззренческими ориентациями.

§7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

Научная картина мира в структуре мировоззрения нашего со­временника занимает доминирующее положение. Поскольку на­ука направлена на изучение объективных законов развития уни­версума, научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть яд­ром научного мировоззрния. Мировоззрение понимается как сис­тема взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок. Оно вклю­чает в себя обобщенный образ реальности, преломленный пози­цией личности. Взгляды (воззрения) на мир в целом есть нечто большее, чем простая информация, нейтральная осведомленность, либо безличные сведения. Поэтому процесс формирования ми-


232 _________________ Основы философии науки

ровоззрения предполагает некий отбор установок, представлений, приоритетов. Результативной составляющей мировоззрения яв­ляется комплекс убеждений, проявляющихся во взглядах, систе­ме идеалов и ценностей, в поступках и жизненных ориентирах людей.

Понятие «мир в целом» достаточно широко, оно включает в себя и мир сущего и должного, и Земной шар, Вселенную, и изве­стный из физики микро-, макро- и мегамиры. О. Шпенглер, на­пример, предлагает взглянуть на «мир как историю». Его проти­воположность составляет «мир как природа». Можно еще увидеть «мир как действительность», который включает в себя «Я как воз­можность». «Мир в целом» не мыслится как нечто завершенное, в котором все уже давно известно, это вечно становящаяся и изме­няющаяся, динамичная, открытая система.

Научная картина мира опирается на достоверные знания и пред­ставляет собой не просто сумму или эклектический набор фраг­ментов отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспече­нии синтеза знаний. Отсюда вытекает внтегративная функция научной картины мира. Наш современник физик и математик А. Фридман был убежден, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на ос­новании постоянно ничтожных данных воссоздать картину мира. С этим связана системность научного мировоззрения. Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя ос­новные его закономерности, но задает систему установок и прин­ципов освоения универсума, влияет на формирование социокуль­турных и методологических норм научного исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции.

В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упорядочивания, систематизации научных данных. Она предста­ет как строгая система, обобщающая результаты различных вет­вей научного познания, и только в этом значении имеет право на существование. Опираясь на современные достижения частных наук, она широко пропагандирует идею научности применитель­но ко всем проявлениям природы, общества и человека. Поэтому в научной картине мира полноправное место занимают достиже­ния как_естественных, так и общественных, и технических наук. В ее основании лежат представления о качественно различаю-


Г пава III. Структура научного познания______________________ 233

щихся «ступенях организованности» природы и сходстве ее оп­ределенных свойств.

В системе взглядов на мир — в мировоззрении — «следует различать его интеллектуальную и эмоциональную составляю­щие. Интеллектуальная компонента охватывается понятием ми­ропонимание, которое достаточно устойчиво, так как опирается на систему точных знаний о мире. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями мироощущение и мировос­приятие. Мироощущение является самым первоначальным эле­ментом, свидетельствующим о непосредственно чувственном кон­такте человека с миром. Оно представляет собой превращение «энергии внешнего раздражителя в факт сознания». Это тот мос­тик, благодаря которому данности окружающего мира проникают во внутренний мир человека. Мироощущение достаточно дина­мично, оно представлено многообразием чувств и настроений.

Мировосприятие задает целостное отражение ситуаций и со­бытий в виде наглядных образов и представлений. Оно обеспечи­вает чувственную ориентировку человека в окружающем мире и очень зависимо от мотивационной сферы. Мировосприятие мо­жет наполнять себя из разных источников: впечатления от вос­приятия природы, произведений искусства, сферы общения, язы­ковой среды, непосредственной жизнедеятельности и т. д. В от­личие от миропонимания, мироощущение и мировосприятие — достаточно подвижные образования. Одно и то же событие при­нимает тот или иной вид в зависимости от многих обстоятельств: от особенностей индивидуальной психики, темперамента, обыча­ев, нравов, предрассудков. Мировосприятие молодого человека иное, чем у старого. У больного оно весьма отлично от восприя­тия здорового. Меланхолик видит трагедию там, где сангвиник усматривает просто происшествие, а флегматик — ничего не зна­чащий эпизод. На мировосприятие оказывает свое влияние также тип национальной культуры, особенности этноса и социокультур­ные различия. Мировоззрение дает о себе знать не только в ду­ховной сфере, но ив практической жизнедеятельности, оно ока­зывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и дей­ствий, людей.

Мировоззрение — это многоуровневое образование, в кото-Ром как в многоэтажном доме на разных этажах помещены различ-


234________________________ ______ Основы философии надД

ные его типы: житейское, обыденное мировоззрение повседн^Ш
ности с его рационально-иррациональными элементами, paccj^M
ком и предрассудками,
мифологическое, религиозное, критич^Н
кое и догматическое, этическое, философское, прогрессивно^^
регрессивное.
Главенствующее место занимает научное миров^Н
зрение. Именно научная картина мира обеспечивает теоретич^Н
кий уровень мировоззрения в целом, который предлагает опс^Н
на определенную, конкретно-историческую систему знаний и пр^Н
ципов. На обьщенно-практическом, стихийно формирующеь^И
уровне мировоззрения огромную роль играет обобщение наи^Н
лее типичных представлений о жизни в повседневных ситуацией
впитывание свойственных данной среде навыков, стереотипо!^И
привычек. Этот наиболее элементарный способ отражения м^Н
не лишен достаточной меры здравомыслия и является прогно^И
руемым уровнем мировоззрения. ЧЦ

Поскольку философия претендует на выражение фундамен­тальных принципов бытия и мышления, то научное философское мировоззрение правомерно определять как высший, теоретичес­кий уровень мировоззрений вообще. Оно представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, дающих представ­ление о закономерностях развивающегося универсума и опреде­ляющих жизненные позиции, программы поведения людей. От религиозной формы оно отличается тем, что строит общую кар­тину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерна слепая вера в сверхъестественное, упование на откровение и логическая недоказуемость догматов.

В научном мировоззрении нашла отражение свойственная на­уке ориентация на закономерность, которая предстает как высшее достижение интеллектуальной эволюции, способствующей раци­ональной организации жизни всего общества. Накопление полйМ жительного, позитивного опыта данных разнообразных наук, Д^И циплинаризация научной деятельности позволяет глубже прон^Н нуть в основы мироздания, поставить его закономерности на сяуШк бу человеку.

Научная картина мира опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. Поэтому не следует сбрасьюать со сче­тов историчность научной картины мира, подчеркивающую пре-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных