Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основы философии науки. теоретических задач. Построение развитой теории осуществляет ся как поэтапный синтез и обобщение частных теоретических схем и законов
Заключение
теоретических задач. Построение развитой теории осуществляет ся как поэтапный синтез и обобщение частных теоретических схем и законов. В каждом новом шаге этого обобщения проверяется сохранение прежнего конструктивного содержания, что автома тически вводит образцы редукции обобщающей теоретической схе мы к частным. На заключительном этапе теоретического синте за, когда создается фундаментальная теоретическая схема и фор мулируются базисные законы теории, проверка их конструктив ного смысла осуществляется как построение на основе получен ной фундаментальной теоретической схемы всех ассимилирован ных ею частных теоретических схем. В результате возникают па- радигмальные образцы решения теоретических задач. Последую щее развитие теории и расширение области ее приложения вклю чает в ее состав новые образцы. Но базисными остаются те, кото рые возникли в процессе становления теории. Теория хранит в себе следы своей прошлой истории, воспроизводя в качестве ти повых задач и образцов их решения основные этапы своего ста новления. ^
12. Стратегии теоретического поиска изменяются в историческом развитии науки. Такие изменения предполагают перестройку оснований науки и характеризуются как научные революции. Можно выделить два типа таких революций. Первый из них, описанный Т. Куном, связан с появлением аномалий и кризисов, вызванных экспансией науки в новые предметные области. Их механизмы можно конкретизировать, учитывая структуру оснований науки и процедуры постоянного соотнесения с основаниями возникающих теорий. Второй, весьма слабо проанализированный в методологической литературе, может возникать без аномалий и кризисов, за счет междисциплинарных взаимодействий. В этом случае осуществляются переносы из одной науки в другую различных элементов дисциплинарных онтологии, идеалов и норм и философских оснований. Такого рода «парадигмальные прививки» приводят к переформулировке прежних задач научной дисциплины, постановке новых проблем и появлению новых средств их решения. Примером первого типа научных революций может служить становление теории относительности и квантовой механики. Примерами второго — возникновение дисциплинарно орга-низованной науки конца ХУШ — первой половины ХГХ столетия,
а также современные «обменные процессы» между кибернетикой, биологией и лингвистикой.
13. Перестройка оснований науки в периоды научных револю ций осуществляется, с одной стороны, под давлением нового эм пирического и теоретического материала, возникающего внутри научных дисциплин, а с другой — под влиянием социокультур ных факторов. Научные революции представляют собой своеоб разные «точки бифуркации» в развитии знания, когда обнаружи ваются различные возможные направления (сценарии) развития науки. Из них реализуются те направления (исследовательские программы), которые не только дают позитивный эмпирический и теоретический сдвиг проблем (И. Лакатос), но и вписываются в культуру эпохи, согласуются с возможными модификациями смысла ее мировоззренческих универсалий. В принципе, при дру гих поворотах исторического развития культуры и цивилизации могли бы реализоваться иные (потенциально возможные) исто рии науки. В периоды научных революций культура как бы отби рает из множества возможных сценариев будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют ее базисным цен ностям.
14. В эпохи глобальных научных революций, когда перестра иваются все компоненты оснований науки, происходит измене ние типа научной рациональности. Можно выделить три их ос новных исторических типа: классическую, неклассическую и пост- неклассическую науку. Классическая наука полагает, что услови ем получения истинных знаний об объекте является элиминация при теоретическом объяснении и описании всего, что относится к субъекту, его целям и ценностям, средствам и операциям его де ятельности. Неклассическая наука (ее образец — квантово-реля- тивистская физика) учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, в которой обнару живается и познается объект. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определя ют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятель ностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|