Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема понимания философии Гадамера (Ганс-Георг Гадамер)




 

Герменевтика (толкование, объяснение) - течение современной философии. Истоки - древняя Греция: связь богов и людей с помощью посредника Олимпа - Гермеса.

В средние века герменевтика очищает религиозные тексты от искажений.

Основоположники: Ф.Шлейермахер и В.Дильтей (наука перевода текстов на современный язык). Дильтей сводил герменевтику к процессу «психологической интерпретации», «вживания» во внутренний мир авторов текстов или исторических персонажей, к интуиции, позволяющей понять тексты или исторические факты «изнутри» «на основе восприятия собственных состояний».

Гадамер считал метод Дильтея субъективным, так как нельзя достоверно представить, что пережил человек, его чувства. Он предложил свой метод, пытаясь выяснить, как соотносится объяснение и понимание.

1. Гуманитарная научная область.

О методах познания в гуманитарных дисциплинах Гадамер говорил, что ученые пользуются ими неосознанно, в то время как деятели естественных наук давно познали множество методов и последовательно применяют их. Средством компенсации отсутствующей у них осознанности научной методологии служит им, по мнению Гельмгольца, «своего рода чувство такта» и такие духовные свойства «как воображение, богатая память и признание авторитетов».

«Под тактом мы понимаем определенную восприимчивость и способность к восприятию ситуации и поведения внутри нее, для которой у нас нет знания, исходящего из внешних принципов». Владеющий ею человек тонко чувствует уместность или неуместность того или иного поступка, того или иного высказывания в какой-либо общественной группе, не опираясь при этом на конкретные знания принятых в ней норм поведения. Следовательно, именно словосочетание «чувство уместности» наиболее точно отражает то содержание, которое Гадамер вкладывает в понятие такта.

Гадамер предложил использовать чувство такта в науке.

Обучить чувству такта невозможно, но его можно сформировать через образование.

В процессе образования формируется человек.

Как возникает чувство такта? При рождении человек - животное. Труд - создает того, чего нет в природе. Результат труда помогает человеку осознать себя, свои возможности и способности.

2. Герменевтика

Чем больше человек учит и знает, тем больше у него свободы действий. После постижения человеком множество различных теорий, он может разобраться, какая теория верна, а какая нет. Чем больше языков он знает, тем больше он узнает другие культуры.

Как применить чувство к пониманию других эпох?

Чтобы перевести с одного языка на другой, нужно понять, что хочет донести древний автор, войти с ним в дискуссию, сблизить горизонт автора и переводчика.

Трактовкой Гадамером герменевтики как «искусства взаимопонимания между людьми, общественными группами, партиями и регионами» является диалог. Это не только диалог людей, но и диалог прошлого и настоящего, разных наций и культур, различных типов рациональности и т.д. И главное: диалог, по мнению Гадамера, – это не сумма монологов, это и не простое понимание мыслей другого, и не обмен информацией. В диалоге возникает «некое общее поле, выражающее суть дела».

Нужно понимать не автора, а событие, которое он описывает.

Прежде чем ученый вступает в диалог с автором комментируемого произведения, он, по мнению Гадамера, уже имеет некое «предпонимание» предмета диалога. Это предпонимание в силу предварительного характера далеко не полно, туманно и, конечно же, чересчур субъективно. Но оно является необходимым условием начала диалога, его отправной точкой. Ведь невозможно приступать к обсуждению темы, о которой хотя бы у одного из собеседников нет никакого представления.

1) Автор не знает последствий события

2) Не знает литературы, которая была посвящена событию

3) Мы можем понять, был ли он пристрастен к событию

4) Учесть влияние эпохи человечества

Трудности: причины меняют содержание, нужно понять, где автор мог быть неправ, изучив события, но мы также смотрим на эти события со своей точки зрения.

Истина зависит от точки зрения наблюдателя. Окончательной верной истины не может быть. Но существует традиция - нельзя переносить отношения типа общества на другой силой. Навязывание принципов разрушает общество.

Именно анализ языка, а не событий реальной истории является, с точки зрения Гадамера, путем к пониманию прошлого. Гадамер онтологизирует язык, то есть, по сути, отождествляет его с бытием. Язык первичен по отношению к человеку. Он существует до рождения каждого отдельного человека и будет существовать после его ухода из этого мира. Человек застает его готовым. «В языке становится видимой та действительность, которая возвышается над сознанием каждого отдельного человека». Язык формирует человека, дает ему знания, конструирует его мир, определяет способ его бытия и характер его поступков.

 

Первый позитивизм.

Огюст Конт (1798-1857). Родоначальником позитивизма является французский философ Огюст Конт, использовавший в своем творчестве агностические идеи своих соотечественников, философов и ученых: Тюрго, Кондильяка, Лапласа, Мопертюи и других. Большое влияние оказали на него взгляды Даламбера, который считал, что философия должна заниматься только принципами классификации наук и оставить надежды на познание сущности вещей.

Возникший в 30-40-е годы ХΙХ века во Франции позитивизм не нашел понимания на своей родине, но зато получил полное признание и развитие в Англии, где местные философы, внеся в него некоторые изменения, придали ему популярный имидж (Герберт Спенсер) и серьезно углубили его первоначальный замысел, дополнив детальным логическим инструментарием (Джон Стюарт Милль). Подобное отношение англичан к этому учению объясняется эмпирическим характером его основоположений, полностью соответствующим духу практически всей новой английской философии.

Дело в том, что, как уже было сказано выше, находившийся под влиянием французских мыслителей и ученых О. Конт считал необходимым для философов отказаться от поисков «первопричин», «субстанциальных начал» и каких-либо «сверхчувственных сущностей», к чему была обращена вся прежняя философская мысль, и обратиться к проблеме построения «системы положительного знания», бесспорного и точного, «опирающегося исключительно на факты». Иными словами, он предложил заменить прежнюю метафизику, под которой имел в виду прежде всего спекулятивную систему Ф.Гегеля и другие философские системы его времени, знанием «враждебным спекуляции», «полезным» и удобным для применения, содержание которого сводилось бы к «непосредственно данному», то есть к опыту, к эмпирии.

По Конту «всякая отрасль наших познаний» необходимо проходит три этапа, или три состояния: теологическое или фиктивное; метафизическое или абстрактное; и, наконец, научное или позитивное. Эти состояния соответствуют в истории сменяющим друг друга способам объяснения явлений окружающего мира: в древности - посредством мифа и религии, затем с помощью философии (или метафизики), а в ХΙХ веке положительная (позитивная) наука заступает место философского объяснения. В фундаменте же науки должны лежать факты, собирание и систематизация которых являются ее главными задачами.

Надо заниматься фиксацией фактов, не вдаваясь в поиски их возможных причин. Истинный позитивистский дух, пишет Конт, «состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами – в замене слова «почему» словом «как».

Джон Стюарт Милль (1806-1873). Английский философ Д.С.Милль кроме солидного багажа логических разработок добавил к учению Конта ряд важных положений, определивших все дальнейшее развитие позитивизма. Он считал научное знание результатом обобщения фактов, дающихся в опыте индивиду. Знание индивида становится научным, когда, получив языковое выражение, оно «вступает в ряд других истин, где отношение между общими принципами и частностями вполне понятно и где можно признать каждую отдельную истину за проявление законов более общих».

Приведенное положение является очень емким и знаковым для рассматриваемой философии. Его значение заключается в том, что оно четко определяет роль в научном познании общих положений и законов, под которыми Милль понимает «некоторые регулярности» и «единообразия», зафиксированные при исследовании единичных фактов. Они необходимы для того, чтобы систематизировать и делать понятными эти факты, а также сохранять знания о них.

Сами общие положения и законы не являются знанием. Вопрос об их истинности вовсе не ставится. Их роль в познании чисто инструментальная. Но благодаря им знание отдельных фактов, которое Милль только и считает научным, обретает этот статус (статус научности).

 

Эмпириокритицизм.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ — («Критика опыта») — субъективно-идеалистическое течение, форма позитивизма на втором этапе его развития. Эмпириокритицизм возник во второй половине XIX в. в Австрии и Германии. Основоположники: Э.Мах и Р.Авенариус.

Эрнст Мах (1838-1916). Свел задачу философии к установлению принципов «упорядочивания явлений в сознании».

Такая точка зрения, выдвинутая в свое время еще Миллем, обрела перспективу под воздействием новейших достижений физики, таких как открытие естественной радиоактивности, электрона, рентгеновских лучей. Особенностью этих открытий была невозможность их объяснения с точки зрения механики.

Поскольку же наука в то время не знала других способов объяснения фактов кроме механистического, Э.Мах предложил не объяснять их вовсе, а просто описывать с помощью математических формул, как это сделал Дж.К.Максвелл по отношению к электромагнитным явлениям. Под свое предложение Мах подводит солидное философское обоснование, базирующееся на ряде положений, включающих такие понятия, как «нейтральные элементы», «принципиальная координация», «очищение опыта» и другие.

Он считает, что необходимо отказаться от представления о существующей независимо от субъекта познания материи, а вместо нее говорить о нейтральных, или психофизических элементах мира, которые он понимает прежде всего как ощущения. По мнению Маха, «то, что мы называем материей, есть определенная регулярная связь элементов (ощущений). Ощущения человека, так же как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя».

Но что собой представляют эти элементы, кроме того, что это ощущения? Ведь Мах утверждает, что они и психические, и физические. По-видимому, он имеет в виду не только ощущения, но и то что за ними скрывается. Одно и то же явление может представлять собой с одной стороны совокупность таких свойств как тепло, холод, цвет, запах, звук и т.п., с другой же – ряд физических и химических процессов. При этом одно неотделимо от другого и вместе они образуют тела.

В основе представления о неразрывной связи физического и психического лежит понятие «принципиальной координации», введенное в обращение Рихардом Авенариусом. Ее суть заключается в том, что, как говорит Авенариус, «Я» и «среда» являются не только оба первоначально необходимыми в одном и том же смысле, но и всегда – оба первоначально находимыми вместе». Иными словами это можно выразить так: «Я» не может существовать без «среды», а «среда» невозможна без «Я», или: не существует субъекта без объекта, а объект невозможен без субъекта.

Из этой, явно субъективно-идеалистической точки зрения, и вытекает неразрывная связь ощущения с ощущаемым, или единство физического и психического в психофизических «элементах мира». Поскольку, с точки зрения Маха, все элементы абсолютно равноправны, то есть, между ними нет таких различий, как между сущностью и явлением или причиной и следствием (разве можно ощущение характеризовать как сущность или явление?), то единственно допустимое отношение между ними – функциональное, которое предусматривает лишь определенную координацию между процессами, но ни в коем случае – причинную связь.

Но раз нет причины и следствия, сущности и явления, а есть лишь функциональные отношения, то становятся невозможными такие операции как объяснение и предсказание. Тогда познанию остается лишь одно – описание, то есть, установление в сознании человека системы определенных (функциональных) отношений между элементами, или, другими словами, упорядочивание явлений в сознании.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных