Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общелогические методы познания. Индукция и дедукция




К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез.

Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, которая “наводит” исследователя на какое-нибудь правило, общее свойство, положение, характерное для целого класса предметов. “Наведение на правило” имеет древнюю историю и восходит непосредственно к практической деятельности. Индукция — способ рассуждения, осуществляющийся от единичных фактов к их обобщению. В мышлении этот процесс развертывается от фиксации повторяемости к выводу о закономерности. Множество эмпирических законов сформулировано на основе индуктивного метода, имеющего свои корни в практике действия с отдельными предметами. Д. И. Менделеев, изучив отдельные элементы, открыл периодический закон химических элементов. К. А. Тимирязев, проделав громадное количество опытов с растениями, увидел причину приспособляемости растений в естественном и искусственном отборе. Индуктивный метод был ведущим методом Ч. Дарвина, пришедшего к выводу об источнике формирования видов. Примеры можно продолжить.

Считается, что первым, кто начал исследовать индуктивный метод, был Сократ. Аристотель высоко оценил разработку Сократом индуктивных рассуждений и образование общих понятий. Сам Аристотель как создатель формальной логики исключительное внимание уделил и индуктивному методу, указал некоторые его виды. В Новое время теорией индукции занимался Ф. Бэкон, а в XIX в. — Дж. Милль.

Логический смысл индукции в том, что на основе знания об отдельных предметах делается вывод о всех предметах данного класса. Все индуктивные рассуждения различаются по содержанию, но одинаковы по форме.

Пример индуктивного рассуждения.

Круг пересекается прямой в двух точках.

Эллипс пересекается прямой в двух точках.

Парабола пересекается прямой в двух точках.

Гипербола пересекается прямой в двух точках.

Круг, эллипс, парабола и гипербола — это все виды конических сечений.

Все конические сечения пересекаются прямой в двух точках.

Различают следующие виды индукции: полная индукция, популярная индукция и научная индукция. Полная индукция предполагает учет максимально возможных или всех признаков объекта. Это надежный метод исследования, но трудный для исполнения. Популярная (неполная) индукция — это более быстрый способ обобщения отдельных фактов или признаков. Классификации, производимые на ее основе, менее надежны, поскольку используют случайные признаки, не представляющие подчас существа предметов. Научная индукция развертывается на основе выявленных существенных признаков объектов, поэтому обобщения и классификации здесь более адекватны и важны для науки.

Индуктивный метод воспроизводит ход логических процедур: исследование отдельных предметов, нахождение в них общего, рассмотрение этого общего в качестве основы определенного класса предметов. Метод предполагает такжепереход знания от менее общих к более общим положениям.

Индуктивный метод представляет собой форму изложения и организации знания в процессе его передачи другим людям. Лекция, доклад, беседа могут быть построены на основании хода рассуждения от менее общих положений к более общим.

Широкое использование индукции свидетельствует о ее большой ценности в исследовании, организации знания и обучении. Исторически и теоретически противостоит дедуктивному методу. Оставаясь самостоятельным, индуктивный метод всегда находится “в связке” с дедукцией.

Дедуктивный метод (лат. deductio — выведение). Это форма мышления, при помощи которой новое знание выводится из старого логическим путем.

Например:

Все цифровые машины имеют арифметическое устройство.

“Атлас” — цифровая машина.

“Атлас” имеет арифметическое устройство.

В данном случае дедуктивное умозаключение представлено в форме силлогизма (рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения), включающего: 1) общую посылку, представляющую какое-либо знание целого класса вещей; 2) частную посылку, выражающую искомое явление; 3) заключение об этом искомом явлении. То есть дедукция употребляется всякий раз, когда есть необходимость на основе известного общего положения дать заключение о частном явлении. Обе посылки содержат правило вывода, которое характеризуется жесткостью и принудительностью, чем и обеспечивает адекватность вывода. “Структура дедуктивного умозаключения и принудительный характер его правил; заставляющих с необходимостью принять заключение, логически вытекающее из посылок, отобразили самые распространенные отношения между предметами материального мира: отношения рода, вида и особи, т.е. общего, частного и единичного”.

Аналогично индукции дедуктивный метод выступает как метод исследования, который

включает ряд этапов или процедур: нахождение ближайшего рода, соответствующего закона, присущего всем предметам данного рода, и, наконец, переход от более общих положений к менее общим. Этот метод используется также как способ организации текстов (лекций, докладов, бесед), по типу “от общего к частному”.

Дедуктивный метод широко используется и в научном, и в обыденном сознании. Его возникновение обусловлено практикой. Как форма мышления стал изучаться вместе с развитием науки. Как мы знаем, структура дедукции, ее элементы, правила, термины разработаны Аристотелем. Это был основной способ мышления (и доказательства) в Средние века, особенно в период схоластики. Изучение применения дедукции в теоретических исследованиях Средневековья особенно четко проявило значение предпосылок дедуктивного мышления. Дедуктивная организация мышления может выступать в качестве научного метода только в том случае, если верны предпосылки. Предпосылки в схоластике не были научными. В этой функции выступали религиозные догматы и переработанные в русле геоцентризма тексты Аристотеля.

В Новое время Р. Декарт выступил за создание истинной дедукции, где в роли предпосылок выступали аксиомы, то есть очевидные положения, в которых невозможно было сомневаться. В борьбе со схоластикой Декарт отстаивал научную ценность дедуктивного метода. Но он резко противопоставил дедукцию индуктивному эмпиризму Бэкона, что следует оценить как односторонний подход к проблеме организации мышления.

Индукция и дедукция могут изучаться и применяться раздельно, но крупные, значительные проблемы, как правило, исследуются и тем, и другим методами. Разрывать и противопоставлять их нельзя. Оба метода имеют научную ценность, широко и плодотворно используются.

 

31. Проблема ценностей науки

Предмет гуманитарных наук – факт обладать ценностью. Ценности – историческое понятие (Риккерт). Вебер – ценности не обязательно определяются историей – они направления эмпирических исследований (ценности – ориентир для эмпирических исследований).

Риккерт – отрицает в гуманитарных науках общие методы. Вебер говорит, что у естественных наук общие законы гуманитарных наук, идеальный тип (присутствует свобода). Идеальный тип – природный закон (был опыт во внесущности пытались найти склонность к психическим и физическим заболеваниям). Выявлены 3 типа: 1. Шизоидный – больше всего склонен к тяжелым заболеваниям; 2. Атлетический – не склонен к тяжелым заболеваниям; 3. Пикник (впадает в транс, раздражительный).

Умная ненужность – лишние слова, идеальный тип, не закон. Также ценности человека зависят от мира, который формировался в древней греции – все телесно. Телесное мировоззрение. Чувства – тело, нечно – тело). Средневековье – все действительно. Это школа, человек приходит в нее чтобы измениться.

 

32. Объяснение и понимание науки

Лекция

Гадамер – метод Дигеля. Субъективист не отражает объект, нельзя представить, что пережив, чувств. Он предложил свой вариант, пытаясь выяснить, как соотносится объяснение и понимание. Гадамер- методы гуманитарных дисциплин пользуются им не осознанно, берется у естественных наук методы. Гуманитарные науки используют метод. Естеств. Наук не осознанно, но заполняют воображение, тактом,...огромная память. Основные методы: 1. Чувство такта - чувствуем как себя нужно вести в том или ином обществе. Гадамер предлагал применить чувство такта к науке. К примеру длинная формула и есть ощущение, что в ней что-то не то.

УЧ

Объяснение является предметом науки

Понимание – предметом философии

главной проблемой философии является по Гадамеру проблема понимания, и, прежде всего, понимания в языковом общении.

по мнению Гадамера, признавая существование определенной специфики гуманитарных наук, в массе своей все же отказывали им в наличии своих, характерных именно для гуманитариев, методов и приемов исследований

гуманитарные науки просто «не доросли» до той строгости и доказательности, что присущи наукам естественным, и что их участь – постепенное овладение теми же способами постижения истины, что и в так называемых «строгих науках»

1 Метод «психологический такт»

Тактом - определенная восприимчивость и способность к восприятию ситуации и поведения внутри нее, для которой у нас нет знания, исходящего из внешних принципов

Тот, кто обладает эстетическим чувством, - пишет Гадамер, - умеет различать прекрасное и безобразное, хорошее или плохое качество, а тот, кто обладает историческим чувством, знает, что возможно и что невозможно для определенной эпохи, и обладает чувством инаковости прошлого по отношению к настоящему

Обучить чувству такта невозможно

2 Образование

При рождении человек имеет «природное образование»

В процессе трудовой деятельности человек отвлекается от самого себя природного, то есть от своих потребностей и эмоций, занимаясь чем-то, лежащим вне его естественного начала

Труд делает человека

Также процесс образования при усвоении теоретического знания

Если в процессе трудовой деятельности человек имеет дело с непосредственно воспринимаемым, с тем, что он видит и осязает, то в теоретическом познании выражается его стремление «заниматься не-непосредственным, чуждым, принадлежащим воспоминанию, памяти и мышлению». Занимаясь теорией он усваивает чужие обобщенные взгляды, преодолевает их отчужденность, делая их своими, но не в качестве единственно возможных, а как составляющие стихию, в которой только и возможно свободное существование человеческого духа.

В гуманитарном знании в качестве оснований или объяснения часто выступают типологии (классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков), а процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией: предпосылок и значений, смыслов текстов и явлений культуры.

Историческое объяснение – мысленное воспроизведение конкретного исторического процесса развития. Его сущность – проявление исторической необходимости через множество случайных событий.

Оно опирается на генетический способ объяснения, который применяется в том случае, когда объектами объяснения становятся возникновение и развитие явлений, процессы и события, происходящие во времени.

Его дополняет логический способ построения знания о развивающемся объекте, который представляет исторический процесс в абстрактной и теоретически последовательной форме.

В социально-гуманитарном знании объяснение существенно дополняется пониманием и интерпретацией.

 

33. Проблема истинности и рациональности в гуманитарных науках

Впервые философы поставили вопрос об истинности в отношении естественных наук. Декарт – пересмотрел взгляд на рациональность и истинность. Вопрос возник на этапе неклассической науки. Истину на этом этапе имеет технологический характер, утрачивает часть объективности, присутствует от субъекта. С точки зрения философии на этом этапе невозможно говорить о 100% истине, под технологическим понимается знание, с помощью которого достигается положительный результат. Истина зависит от позиции наблюдателя. Гуманитарная наука, как наука возникает в 19 в., когда происходит переход от классической к неклассической науке. Неклассический этап – объектом гуманитарных наук является человек и общество. Человек опирается на науку и личный профессиональный опыт. В гуманитарных науках: С – О – нечто идет от объекта. Гадамер – когда мы пытаемся оценить? – опираемся на личный опыт Человек пытается оценить человека, опираясь?..- Истина, высказанная разными людьми по-разному, описывая одно и то же, является объективной? – Да! Гуманитарные науки признают множество истин и отсутствие истины, способы мышления. Истина – знание, которое помогает достичь поставленной цели с помощью научных знаний. Истина – приобретает технологический характер, всегда есть посредник между нами с наблюдаемым предметом, знания тождественны предмету познания. Мысли развиваются по тем же законам, что и есть сам мир/тождество бытия и мышления. Декарт – «творец создал мир, заложил в его основу те же принципы, что и в мышление». Парменид – «Мысль и то, о чем наша мысль, о том, что наша мысль мыслит одно и то же. Рациональность – стиль мышления, благодаря которому с помощью научного знания мы можем познать мир каким он есть, нельзя от себя ничего добавить. Также рациональность это способ мышления, благодаря которому с помощью научного знания можно получить искомый результат. Истина зависит от: 1. Позиция наблюдателя; 2. От инструмента.

 

 

34. Аксиология Вебера

 

Вебер рассматривал проблему ценностей с точки зрения уместности или неуместности в науке. Не ставит пропасть между гуманитарными и естественными науками. Гуманитарные науки – цепь – описание индивидуальных фактов. Общие законы нужны для конкретного обнаружения причины. Предмет гуманитарных наук – факт, обладающий ценностью. Вебер – ценность не обязательно определяется историей, ценность определяет направление эмпирических исследований. Ценность – ориентир для эмпирических исследований. Вебер: у естественных наук общие законы, у гуманитарных наук – идеальный тип, присутствие свободы. Идеальный тип – природный закон. Выявлены 3 типа: 1. Шизоидный – больше всего склонен к тяжелым заболеваниям; 2. Атлетический – не склонен к тяжелым заболеваниям; 3. Пикник (впадает в транс, раздражительный).

 

35. Аксиология Риккерта

 

Отделим ценности от действительности для того, чтобы показать, что ценности имеют объективный характер. Вкус – это объективное свойство. Но со временем часть людей стали предпочитать вкусную еду – они считались более духовно развитыми (аристократы). Вкус - определяется историей.

Кто знает историю, кто ее понимает, у того есть вкус. Для Риккерта именно отношение к ценностям становятся средством гуманитарного познания. Когда изучают историю, нужно оценить факт, его значимость для развития. (наука не может предсказать будущее). Риккерт отрицал в гуманитарных науках общие методы. Понятие ценностей дает возможность отличить культурные процессы от явления природы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных