Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Ф. Аквината (томизм)




Фома Аквинский (1225-1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической церкви.

Основные произведения: «сумма теологии», «сумма философии» («против язычников»), комментарии к библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существование Бога (т.е. «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как сичтал Августин Блаженный).

Фома выдвигает 5 собственных док-в сущ-я Бога:

1.Доказательство от движения. Все, что движется – движимо чем-то или кем-то др., а значит есть перводвигатель – Бог;

2.Доказательство от причины. Все, что существует имеет какую-то причину, а значит есть первопричина в виде Бога;

3.От случайности и от необходимости. Любое случайное явл. необходимостью, а значит есть первичная необходимость – Бог;

4.От степени качества. Все, что существует, имеет разные степени качества, а значит должно быть высшее совершенство – Бог;

5.От цели, целеполагания – все в мире направляется к какой-либо цели. Есть разумное начало, которое к цели направляет Бог.

Так же Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности он:

• подразумевает в кач-ве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи любого явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые сущ-т в разуме Бога (божественный замысел);

• подразумевает в кач-ве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явл-е есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (т.е. «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим – он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Фома считает:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи – единство формы и материи;

• форма (идея) явл. определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в божественном разуме, в самой вещи, в восприятии(памяти) человека.

Исследуя проблему познания Фома Аквинский приходит к след. выводам:

• откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, он дает не истинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом) и то, что разумом непознаваемо.

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (сточки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

17. Проблемы философии возрождения – человек и Бог, душа и тело, рок и судьба.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV —- XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

1. кризис феодализма;

2. развитие ремесла и торговли;

3. усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

4. укрепление, централизация европейских государств

5. кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

6. повышение уровня образованности в Европе в целом;

7. великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

8. научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

1. антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

2. оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

3. перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию;

4. принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

5. большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

6. торжество индивидуализма;

7. широкое распространение идеи социального равенства






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных