Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этика Канта. Категорический императив.




В этике, как и в других сферах, существует традиция не только консервативности и застоя, но и радикальных преобразований. Кант развивает учение об автономии морали; утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий. Кант провозглашает нравственную установку, характер ктр., законы ктр. Существенно отличаются от тех, что преобладают в периоды спокойного и размеренного постепенного развития, отличаются радикализмом, предъявляемых требований; «эти законы повелевают безусловно, какой бы ни был исход их исполнения, более того, они даже заставляют совершенно отвлечься от него»; людям достаточно того, что они исполняют свой долг, что бы ни было земной жизнью, и даже если бы в ней никогда не совпадали счастье и достойность его. В отличии от необязательных только относительных и условных правил поведения долг выступает по самой своей сущности абсолютным требованием, следовать ктр., как закону, надлежит бузусловно. Очень важно, что в обстановке бурных обсуждений и громких требований прав- прав человека, его свобод- Кант своим категорическим императивом напомнил требование поступать всегда так, чтобы максима поступка была в то же время стать принципом всеобщего законодательства. Действие не «сообразно с долгом», а «из чувства долга»- вот что имеет истинную нравственную ценность. Человек поистине нравственен только тогда, когда исполняет долг не ради какой-либо внешней цели, а ради самого долга.

Поведение, закон ктр. Совпадает с законом природы, не имеет, по Канту, никакого отношения к нравственному закону. То, чего нет в естественном законе- внутреннее принуждение. Моральную способность «свободного самопринуждения» Кант называет добродетелью, а поступок, исходящий из такого умонастроения (из уважения к закону),- добродетельным (этическим) поступком. «Добродетель есть твердость максимы человека при соблюдении своего долга. Всякая твердость узнается через те препятствия, ктр. она может преодолеть; для добродетели же такие препятствия- естественные склонности, ктр. могут прийти в столкновение с нравственным намерением…Всякий долг содержит понятие принуждения со стороны закона; этический долг содержит такое принуждение, для ктр. возможно только внутреннее законодательство», Кант заботится о числе интеллектуальном, «строгом образе мысли», подчиняющем эмпирические суждения и действия «принципу исключения всего среднего между добрым и злым», о моральном «ригоризме», непримиримом к примирениям добра и зла: «для учения о нравственности вообще очень важно не допускать никакой моральной середины ни в поступках, ни в человеческих характерах, т.к. при такой двойственности всем максимам грозит опасность утратить определенность и устойчивость». Кантовское учение о долге в ней превращается из самостоятельного элемента в исчезающий момент широкого и многостороннего синтеза. Категорический императив Канта допущен лишь постольку, поскольку он сам себя упраздняет: он наперед «снят» и заранее принят в аспекте его неавтономности. По Канту долг- односторонняя и прочная цельность- реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней, как принципиальность- компромисса, как строгость- расплывчатости и неопределенности, как дряблость и попустительство, как аскетизм- гедонизм, как последовательность- половинчатости, как решительность- безхарактерности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных