Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категории диалектики как выражение противоречивости всеобщих связей бытия и сознания.




Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

· Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

· Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

· Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

· Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

· Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

· Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

· И др.

42.детерминизм и индетерминизм. Детерминизм: а) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира; б) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность — главное в детерминизме, но она не исчерпывает данное понятие). Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо — в крайней форме — вообще отвергают детерминизм как таковой (а значит, и причинность). Они считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает о «свободе воли» электрона, о том, что процессы микромира управляются телеологическими силами и т.п. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще. Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь «воплощается» в многообразных формах детерминации. Первый тип — причинная детерминация, выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются, в конечном счете на основе причинности — краеугольного камня детерминизма. Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие. Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени: 1. Вычленение предмета исследования как целостной своеобразной системы из многих других взаимодействующих с данной системой. 2. Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата некоторого процесса развития, т. е. в качестве следствия. 3. Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина. 4. Исследование механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность). 5. Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внимание здесь должно быть проявлено к движущим силам, источнику развития — к противоречиям (прежде всего внутренним). Именно взаимодействие противоположности, противоречие являются, в конечном счете, самым глубоким источником, основной и коренной причиной взаимодействия (самодетерминации), самодвижения и развитии» объектов, их перехода к высшим формам. Второй тип детерминизма — отношение между взаимосвязями явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения и о события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обусловливания: 1. Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую. 2. Связь состояний, т. е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект. 3. Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов. 4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и другие, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов. 5. Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа). В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма — с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

Детерминизм и индетерминизм Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.

Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.).

В философском споре детерминистов с индетерминистами приняли участие и ученые. Хорошо известны дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь Бог не играет в кости», имея в виду что законы природы не оставляют места для случайностей, и предлагал взять в судьи «старика Спинозу». Нильс Бор, со своей стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию действия законов квантовой физики.

Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных