Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие научного метода и методологии. Основные методы эмпирического и теоретического познания




? о методологии научн познания приобретает все более сложный характер по мере того как усложняется предмет исследования. Наука- разновидность рац-го познания (т.е. данный вид познания располагает всеми ср-ми осуществления контроля за познанием). Перед познанием мы формируем план, т.е. методы, приемы познания на кот мы будем опираться в своей познават практике.

Метод - способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Классификац методов познания выстроенная с учетом снижения общего в познании: 1)УНИВЕРСАЛЬН (философск) метод – нацелены на выявление таких связей и отношений, кот описывается любой без исключен элемент в структуре мира. 2)ОБЩЕНАУЧН метод; 3)СПЕЦИАЛЬНО-научный метод (методы, используемые только в рамках исследований ка­кой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления.).

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретич и практич д-ти, а также учений об этой системе. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследовани е направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Т.е. истинность гипотезы м.б. опытно подтверждена или опровергнута. Теоретическое исследование связано с обобщением идей, формулировкой гипотез, законов, принципов, программ.

Различаются эмпирические и теоретические суждения и способом проверки их истинностного значения: эмпирические проверяются путем верификации (подтверждение физическим экспериментом), теоретические - путем фальсификации (опровержение мысленным экспериментом).

Научные методы эмпирического исследования:

1)Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе к-рого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. 2)Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, цифр, принимая форму для дальнейшей рациональной обработки, 3)Измерение – сравнение с эталоном, 4)Сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам, 5)Эксперимент – активное вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса

Научные методы теоретического исследования: 1)Анализ, 2)Синтез, 3)Моделирование, 4)Индукция, 5)Дедукция, 6)Формализация – построение абстрактно-математических моделей, используя знаки (формулы). 7)Аксиоматический метод (гипотетико-дедуктивный) – на положениях, не требующих док-ва (аксиомах) строятся выводы, к-рые образуют аксиоматически построенную теорию (впервые геометрия Евклида) 8 )Метод восхождения от абстрактного к конкретному – исследователь находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и отображает сущность изучаемого объекта.

 

14.Динамика научных теорий. Понятие научной революции и смена научных парадигм. Кун предложил отказаться от господствовавшего в неопозитивистской и попперианской философии образа науки как системы знаний, изменение и развитие которой подчинено канонам методологии и логики и заменить его образом науки как деятельности научных сообществ, которая зависит от культуры, истории, социальной организации, психологической и технической базы. Кун описывает науку как последовательность периодов кумулятивного развития, прерываемую некумулятивными скачками - научными революциями. В общем виде куновскую концепцию развития науки можно сформулировать следующим образом: • начальная допарадигмальная стадия развития науки. Она характеризуется наличием различных точек зрения, фундаментальных теорий, общепризнанных методов и ценностей; • создание единой парадигмы на основе консенсуса членов научного сообщества; • на основе этой парадигмы осуществляется нормальное развитие науки, накапливаются факты, совершенствуются теории и методы; • в процессе такого развития возникают аномальные ситуации, приводящие к кризису, а затем к научной революции; •

научная революция - период распада парадигмы, конкуренции между альтернативными парадигмами - и утверждение новой парадигмы. Центральным понятием концепции Куна является понятие научной парадигмы. Парадигма (от греч. - образец) - это система норм, базисных теоретических взглядов, методов, фундаментальных фактов и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества как логического субъекта научной деятельности. Понятие парадигма коррелятивно понятию научного сообщества. Ученый, согласно Куну, может быть понят как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, члены которого придерживаются определенной парадигмы. Создание парадигмы означает достижение согласия по вопросу об общих образцах теоретических и эмпирических знаний, исследовательской методологии. Как правило, парадигма находит свое воплощение в классических трудах ученых и учебниках и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Поэтому большинство ученых освобождено от размышлений о самых фундаментальных вопросах своей дисциплины: они уже «решены» парадигмой. Главное их внимание направлено на решение небольших конкретных проблем (в терминологии Куна - «головоломок»). Парадигма выполняет две функции - запретительную и проективную. С одной стороны, она запрещает все, что не относится к данной парадигме и не согласуется с ней, с другой - стимулирует исследования в определенном направлении. Научная революция-процесс смены парадигм.

 

Вопрос 15






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных