Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учение о бессознательном З. Фрейда и современный неофрейдизм.




Бессознательное в классическом психоаналитическом истолковании - совокупность психич. явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы чел разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бесс-ми явл. сны, гипнотич. сост., сост. Невменяемости, фобии и комплексы. Большой вклад в развитие теории о бессознательном внес австрийский врач и психолог З.Фрейд (1856-1939). Он сформировал свое миропонимание и взгляд на психику чел., кот имеет 3 сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно» - глубокий слой бес-х влечений, главенствует принцип наслаждения. «Я» - сфера сознат-го, посредник между бес-м и внеш. миром, действует принцип реальности. «Сверх-Я» - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура. «Я» стремится привести мир в соответствии с желанием «Оно». «Я» превращает волю «Оно» в действие как будто это б его собственной волей.

Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Либидо (сексуальная энергия человека), явл движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация. Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях -спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движ силой прогресса.

Неофрейди́зм ( др.-греч. новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Фрейда, принявшими основы его теории, но в кот ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Адлер, Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни.

Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 - 1961 гг). Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы «Оно» сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений. Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного. Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. Архетипы – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Т.о. принципиальные различия трактовки бессознательного Фрейдом и Юнгом состоят в след. (1)Бессознательное по Фрейду индивидуально, у Юнга – коллективно; (2)От индивидуального бес-го можно освободиться, а от коллективного – нет; (3)Разное понимание либидо. У Ф. это – биологич источник бес-го, а у Юнга – культурный.

 

Вопрос 40

40) Философия жизни в Германии. (Ф. Ницше, О. Шпенглер,).

«Философия жизни» – напр зап фил мысли (кон 19 – нач 20вв), рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, кот не тождественна ни духу, ни материи и м.б. постигнута лишь интуитивно. Ницше, Дильтей, Бергсон, Зиммель, Шпенглер. Ф-фия каждого из них оригинальна, а проблемные различия между учениями значительны.

Отличительные особенности философии жизни: (1) Ключевая роль понятия и принципа жизни. (2) Критика сциентизма (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на мир, ставящего во главу угла научные достижения, критерии научности, методы науки. Отвергались не науки как таковые, а безраздельное господство классических моделей в естествознании, власть механицизма. (3) Проблемный центр исследований ФЖ образуют гуманитарные дисциплины – философия, психология, история, науки о языке, культуре. Специфический историзм, т.е. стремление подвергнуть историю (как историч процесс и как науку) углубленному исследованию. (4) Вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение таких пластов духовно-психической жизни, как интуиция, память, (в качестве временных структур сознания). (5) Попытки предложить непривычные для традиционной европейской мысли типологические схемы развития культуры, сопоставить и даже противопоставить цивилизацию и культуру.

Фридрих Ницше (1844 - 1900). Основные работы Н: "Веселая наука", "Сумерки кумиров", "Воля к власти", и др. Для ф-фии Н. хар-но глубинное осознание кризиса прооснов всей ф. Ницше совершил "переоценку ценностей": не отказ от воли, то есть от жизни как таковой, а радостное утверждение жизни со всеми ее страстями - вот к чему зовет Ницше. Жизнь- единственная реальность, никакого потустороннего высшего начала не существует. Ф-фии Ницше свойственен воинствующий атеизм и война против христианства, утверждение индивидуализма и относительности всех ценностей - как теоретических (истина), так и этических (добро). И мораль христианская, и мораль социалистическая только ослабляют, с т.з. Ницше, личностное начало в человеке.

Жизнь имеет своим волением власть. Ч-к есть только путь к тому ч-ку, что стоит высоко над нами, кто действительно уже не животное, не член стада, а воин, сверхчеловек. Стремясь к сверхчеловеку, такому существу, который обладает мощным дионисийским началом, сильно развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью и настойчивостью, можешь стать человеком в подлинном смысле этого слова. Как достичь сверхчел-ка? (3 фазы становление сверхч-ка: (1)ф верблюда – ч-к взваливает на себя все тяжести мира,фаза долга (2)ф льва – ф желания;фаза-я хочу, (3) Образ играющего р-ка, когда в ходе игры рожд-ся миры,он создаёт). Чел-к должен освободиться, получить простор для действия. Имморализм – принцип, в соотв.с кот-ым чел-к должен подняться над моралью как определяющей данностью, чтобы освободиться от оков. Действительная мораль возможна для чел-ка, кот-ый сам определяет для себя направленность своих поступков.

Шпенглер (1880-1936). История – некое удивительное сосуществование к-р. Ядро к-ры – некая мистическая душа. К-ра – живой организм. Смерть к-ры – цивилизация.

Предметом исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории», то есть своеобразие мировых культур. Шпенглер предлагает свой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Движение истории, ее логика рассматривались Шпенглером как развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, зрелость, упадок) культурно-исторических форм. Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Для нее свойственны атеизм и материализм, революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация. К культуре относится все созданное духом, органичное, творческое, конкретное. К цивилизации - нетворческое, неорганичное, всеобщее. Циклическое развитие цивилизации. Весь цикл – ок 1 тыс лет. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее "души ".

Морфология культуры Ш. сообщила западному миру, что он неудержимо клонится к закату: по убеждению Ш., рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Великие культуры прошлого, по мысли Ш., как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее. Преимущество подхода Шпенглера в том, что он позволяет выявить индивидуальное и неповторимое в культуре.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных