ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип развития. Парадокс развития.В научной философии существуют 2 осн.принципа: всеобщей связи и развития. Развитие – процесс, охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое; т.е. все в мире развивается. Развитие понимается как возникновение качественно нового и рассматривается как никогда не возникавшее, вечное всеобщее свойство материи (т.к. если бы оно возникало, то это уже и было бы развитие). Развитие – бесконечное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Высшее – более сложное, чем низшее. Содержание – совокупность всех признаков предмета. Тогда сложное – более содержательное, обладающее большим многообразием, богатством содержания и одновременно единством признаков. Развитие – рост многообразия содержания, причем как количественно, так и качественно.
Осн.концепции развития: 1. Циклические концепции характерны для античности. Развитие – круговорот, цикл; в развитии все повторяется. Они отмечали повторяемость, но игнорировали изменчивость. 2. Линейные концепции характерны для средневековья. Развитие – необратимые качеств.изменения. Они отмечали изменчивость, но игнорировали повторяемость, при появлении чего-то нового исключается простое. 3. Спиралевидные концепции характерны для научной философии. Они отмечают и повторяемость, и изменчивость. В развитии все повторяется, но на разных уровнях сложности. Отмечают разную направленность движения: прогресс и регресс – момент усложнения, прогресса, исчезновения старого во время появления нового.
Парадокс развития. Сложное = простое + приращение сложности. Вопрос: откуда берется приращение сложности? Если оно происходит из простого, т.е. в простом содержится, значит простое и есть сложное, значит развития нет! Варианты решения парадокса: 1. Концепция гилеморфизма (Платон, Фома Аквинский): возникновение новой сложности объясняется вхождением в материю разл.духовных форм, идей, которые являются частицами божественной сущности. При этом бог рассматривается как абсолютно неизменная сущность. 2. Концепция эмерджентности: сложность – результат соединения вещи с духом, посредством активности которого направляется ход событий, которое и является сложным. Но откуда сложность в духе? 3. Концепция холизма: сложность – результат соединения частей целого, результат целостности предмета. 4. Концепция Дарвина: сложное берется из среды. Но откуда в среде сложное, если она всегда проще, чем то, что в ней развивается. Ошибки данных концепций в том, что они абсолютно противопоставляют простое и сложное, тогда как надо найти их связь, т.е Каким образом сложное содержится в простом? 5. Шаги решения Гегеля: 1) Признание того, что сложное приходит из простого, в нем содержится, но им не является; 2) Сложное содержится в простом как возможность. Орлов: 3) Чтобы возможность стала действительностью, должна быть некоторая необходимость – это направленность развития. Высшее не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развития в сторону высшего.
Выводы: самоусложнение, возникновение нового – это фундаментальная, изначальная, коренная способность материи. Самопревращение простого в сложное – это коренной способ бытия материи, ее глубинная сущность. Материя – это реальность, непрерывно творящая себя в самой себе, она существует не как нечто застывшее, а в процессе перехода от простого к сложному. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|