Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экзистенциональная философия (основные положения, проблемы, понятия).




Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: Мартин Хайдеггер (1889-1976, Баден), Карл Ясперс (1883-1969, Германия), Габриель Марсель (1889-1973, Париж), Жан Поль Сартр (1905-1980, Париж), Альбер Камю (1913-1960, Франция), Никола Аббаньяно (1901-1977, Италия).

В Германии экзистенционализм стал складываться после 1-ой Мировой Войны (обстановка озлобления и уныния). Нов волна - Франция времен оккупации и после 2-ой Мировой войны.

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенционализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет значение только его собственное существование и движение к небытию.

Экзистенционализм объявляет предметом философии - бытие. «Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием» - (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Экзистенционализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенционалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.

Используется много разных понятий бытия: у Хайдеггера наличное бытие, здесь бытие, бытие в мире, бытие для других. Сартр: бытие в себе, бытие для себя, бытие для другого. Ясперс: бытие для других, ситуация. Бытие для себя – осознание человеком своего присутствия в этом мире. Это осознание носит временной, конечный характер. Человек осознает свою заброшенность в этот мир и начинает спрашивать о смысле этого мира. Пограничная ситуация. Исходная нерасчлененность бытия и его многослойность. Hет разделения на субъект и объект. Мир стал объектом, наука инициализирует объект. Бытие характеризуется единством существования и возможности. Экзистенция - единственная посылка, которую человек обнаруживает. Человек также обнаруживает, что он единственное, что не может быть объектом.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть «бытие в себе», а человеческое существование есть «бытие для себя» или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для философии человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человеческое есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх «человек есть его страх».

Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в «пограничных ситуации» - страдание, борьба, смерть.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Однако свобода понимается как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу экзистенционалисты мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. «Человек осужден быть свободным» свобода есть мучительная необходимость.

Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы, окружающий человека и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время - это переживание своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество - безличная всеобщая сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.

Хайдеггер. Первично настроение, то есть форма неразвитого сознания. Априорные формы человеческой личности является забота, тревога, страх. Это субъективное бытие человека, бытие-в-мире. Есть еще бытие-с-другими, бытие-здесь и др. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от целевых установок, осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед лицом смерти. Тогда увидит ценность каждого момента бытия и отрешиться от общественных идолов - научные абстракции, идеалы и т.д.

Ясперс- психиатр, в распаде личности видит не болезнь, а поиск своей индивидуальности. Приходит к выводу, что любая рациональная картина мира есть результат неосознанных стремлений, шифр бытия. Задача философии - раскрыть шифр. Учение о пограничных состояниях - в них человек избавляется от господствующих норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать себя как экзистенцию.

Камю - нобелевский лауреат, писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Существование человека абсурдно. Вводит категорию абсурда в свою философию. Образ Сизифа - сделал бессмысленное осмысленным. Не выдерживая, человек бунтует, отсюда революции. Но это не выход. Умонастроение Камю - выражение безысходного одиночества человека. Выход их ситуации - непокорство (Сизиф) и самоубийство.

Сартр - дополнение к марксизму. Два вида бытия - бытие-в-себе, заменяющее объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественной человеческой реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движения, многообразия жизни, вносит смысл в инертный и мир. В морали основная категория - свобода. Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это сущность человеческого поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой закон, выбирать свою мораль.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных