Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научная картина мира 9 страница




Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

Классификация ценностей и их виды:

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

- установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

- просто ценности;

- групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

- общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

- внешние ценности;

- внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

- абсолютные или вечные ценности (константы);

- ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

 

57.Мораль как философская категория. Основные моральные понятия: добро, долг, совесть.

Мораль (от латинского moralis – нравственный) – древнейшая форма общественного сознания, которая зародилась еще в первобытном обществе, социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения. Причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением.

Теория морали неизбежно принимает философский характер. Мораль, о чем уже упоминалось, пронизывает собой все многообразие связей общественного человека, все виды и конкретные проявления его социально значимой деятельности. Эта «повсюдность», «вездесущесть» морали крайне затрудняет, а в дополнение с необычной индивидуализированностью моральных проявлений просто исключает возможность ее целостного описания точными, эмпирическими методами. Еще отец этической науки Аристотель отмечал, что в ней мы имеем дело с истиной в крупных масштабах и со следствиями скорее вероятными, чем необходимыми, и что степень точности, допустимая в этике, отличается от степени точности, свойственной, например, математике и астрономии. В силу природы морали нет иного средства проникновения в ее сущность и выявления ее специфики как целостного явления, кроме абстракции. Ряд соображений показывает, что сама абстракция в данном случае неизбежно приобретает философский характер. Реальная нравственная жизнь расчленяется на два уровня: с одной стороны, относительно самостоятельное царство морального сознания, а с другой -- мир моральных отношений, действительных ценностных значений реальных форм общественных связей между людьми. Теоретики морали сталкиваются с вопросами о том, как эти два уровня соотносятся между собой, в каком отношении находятся моральные принципы к живой практике морального поведения, к моральным основам самого образа жизни. Ответ на них оказывается конкретизацией основного вопроса философии и зависит от исходной философской позиции исследователя. Коренной исторический порок идеалистической этики и состоит в том, что она субъективные проявления морали принимает за саму мораль и интерпретирует ее как совокупность абстрактных норм и добродетелей.

Совестьпредставляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. При этом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть - это внутренний контролер человека.

Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру

58.Сущность эстетических ценностей. Категории эстетики.

 

59.Культура как объект философского исследования. Проблема соотношения духовного и материального в культуре.

 

60.Техника как предмет философского исследования. Соотношение науки и техники

. Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники" вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 год.) также посвятил "философии техники".

В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 год.). Его работы были опубликованы также на немецком языке.

Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения.

Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития.

Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования.

Таким образом, философия техники уже сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского исследования.

Предмет философии техники. На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.

Смысл сущности понятия техники. Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.

Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они -- и частные, и общие -- концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники.

Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов.

В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. "Приложение состоит не в простом приложении наук к специальным целям, -- писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. -- Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность".

Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось

61.Социальные последствия научно-технического прогресса.

На современном этапе научно-технический прогресс характеризуется следующими чертами:

1. появление у трехзвенных машин (двигатель, трансмиссия, рабочая машина) четвертого звена управляющего устройства. На этой основе развивается автоматизация производства, осуществляется переход к автоматической системе машин;

2. повсеместное внедрение ЭВМ, передача управления техническим устройствам, компьютеризация. Этот процесс еще называют кибернетической революцией;

3. появление синтетических материалов, новых видов искусственного сырья, химизация производственных процессов. Этот процесс еще называют революцией в предметах труда; 4. использование новых источников энергии, развитие атомной энергетики, освоение термоядерного синтеза. Это так называемая революция в источниках энергии;

5. переход от механической технологии к немеханической безмашинной технологии в сфере производства. Приведу для примера ряд наиболее распространенных видов безмашинных технологий:электроэрозионные, электрохимические, лазерные, ультразвуковые методы обработки металлов [11].

Сложность НТП как материального объекта, противоречивость экономических интересов хозяйствующих субъектов, обусловленная содержанием НТП, предопределяют необходимость выявления и учета целой системы противоречий, служащих внутренним источником развития НТП. Сверхчеловеческие возможности современной информационной техники, креативные и преобразующие возможности биохимической генной инженерии, позволяющей человеку «изобретать» новые «природные» биологические виды, космическая инженерия, эффективные методы контроля над рождаемостью -- все это свидетельствует о том, что человечество достигло нового уровня своего технического потенциала. Но эти технические достижения и новшества открывают собой и новую стадию социального воздействия по сравнению с предыдущим техническим развитием; здесь мы обнаруживаем вторую жизненно важную характеристику нашего времени, последней четверти ХХ века. Это всемирный характер социальных и технических проблем и противоречий.

Главное противоречие НТП состоит в противоречии между абсолютным удорожанием материализованных научно-технических достижений и их относительным удешевлением, обеспечивающим снижение совокупных затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. Суть этого противоречия в том, что новая техника всегда абсолютно дороже старой. Но новая техника содержит в себе огромные потенциальные возможности для удешевления единицы производимой продукции. Несвоевременное и неполное разрешение главного противоречия НТП способно привести к нарушению в соотношении между экономическими и социальными аспектами в развитии общества [7, 258].

Или возьмем, например, массовую культуру. На первый взгляд, заметно ее проникновение в обыденное сознание повсюду, от деревенских захолустий до крупнейших столиц; демократичность и доступность школьного обучения, всеобщая грамотность, колоссальные тиражи газет и журналов, потоком сходящих со скоростных печатных машин, дешевые и недурно выполненные цветные репродукции произведений живописи и высококачественные записи музыкальных исполнений (эта сторона массовой культуры рассмотрена в пионерских работах Вальтера Беньямина в 30-х годах). Но при более близком рассмотрении мы обращаем внимание на обратную сторону медали, на негативные последствия внедрения в эту сферу новой техники, такой, например, как телевидение, способной настолько глубоко изменять массовое сознание, что можно говорить о переходе всеобщей грамотности в свою противоположность -- зрелищную неразборчивость и личностную невосприимчивость к написанному слову. Сама проблема социального воздействия такого рода -- назовем ее потребительской, пассивной культурой, практически исключающей какую-либо духовную сопричастность к ней, -- не нова (вспомним хотя бы римский цирк двухтысячелетней давности), но сверхбыстрота, необыкновенная способность проникать и насыщать всю сферу человеческого существования, особенно в индустриально развитых странах, выглядят беспрецедентным и все еще не до конца понятым явлением техники и социокультуры [10].

 

62.Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.

Взаимоотношения человека и техники - одна из важнейших проблем философии и культурологии. Современная цивилизация, рассматриваемая целостно в отвлечении от ее внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. Наиболее распространено ее обозначение как техногенного типа индустриальной цивилизации. Такое истолкование рубежа, достигнутого человечеством на исходе ХХ столетия, позволяет отделить современность от былых исторических форм (традиционной цивилизации) и от грядущих очертаний мировой жизни.

Сегодня получает распространение мысль о том, что техника не только включена в культуру, но и приоритетна в современных цивилизациях, что приводит к господству технической рациональности. Собственно, в этом и состоит сущность техногенной цивилизации. И требуется, по мнению Г. Маркузе, предельная напряженность человеческого общества, чтобы оно осознало катастрофу господства технических ориентаций и сделало новый выбор приоритетов в шкале социокультурных ценностей. Выделим те черты в шкале культурных универсалий, которые определяют техногенный характер современной цивилизации:

- особое представление о природе;

- человек - активное существо, преобразующее мир;

- деятельность человека направлена на преобразование предметов;

- технико-технологическая оптимальностьразвития техники и технологии вне социокультурного измерения.

В чем состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него? Будем исходить из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса.

Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры. Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение.

И, наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже ХIХ и ХХ веков. Можно выделить три этапа в этом процессе:

- понимание проблемы;

- понимание методов и способов эксплуатации техники;

- социокультурное осмысление техники.

Таким образом, осознавая в целом феномен техники и технологий как один из главных итогов XX века, можно уверенно констатировать их широкий выход за рамки собственно науки и техники, их кардинальное влияние на гуманитарную и социальную сферы развития общества

Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации:

1. предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;

2. преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;

3. прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах;

4. предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами;

5. предотвращение непосредственных и отдалённых последствий научно-технической революции.

Загрязнение почвы. Загрязнение воды. Проблемы озонового слоя. Проблема температура воздуха. Проблема парникового эффекта. Проблема СПИДа и наркомании.

Заключение

На современном этапе развития человечества столкнулось, быть может, с наиболее горячей проблемой – как сохранить природу, поскольку никто не знает, когда и в каком виде можно подвинуться экологической катастрофе. А человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособится к ненормальным условиям жизни?. Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры, которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру. Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно. Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природопреобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики.

 

64.Понятие исторического процесса в философии. Проблема свободы и несвободы.

В процессах общественного развития постоянно присутствует борьба взаимовлияний взаимопроникновение различных, исключающие друг друга, явлений. Известно, любой процесс противоречивое явление, закрепляет определенное направление развития и тем самым исключает возможность множества других.

 

Отсюда, выбор всегда сочетается с огромной ответственностью за последствия и не может стать достоянием чисто субъективных устремлений человека. Настоящий выбор отличается от произвола тем, что это результат сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного ею в процессе социального опыта. В процессе выбора раскрывается подлинный смысл, духовное и нравственное богатство человека, устойчивость или аморфность ее идеалов и убеждений. Именно свободный выбор - проба на прочность компонентов духовности человека: совесть, достоинство, достоинство, честь, ответственность, гражданственность и др.. Понятие свободы связывает в единый узел все важнейшие социальные параметры личности. Воля реализуется только конкретно-историческим связи с объективными законами, то есть соединенная с несвободой. Воля каждого конкретного лица может стать деформированной или совсем уничтожена не только объективно необходимыми обстоятельствами, но и случайной произволом других индивидов. Сложность для человека здесь заключается в том, чтобы правильно сориентироваться в обстановке, понять, что препятствия объективно необходимы, не подвергаясь игнорированию или ухищрениями в обход их, а какие достижением субъективной произвола или случайного стечения обстоятельств.

Выбор человека зависит не только от понимания или непонимания особенностей сложившейся ситуации, но и от ценностных ориентиров человека. Человек может осознавать, что свободный выбор грозит ей страданиями или даже смертью, и тем не менее сознательно начинает соответствующие действия. Шкала ценностей, по которой люди выбирают, очень различна и зависит от множества обстоятельств. С нарастанием обоснованности исторического процесса проблема с свободой выбора становилась в истории философии все более актуальной. Философы задают вопрос: что лежит в основе, на чем базируется свобода выбора? В классической немецкой философии предпринята попытка найти принципы, позволяющие монистически решить проблему свободы. Иммануил Кант считал, что в выборе человек должен пользоваться законом нравственного долга, изначально заложен в человеческой природе и остается неизменным во всех обществах и всех эпох. И свобода выбора сводится к свободе придерживаться или действовать по закону, а на самом деле рациональный, конечно, выбор соблюдения закона. В Фридриха Шеллинга воля выступает как бы в двух ипостасях: во-первых, как иррациональный момент Бога или Абсолютного духа как первичный, безосновный начало мира, побуждает Абсолют к раскрытию потенций, во-вторых, вершина развития мира и человека, достигается свободному творчеству художника, то есть в искусстве. Философ Георг Гегель заземляющего и конкретизирует опыт предшественников, подчеркивая, что каждый человек имеет широкую свободу выбора в разнообразной деятельности, используя различные мотивы.

По-другому пытались подойти к проблеме свободы, свободы экзистенциализм и персонализм. В центре учений лежит тезис о свободе воли. Однако воля человека оказывается, по сути, только внутренней волей, свободой. По природе человек свободен. Однако на практике люди - всегда закованы в кандалы. Твердые экономические, политические, правовые, моральные нормы общественной жизни постоянно ограничивают индивидуальность, заставляют ее быть как все, обезличивают ее. Настоящая свобода, воля связана с альтернативой: либо оставаться самой собой вопреки стремлению общества усреднить и обезличить Я (и противопоставить себя обществу вступить с ним в конфликт), или оставаться таким, как все, находиться в согласии с требованиями общественных норм и потерять самого себя, отказаться от своей свободы и индивидуальности. Выбор, достойный человека, - выбор самого себя. Быть свободным в процессе выбора - значит находиться в соответствии со своими убеждениями и идеалами, несмотря на общепринятые нормы.

В современной мировой философской мысли выразительным решением проблемы свободы воли, выбора является концепция персонализма. Возрождая традиции стоицизма и христианства, представители персонализма сделали основной упор на внутреннее самосовершенствование личности. Известно, что в ходе исторического прогресса, субъект всегда имеет возможность выбора. Но возможность может быть абстрактной и реальной. Следовательно, и выбор может быть абстрактным или реальным. Определяя путь поступательного развития достижения будущего, общество вообще же может выбрать вариант развития, предусматривающий «десять тысяч лет напряженного труда и десять тысяч лет счастья». Но такой вариант проблемы не решает. Реальный же выбор, предусматривающий учет действия комплекса объективных и субъективных факторов, ограничивает свободу, волеизъявление субъекта реально существующими обстоятельствами. Люди всегда находятся в определенных исторических пределах, делающих возможными одни действия и невозможными другие. Однако свобода, свобода выбора корректируются не только конкретно историческими обстоятельствами, ограничивающие диапазон, возможности. Не менее важный фактор, определяющий выбор, - интересы и потребности субъекта, имеет конкретную историчность, определяется социокультурным уровнем развития субъекта, с одной стороны, и всем комплексом общественных отношений - с другой. В процессе общественного развития различные социальные субъекты стремятся монополизировать право на свободу, свободу выбора общественного развития, лишив свободы других субъектов.

Прогресс свободы, свободы выбора в процессе исторического развития зависит от степени прогрессивности той общественной силы, которая определяет возможности выбора и проявляется в том, что субъект получает большую возможность делать выбор, что соответствует существенным потребностям, преодолевая внешние помехи. Иными словами, прогресс свободы выбора внутренне связан со степенью овладения людьми теми естественными и общественными силами, вовлеченные в сферу их жизнедеятельности. Прогресс способствует возрастанию роли способностей, наклонностей людей, организованности и подготовленности их к активной деятельности. Происходит закономерно обусловлено возрастание роли человеческого фактора в историческом развитии и одновременное превращение человека в самоцель функционирования социальной действительности. Воля человека в процессе развития цивилизации приобретает все конкретной исторической формы бытия, стремясь достижения полноты выражения в таком типе общественной организации, всю жизнедеятельность общества подчиняет реализации основной задачи - утверждению свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Такой идеал общественного развития, венчающая всю человеческую историю, названный коммунизмом. Основные ценности: социальное равенство и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Человек свободно реализует свои существенные силы в единстве со всеми другими людьми, достигает гармонии интересов и интересов общества. Такое общество и есть реальный гуманизм.

Современная философия не может игнорировать тот факт, что каждое общество - результат исторического развития. Понять отдельную личность можно только в контексте всей человеческой истории, всего комплекса общественных отношений. Логический вывод: если человека лишить ее настоящей субстанциальной основы - общественно-исторической природы, ее существование действительно лишается смысла развития истории. Цель общественного прогресса в том и состоит, чтобы открыть простор творческим силам человека. Свобода личности - условие свободы общества. Однако свобода лица не освобождает человека от ответственности за свои действия и от совести как внутреннего судьи совершения поступков. Абсолютизирована воля, ставит человека «по ту сторону Добра и Зла», игнорирует право на свободное самоопределение других людей, сама себя отрицает, уничтожает, нанося колоссальные потери цивилизации.

 

Хорошо известно, что со времен французской революции свобода рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Поэтому содержательное определение свободы - это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре. Даль ставит рядом со словом «свобода» слово «слобода». Он пишет: «слобода» - вольное поселение. Свобода - «своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных