Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема общего и единичного — проблема универсалий




Спор номина­листов и реалистов возник в связи с проблемой общего и единичного. Ключевой вопрос в данной проблеме: как существует об­щее в реальности? Что это такое? Это только термин, понятие или это нечто объективно реальное, существующее так же, как существует любая вещь? К примеру, много существует вещей белого цвета. Но что такое цвет как таковой (белизна)? Это ре­альная «общая» вещь, на которую можно указать (вот она!), или же это просто общее понятие, в котором мысленно (т.е. идеаль­но) выделяется признак, общий для некоторого класса вещей? Статус существования общего в вещах и есть главное содержание проблемы общего и единичного, или иначе — проблемы универса­лий (т.е. предельно общих понятий).

Противоположные решения этой проблемы и обусловили появление двух философских течений — номинализма и реализма.

Номинализм Под номинализмом понимается философское течение, согласно которому реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные конкретные вещи (этот дом, эта кни­га), общее же в вещах — это всего лишь имя (ноумен), название, понятие.

Таким образом, общее оказывается всего лишь порождением нашего сознания, а не объективно реальной сущностью. Что реально общего между конкретным человеком из плоти и крови и его портретом, написанном красками на холсте? Эта общность существует лишь в представлении, в сознании.

Философский реализм Философский реализм есть учение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же производно от общего и, следовательно, вторично.

Общее, согласно Фоме, сущест­вует трояко: в божественном разуме как идеальный прообраз вещей, в самих вещах как их сущность, и в человеческом разуме как понятия, результат абстракции.

Попыткой примирить номинализм и реализм стало учение, получившее название концептуализма (П. Абеляр, Д. Скот). Его смысл заключался в том, что общее приписывалось самим ве­щам и вне их считалось несуществующи

 

11. Обсудите особенности философской мысли эпохи Возрождения.

Для новой философской культуры были характерны:

1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);

2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;

3) антропоцентризм и гуманизм.

Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом» устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории и языка.

Термин "Возрождение" тесно связан с термином и феноменом гуманизма, представляющем совокупное выражение подлинного духа данной исторической эпохи. Именно понятие "гуманизм" есть определение того "поворота к человеку", который как можно думать и является основным показателем динамики изменений, затронувших сущность не только культуры Возрождения, но и историко-философской традиции, логика поствозрожденческого развития которой была во многом предопределена антропологическим поворотом.

Хронологически Гуманизм и Возрождение занимают два века: XV и XVI, но некоторые исследователи расширяют временные рамки Возрождения, соответственно, до XIV и XVII веков. Тем самым, первым представителем движения Возрождения является Франческо Петрарка (1304-1374), а последним - Томаззо Кампанелла (1568-1639).

Эпoxa Boзpoждeния характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Пoэтoмy именно эпоха Boзpoждeния дала миру ряд выдающихся индивидyaльнocтeй, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.

12. Обсудите характерные особенности и основные темы философии Нового времени.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных