Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Гносеология – это учение о познании, еще ее называют «теория познания», в которой рассматривается вопросы сущности познавательной деятельности




Гносеология – это учение о познании, еще ее называют «теория познания», в которой рассматривается вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки и условия достижения адекватного знания.

Познание – это последовательность движения к знанию.

Познание рассматривают как: 1)родовая сущность человека - помогает человеку адаптироваться в условиях выживания

2)всегда творческий процесс, т.е. осуществляемый на уровне индивида, так и всего человечества, часть культуры.

3)познание, как знание

 

Субъект познания – это человек. Под объектом понимается все то, на что направлена деятельность познающего субъекта. Объект познания не остается неизменным.

Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Т.е объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья и т.д. Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение.

Процесс познания – это взаимодействие между субъектом и объектом познания.

 

Чувственное познание – это основной источник познания (Локк говорил, что: «нет ничего в нашем разуме, чего не было в наших чувствах»

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

· Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности;

· Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

· Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

 

Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установки. Как отмечал известный русский физиолог И.М.Сеченов, «мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим».

Разум –истинное познание, чувственное познание не отрицается, но рассматривается, как субъективная.

Виды рационального познания:

· Логика понятийная

· Рассудочное мышление

· Ценностное – гаммунитарное

Формы рационального познания – это понятия и суждения, которые открывают сущность вещей и сждений.

Рационалисты (Бэкон, Локк, Платон, Декарт) полагали слабость и недостоверность знания.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

a. гностицизм;

b. агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных