Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опосредованный творческий характер познания. Проблема истины и ее критерии. 1. Процесс познания, увы, не свободен от заблуждений, ошибочных мнений, относительно которых люди убеждены




 

1. Процесс познания, увы, не свободен от заблуждений, ошибочных мнений, относительно которых люди убеждены, что они правильны. Заблуждения, будучи искажениями действительности, порождают неправильность в действиях, мыслях. Причины заблуждений - предмет пристального внимания философов, историков, политиков, психологов, социологов.

2. Не все заблуждения возникают из-за преднамеренного искажения действительности, многие заблуждения сопутствуют самому процессу познания.

3. Классификация этих заблуждений английским философом XVII в. Ф. Бэкон., в его книге «Новый Органон - избегать четырех видов «идолов» или заблуждений: это идолы «рода», «пещеры», «рынка» и «театра». Первые виды заблуждений обусловлены человеческой природой. Вторые виды - возникают вследствие симпатий, антипатий, предпочтений людей. Третьи – это заблуждения, идущие от неправильного употребления слов. Четвертые «идолы» - это ошибки, порождаемые некритическим усвоением мнений других людей, ошибочной методологией познания, скажем, мнением о том, что аристотелевская силлогистика – это наиболее эффективная методология познания.

 

4. Заблуждения еще более свойственны воображению и интуиции. В связи с этим возникает вопрос о соответствии человеческих представлений, суждений, понятий действительности. Это и есть вопрос о истине. В самом общем виде он был решен Аристотелем, который полагал, что истина – это верное представление о действительности. Истина всегда конкретна.

5. Познание есть процесс обогащения знания. Разную степень полноты знания о действительности отражает диалектика относительной и абсолютной истины. Абсолютная истина – это полное знание о действительности. Она представляет собой идеал, к которому стремится познающее сознание. И складывается абсолютная истина из истин относительных, неполного знания.

6. Проблема критерия истины, заключенная в том, что познание относительно самостоятельно в своем движении к истине и может отходить от действительности. Самое древнее мнением о критерии истины - мнение Демокрита, который считал ощущения, наблюдения и опыт не только источником знания, но критерием истины. В науке используется комбинация этих критериев истины, когда интуитивные представления или суждения принимаются за истинное, из них делают следствия, а затем демонстрируют, что результаты наблюдения или эксперимента являются такими, какие были представлены логическим путем.

7. Чувственная достоверность, логическая доказательность и интуитивная очевидность, даже взятые вместе, не гарантируют еще достоверность наших суждений. Так, птоломеевская (геоцентрическая) картина мира прекрасно согласовывалась с опытом, астрономическими наблюдениями и потребовались века, пока не было доказано, что она ложная.

8. Марксизм не отождествляет практический успех с самой истиной. Установление истины с помощью практики, по Ф. Энгельсу, состоит в следующем: «соединение познания с практикой» дает людям возможность не только преобразовывать мир в собственных интересах, но и объективный критерий истины.

9. Если то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя объективная истина, - то отсюда вытекает признание единственным путем к этой истине путь науки, стоящий на материалистической точке зрения».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных