Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Движение как способ бытия. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность движения




Движение – это универсальный способ существования материи. Движение – это всякое изменение. Движение – философская категория, которой мы обозначаем такие свойства материи, как изменение, силу, энергию, материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи. Движение абсолютно, а покой относителен. Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механические, физические и химические явления, жизнь растений и животных, человек, жизнь общества. Но при всем качественном многообразии составляющих мир вещей и процессов – мир един, поскольку все, что входит в его состав, есть лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчиненные некоторым всеобщим законам. Все составные части материального мира имеют историю своего развития.

Как уже подчеркивалось, философия изучает многообразные аспекты отношения двух составляющих: мира и человека. Человек не только стремится к пониманию сущности движения. Он в большей степени стремится использовать энергию материи в своих интересах. Вся история человечества показывает нам, как человек, покоряя энергию материи, использует силу ветра, силу движущей воды, силу электричества, силу солнечной энергии, силу ядерной энергии. Впереди нас ждут новые открытия и новые технологии по использованию еще неведомых форм энергии материи.

Следует иметь ввиду, что системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них.

Еще раз подчеркнем, что выделяют механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Следует добавить, что движение:

· возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

· всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы – движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);

· постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

1) от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);

2) от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад). Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам, например социальные закономерности не сводятся к биологическим или физико-химическим закономерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и физико-химическим закономерностям.

Существует зависимость между двумя свойствами материи – массой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энергией, выражающей меру материального движения, изменяемости.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть:

· количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

· качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

При этом качественное движение (самоизменение материи) делится на:

· динамическое;

· популяционное.

Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение – изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

· «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

· «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русского происхождения И. Пригожин.

 

3. Пространство и время как атрибутивные свойства материи. Современные представления о пространстве и времени

Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

· субстанциональный;

· реляционный.

Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «стечение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.

Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

· время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

· пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

· подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

· перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

Признается существование и психологического пространства и времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг происходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека, и наоборот, чем больше событий, интересных для человека, тем быстрее «идет время» для него.

Можно выделять пространство и время социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство – время. Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть – определили структуру микромира, размеры которого меньше 10-33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

Нам многое известно о времени. Однако мы еще недостаточно его покорили. Известно, что время трехмерно: прошлое, будущее, настоящее. Чему равно каждое из них? Схематично можно изобразить следующим образом:

 
 

И прошлое, и будущее характеризуются понятием вечности. Материя существовала вечно и будет существовать вечно, порождая в своем измерении все новые и новые формы бытия. А настоящее – это миг. Как поется в известной песне:

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Из этого факта философы разных времен делают сходные выводы для человека:

1. Время необратимо и поэтому надо им дорожить.

2. Плотность времени для человека измеряется количеством совершаемых дел.

3. Жизнь человека измеряется не количеством прожитых лет, а тем количеством добрых дел, которые он успел сделать для общества.

Время является философской и общенаучной категорией, в которой нашло выражение разнообразие представлений о времени:

1. длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах);

2. внутренняя характеристика души, фиксируется только настоящее, окруженное небытием (Августин);

3. форма проявления абсолютной вечности, преходящая длительность (Платон, Гегель);

4. однородная для всей Вселенной абсолютная длительность (Ньютон);

5. относительное свойство вещей, порядок последовательности состояний (Лейбниц);

6. форма упорядочивания комплекса ощущений (Беркли, Юм, Мах);

7. априорная форма чувственного созерцания (Кант);

8. форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс. Ленин)[16].

Большинство представлений о времени можно свести к двум основным концепциям:

· субстанциальной, рассматривающей время как длительность;

· реляционной, рассматривающей время, как особого рода отношение между объектами и процессами.

Большое влияние на становление современных представлений о времени оказал Ньютон. Построенная им концепция пространства и времени явилась мировоззренческой основой классического естествознания. В своих «Математических началах натуральной философии» Ньютон писал:

«Абсолютное, истинное и математическое время само по себе и по совей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».

«Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год».

«Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается везде одинаковым и неподвижным».

«Абсолютное время не может быть изменено в своем течении. Одна и та же продолжительность и одно и то же состояние соответствуют существованию всех вещей, безразлично, скоры ли движения, медленны или равны нулю».

Таким образом, по Ньютону возможно движение относительно пространства, а темп движения времени не зависит от характера и скорости движения тел[17].

Однако только к началу XX века появились технические возможности для более детального изучения время, и сам человек психологически созрел для того, чтобы приступить к изучению этого феномена.

Доктор философских наук К.А. Кедров[18] отмечает, что сегодня происходит ускорение исторического времени и мы, по существу, в данный момент времени находимся в некой точке Омега, где время больше сжиматься не может и фраза Гамлета «Распалась связь времен» как нельзя лучше соответствует нынешнему историческому периоду.

Доктор физико-математических наук В. Петров подчеркивает, что главной идеей современной космологии и теоретической физики являются проблемы, связанные со структурой пространства-времени[19]. Под этим подразумевается число измерений пространства-времени, возможность увидеть это новое число измерений. Кроме того, В. Петров отмечает, что «сейчас наступило время, когда философия стала объектом экспериментального изучения».

 

Темы рефератов

1. Основные формы бытия.

2. Роль категории «бытие» в осмыслении окружающего мира.

3. Основные этапы в формировании категория «материя».

4. Понимание времени и пространства в философии и физике.

 

Литература

1. Аксенов Г.П. О причине времени//Вопросы философии. 1996. №1.

2. Время и бытие человека. М., 1991.

3. Гайденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. №7.

4. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. №6.

5. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.

6. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия//Вопросы философии. 2001. №6.

7. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

8. Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени//Философская и социологическая мысль. 1991. №5.

9. Лалаев Т.П. О «механизме» течения времени//Вопросы философии. 1996. №1.

10. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003.

11. Поликарпов В.С. Феномен времени и природа человека. Ростов-на-Дону, 2002.

12. Поликарпов В.С. Философские вопросы естествознания. СПб., 1997.

13. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

14. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира//Вопросы философии. 2001. №6.

15. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

16. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии. 1991. №3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных