Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субъект и объект познания. Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм




Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности, результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Структура процесса познания: этапы и формы процесса познания

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению йот него к практике».

Две ступени познания: чувственное и логическое познание – находятся в диалектическом единстве.

Сенсуализм (лат. sensus – чувства, ощущения) (Бэкон, Локк, Гоббс) преувеличивает значение чувственного в познании: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (лат. rationalis – разумный) (Декарт, Спиноза) недооценивает роль чувственного в познании, утверждая, что мышление может постигать сущность вещей, минуя чувства, не опираясь на ощущения (врожденные идеи, интеллектуальные умозрения).

Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятия. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, иными словами, - субъективный образ объективного мира, преобразования энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и др. ощущения. Биологическая природа наших органов чувств, их число и соответственно число различных ощущений сформировалось в ходе эволюции человеческого рода. Не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств. Но отсюда не следует. Что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию поэтому, имеется возможность найти другой объект, на который первый объект будет действовать ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») расширяются возможности чувственного познания явления. Важно заметить, что ощущение – исходный, самый простой элемент познания.

Восприятие – это целостный образ отображающий предметы и явления непосредственно воздействующие на органы чувств. Особенность его в том, что она складывается не только в результате синтеза ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность, избирательность, константность, апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность.

Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Оно формируются на основе памяти (воспоминание того, что человек видел когда-то ранее), но различные представления могут комбинироваться по-разному, благодаря чему могут создаваться образы даже несуществующих в природе объектов (кентавра, например).

Чувственные образы появляются в итоге воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. В процессе отражения органы чувств активны. Это может выражаться в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета в процессе вслушивания и т.д. Этот образ не появляется без активности органов чувств. Поэтому чувственное познание является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Мышление, логические образы и понятия относятся к внешнему миру опосредованно. Для своего формирования им необходимы чувственные составляющие.

Ощущения, восприятия, представления сходны с отображаемыми объектами, являются образами объектов, и поэтому объекты познаваемы.

Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные и абстрактные понятия, различающиеся по степени общности. В формировании понятий используют следующие познавательные операции: сравнение, синтез, анализ, абстрагирование и обобщение. Сравнение – установление сходства и различия между явлениями. Анализ – это логический прием, при котором изучаемое явление мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности. В синтезе осуществляется мысленное соединение частей явления расчлененного в процессе анализа, установления взаимосвязи частей и познания явления как целого. Абстрагирование – это процесс мысленного выделения некоторого признака явления и отвлечения от других признаков. И последнее, обобщение фиксация общих признаков некоторого класса явлений. Итогом этих логических операций является понятие. Понятия связаны со словом. В каждом из них есть содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений, объем понятия – это множество явлений, к которому относится данное понятие. Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия, когда перечисляются признаки понятия, объем – либо простым перечислением членов множества, либо с помощью ее классификации. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета и общие, объем которых может включать в себя множество предметов.

Умение верно давать определения и классификации – один из важнейших показателей культуры мышления.

В процессе мышления понятия связаны друг с другом. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Элементарное суждение состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия).

Перечислим виды суждений: утвердительные, отрицательные, частные, общие, условные, разделительные и т.д. Суждения выражаются в языке в предложениях.

Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. Умозаключения по форме могут быть дедуктивными, в которых мысль идет от общего к частному индуктивными, в которых мысль идет от частного к общему. Но не всякое сочетание суждений является умозаключением. Для того, чтобы из двух суждений следовал вывод, надо, чтобы у них был общий термин. В логике существует много различных фигур и модусов умозаключений.

Выделяют два различных уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах жесткого стандарта, неизменной схемы, рассматривая понятия и предметы как неизменные и постоянные. Разум – диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, постижение сущности вещей в их развитии и саморефлексия своего познания, деятельности.

Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т.е. отражение идет через призму интересов и потребностей человека. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без предварительного логического доказательства. От чувственной и логической ступени познания необходимо отличать эмпирический и теоретический уровни. Хотя эмпирическое познание не исчерпывается чувственной сферой и предполагает логическую обработку, классификацию и упорядочивание полученной в опыте информации, тем не менее, только теоретическое познание способно выходить далеко за пределы полуденных опытным путем данных.

Завершая разговор о чувственном и логическом познании, затронем вопрос «границ» познания. Очень долго считали, чувственным познанием на основе органов чувств можно отобразить все явления материального мира. Но потом оказалось, что существуют явления, непосредственно недоступные чувственному восприятию. Так появилась проблема «шестого чувства» Она получила свое решение благодаря созданию и использованию приборов, которые неограниченно расширяют область доступных чувственному познанию явлений.

Что касается мышления оно сегодня также «вооружено» «логическими машинами» - компьютерами. Компьютеры в отличие от человеческого мозга оперируют не понятиями, а символами понятий. В результате работы над этими символами появляются новые символы, которые возбуждают в человеческом мозгу новые понятия. Чем вызвано использование компьютеров. В мышлении, логических рассуждениях из одних понятий выводят другие. Пока число понятий невелико, мозг легко и быстро справляется с операцией. Но когда их число возрастает, что характерно для анализа более сложных систем мышление становится более длительным и затрудненным. Например, в ряде учебных пособий по философии авторы полагают, что при описании познавательной деятельности индивида удобно рассматривать человеческий интеллект в свете результатов, полученных в ходе разработки проблемы искусственного интеллекта. Он строится как система, включающая в себя блоки приема, переработки и хранения информации. Такие блоки можно выделить и в человеческом интеллекте (хотя четко отделить их друг от друга невозможно).

1. Прием информации у человека совершается в процессе непосредственного чувственного отражения действительности – в ощущениях и восприятии. Будем называть этот блок перцепцией. Дело в том, что на уровне перцепции происходит не только прием, но и обработка поступающей информации. Но в гносеологическом анализе познавательной деятельности от этого можно отвлечься.

2. Переработка информации человеком происходит, главным образом, в процессе мышления. Мышление понимается здесь в широком смысле - как процесс решения интеллектуальных задач. Именно так оно обычно трактуется в психологии. При этом приходится различать несколько видов мышления. Наряду с абстрактным, логическим мышлением следует говорить о мышлении образном, состоящем в оперировании представлениями, и интуитивным, которое заключается в сцеплении образов и понятий и переходах от первых ко вторым и обратно. Рассматривая эти три вида мышления по отдельности, необходимо учитывать, что в реальных процессах интеллектуальной деятельности все они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

3. Хранение информации осуществляется в памяти человека. Основные процессы, происходящие в этом блоке – запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Различают кратковременную (оперативную) и долговременную память. Следует заметить, что хранящиеся в памяти информация претерпевает со временем некоторые преобразования (она подвержена забыванию, переструктурированию и т.д.)

Многие виды мыслительной деятельности человека, такие как написание программ для ЭВМ, занятия математикой, ведение рассуждений на уровне здравого смысла и даже вождение автомобиля, как говорят, требуют «интеллекта». На протяжении последних десятилетий было построено ряд систем на ЭВМ, способных выполнять задачи, подобные этим. В частности, имеются системы способные диагностировать заболевания, планировать синтез сложных органических соединений в химии, решать дифференциальные уравнения, анализировать электронные схемы, понимать человеческую речь, системы управления автомобилем. Из всего вышеперечисленного можно сказать, что такие системы обладают искусственным интеллектом. Четкого определения искусственного интеллекта не существует. Но в большинстве случаев его можно все-таки описать, как способность принимающей решения системы добиваться определенной степени успеха при решении широкого круга задач в широком многообразии сред. Для примера перечислим существующие направления исследований в этой области:

1. попытка смоделировать деятельность мозга, его психофизические свойства в надежде воспроизвести с помощью технических устройств искусственный интеллект.

2. здесь термин «искусственный интеллект» используется как метафора, т.к. исследователи заняты разработкой программ, позволяющих при помощи ЭВМ воспроизвести процессы, которые у человека являются результатом его мыслительной деятельности.

Системы ИИ подразделяются на: интеллектуальные информационно-поисковые системы, расчетно-логические системы, экспертные системы. Все эти системы ориентированы на знания. В системах ИИ выделяют следующие знания: интерфейсные, проблемные, процедурные и структурные.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных