Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть I История философии 1 страница




Учебное пособие по

дисциплине «Основы философии»

 

 

Волгоград

Оглавление:

Введение: Философия как образ жизни

Часть I История философии

Глава 1. Философия Древнего Востока

Глава 2. Философия Античности

Глава 3. Философия Средних веков

Глава 4. Философия Возрождения и Нового времени

Глава 5. Немецкая классическая философия

Глава 6. Русская философия

Глава 7. Неклассическая философия

Глава 8. Современная философия

Часть II Человек и общество

Глава 1. Философия о происхождении и сущности человека

Глава 2. Общество как структура

Глава 3. Культура и цивилизация

Глава 4. Человек перед лицом глобальных проблем

Глава 5. Бытие и сознание и познание

 

Введение.

Философия как образ жизни.

 

Мировоззрение и его типы. Специфика философского знания. Предмет философии. Структура философского знания. Основные методы философии. Основные вопросы философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии.

Каждый человек имеет определенные представления об окружающем мире. Это необходимо для того, чтобы определенным образом ориентироваться в реальности и заниматься какой-либо деятельностью, то есть жить, работать, учиться и так далее. Совокупность взглядов человека на мир в целом называется мировоззрением.

Мировоззрение весьма неустойчиво. Представления человека о мире могут меняться с течением времени или под воздействием определенных обстоятельств. Для сохранения знаний о мире и передачи (трансляции) их другим поколениям элементы мировоззрения кристаллизуются в различных социальных установлениях: нормах права и морали, традициях и обычаях, фольклоре, ценностях, идеалах, образах и символах искусства, религиозных убеждениях и знаниях науки.

Взгляды всего человечества на мир также меняются со временем. Это выражается в формировании новых типов мировоззрения. Создание новой системы представлений о действительности – процесс долгий и тяжелый. Всего было создано четыре типа мировоззрения: миф, религия философия и наука.

Миф или мифология – исторический первый тип мировоззрения. Мифологические представления о мире были присущи первобытному человеку на протяжении десятков тысяч лет. Основными чертами мифа являются образность и опора на зрительную наглядность. Это объясняется крайне слабым развитием абстрактного мышления у первобытного человека. Миф всегда повествует о конкретном, единичном. Поэтому общие представления о мире выражаются в рамках мифологии в ряде повествований о богах и героях.

Еще одной чертой мифа является обожествление природы, то есть стремление приписать антропоморфные (человеческие) черты природным явлениям. Мифологический человек предполагал, что все вокруг него имеет душу и сознание, а, значит, есть возможность вступить в диалог с окружающим его миром. Этот диалог осуществлялся при помощи различного рода ритуалов и жертвоприношений.

Еще одной формой мировоззрения является религия. Основной отличительной чертой религии является вера в наличие неких сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и окружающий его мир. Опора на веру указывает на чувственный, образно-эмоциональный (а не рациональный) характер познания мира в рамках религиозного мировоззрения.

Религия предполагает создание стройной системы представлений о мире. Тремя наиболее распространенными в мире религиями являются: христианство, мусульманство, буддизм. Также существует ряд национальных религий (иудаизм, индуизм, синтоизм и др.).

Несколько позже религии и мифа формируется философское мировоззрение. Философия – особый тип мировоззрения, основанный на логике умозаключений и понятийном осмыслении мира.

Современной формой мировоззрения является наука. В отличие от философии, наука опирается на знание, полученное посредством обобщения эмпирических (то есть основанных на чувственном опыте) данных. Тем не менее, философию и науку объединяет то, что они предполагают логичное описание мира при помощи понятий.

Не смотря на то, что мировоззрение современного человека характеризуется как научное, это не значит, что иные типы мировоззрения окончательно исчезли. Можно сказать, что каждый последующий тип как бы «наслаивался» на предыдущие. У современного человека, при общем принятии истин науки, сохраняются элементы трех других форм мировоззрения: существуют суеверия – остатки мифологических представлений, многие люди разделяют религиозные убеждения, философские теории и понятия используются в научном познании.

Специфика философского мировоззрения определяется его теоретичностью и рациональностью. Теоретичность философии состоит в предельно общем характере философского знания. Философия оперирует категориями – предельно общими понятиями, такими как «количество», «качество», «время», «действие», «состояние».

Понятие «рациональность» происходит от латинского «разум». Рациональность предполагает:

Во-первых, отображение объективного мира в понятиях, выявляющих наиболее существенные, обобщенные черты явлений и предметов.

Во-вторых, логичность мышления, т.е. его соответствие законам логики.

В-третьих, дискурсивность, то есть обоснованность тех или иных утверждений.

Предметом познания философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Стоит заметить, что философия стремится схватить и описать мир в его целостности, выявить всеобщие закономерности лежащие в его основе.

Вопросы, составляющие предмет философии лежат в основе структуры философского знания. Основные философские дисциплины:

1. Онтология – учение о бытии. Эта дисциплина призвана рассмотреть вопрос о происхождении и устройстве мира как такового.

2. Гносеология – учение о познании. Рассматривает вопрос об истине, а также методах ее познания.

3. Социальная философия – учение об обществе, его структуре, а также общих закономерностях его функционирования.

4. Философская антропология – учение о человеке, о смысле человеческой жизни, его месте в окружающем его мире, сущности человеческого существования.

5. Этика – учение о нравственности и морали.

6. Эстетика – учение о прекрасном, проблемах творчества и выражения.

7. Логика – учение о формах и методах мышления.

8. История философии – дисциплина, изучающая происхождение и развитие философских учений.

Выделяют несколько основных методов философского познания. Метод в самом общем смысле – это совокупность шагов или действий, необходимых для достижения цели. В философии метод – это способ рассмотреть мир тем или иным образом, подчеркнув и более подробно рассмотрев определенные его качества.

Двумя основными методами философского мышления являются метафизика и диалектика.

Метафизика представляет собой философский метод, предполагающий рассмотрение сверхчувственных (то есть не доступных чувственному познанию – зрению, осязанию, обонянию и т. д.) разумно постигаемых оснований нашего мира. Основной задачей метафизики является нахождение принципа, лежащего в основе существования мира, устанавливающего порядок его существования. Таким принципом в различных философских учениях, использующих метафизический метод становятся: Субстанция, Бог, Мировой Разум, Абсолютная Идея и так далее. Основной чертой метафизики является рассмотрение мира в статике, то есть как неподвижного. Это помогает мыслителю уловить структуру мира, однако не позволяет описать процессы его движения и развития.

Диалектика – это метод философского исследования, в котором вещи, явления рассматриваются как постоянно движущиеся, изменяющиеся, развивающиеся вследствие борьбы противоположностей, в них содержащихся.

Как видно из определений, оба метода дополняют друг друга. Кроме двух основных выделяют также следующие методы:

Догматизм – восприятие действительности при помощи догмы, то есть совокупности положений, недоказуемых, но и не подлежащих сомнению, то есть данных свыше как абсолютная истина.

Эклектика – метод, основанный на соединении различных, не имеющих единого основания фактов, концепций, теорий, идей, в результате чего получаются поверхностные, имеющие лишь вид правдоподобия выводы.

Герменевтика – это метод размышления, основанный на процессе толкования текста. Новые идеи, в данном случае, рождаются из попыток трактовки какого-либо текста, вчувствования в него, постижения его скрытого смысла. Часто объектом герменевтики становятся священные тексты той или иной религии (Коран, Библия, Веды и т.д.)

Софистика – метод мышления, предполагающий использование ошибок формальной логики, особенностей психологии слушателя, ложных посылок, для получения требуемых выводов. Софистика используется не для достижения истины, но для победы в споре, дискуссии и, поэтому лишь формально может быть названа философским методом.

В истории философии было предложено множество различных вариантов того, что можно назвать основным вопросом философии. Так, первые мыслители античности считали, что основным вопросом философии является вопрос о первоначале мира. Сократ, в свою очередь, считал основным вопрос о познании человеком самого себя. В Средние века, основным становится вопрос о познании Бога.

В современной философии под основным вопросом философии подразумевают вопрос о соотношении Бытия и Сознания. Со всей очевидностью этот вопрос был поставлен в философии марксизма, где выделялись две его стороны.

Онтологическая сторона этого вопроса состоит в постановке и решении проблемы: что первично, сознание или материя?

В зависимости от решения этой проблемы все философские учения делят на две большие группы:

Идеализм – направление философии, сторонники которого считают первичным сознание, а материю – вторичной. Примером такого рода учения является идеализм Платона, утверждавшего, что в основе нашего мира лежит Мир идей, содержащий идеи всех вещей.

В свою очередь идеализм имеет две разновидности: объективный и субъективный идеализм. Сторонники объективного идеализма считают, что в основе мира лежит некая объективная идея (разум, сознание, бог, абсолют), существующая независимо от сознания познающего мир человека.

Сторонники субъективного идеализма уверенны, что весь мир существует только в сознании познающего субъекта (человека).

Материализм – направление философии, сторонники которого утверждают, что первичной является материя, а сознание и мышление являются лишь результатами ее саморазвития. Примером такого учения является диалектический материализм Карла Маркса.

Кроме материализма и идеализма существую еще два «компромиссных» течения:

Дуализм – направление в философии, представители которого считают, что существую две независимые друг от друга субстанции: материальная, обладающая свойством протяженности и идеальная, обладающая свойством мышления. Примером такой позиции является философия Рене Декарта.

Деизм – философское направление, сторонники которого признавали существование Бога, однако считали, что после творения мира он удалился от мира и больше не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли Сознание и Бытие.

Гносеологическая сторона того же вопроса касается возможности познания человеком окружающего мира, то есть соотношения его сознания и бытия. В соответствии с тем, как решается данный вопрос в том или ином конкретном учении, выделяют:

Гносеологический оптимизм – направление философии, представители которого считают, что мир познаваем, а возможности его познания неограниченны.

Агностицизм – направление философии, представители которого уверенны, что мир либо непознаваем, либо может быть познан частично, поскольку возможности человеческого разума ограниченны.

Также существуют различные точки зрения на вопрос о способах познания мира:

Эмпиризм – философское направление, основателем которого считается Ф. Бэкон, предполагает, что в основе познания лежит лишь опыт и чувственные ощущения.

Рационализм – философское направление, основателем которого является Р. Декарт, представители этого направления уверенны, что достоверное знание может быть выведено только из человеческого разума и не зависит от опыта.

Противоположностью рационализму является иррационализм, основным положением которого является тезис об отсутствии у мира логической структуры. Мир хаотичен, непредсказуем, а, значит, непознаваем.

В современной философии считается, что основной вопрос философии не решен ни в онтологическом, ни в гносеологическом его аспектах и относится к категории так называемых «вечных» проблем. Однако такая ситуация является весьма распространенной в философии и отражает ее сущность. Дело в том, что философия как форма познания мира делает акцент не на поиске конечных ответов на вопросы, но на самом процессе размышления. Это отражено в самом термине «философия», который в переводе означает «любовь к мудрости». Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.), предполагая, что философ не обладает мудростью (которой в полном смысле слова могут обладать лишь боги), но стремится к ней, любит её. В этом отношении основная задача философии состоит не в поиске ответов, но в правильной постановке вопросов, которая невозможна без осмысления неполноты своих знаний. Именно об этом говорил один из классиков философии Аристотель (384-322 гг. до н. э.), когда утверждал: «Философия начинается с удивления».

Значение философского знания для человека трудно переоценить. Основные функции, выполняемые философией в современном обществе, делятся на две группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие функции философии как источника информации:

1. Гуманистическая – состоит в том, что философия помогает человеку осмыслить свою жизнь, окружающий его мир и укрепить свой дух. Попытки осмысления своей жизни, поиска глобальной цели своей жизни знакомы каждому человеку. Основным помощником человека в этой деятельности является философия.

2. Аксиологическая функция – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

3. Культурно-воспитательная – состоит в том, что философия способствует формированию у человека важных качеств культурной личности, таких как самокритичность, критичность, сомнение.

4. Объяснительно-информационная функция состоит в разработке мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции философии как источника методов:

1. Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

2. Координирующая функция состоит в координировании методов в процессе научного исследования.

3. Интегрирующая функция заключается в том, что философия выступает фактором интеграции научного знания. Термин «интеграция» (от латинского integratio — восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Дело в том, что современные научные дисциплины, выделившиеся из некогда единой науки в ходе процесса дифференциации, теперь находятся в изоляции друг от друга. Философское знание может помочь преодолеть изоляцию и найти связи между ними.

4. Логико-гносеологическая заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие типы мировоззрения вы знаете? 2. Что является объектом такой философской дисциплины как онтология? 3. Каковы основные методы философского исследования? 4. В чем заключается гуманистическая функция философии?

 

Часть I История философии

Глава 1. Философия Древнего Востока

 

 

Культурно-исторические предпосылки зарождения философии. Специфика философии Древнего Востока. Предфилософия и философия. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии. Основные философские учения Древнего Китая.

То, что мы сегодня называем философией, во всех существующих цивилизациях исторически возникает почти одновременно – в период с 7 по 5 вв. до н.э. В Вавилоне из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека. В Древнем Египте, который оказал такое сильное воздействие на греческую философию, существовали элементы философского знания, связанные с процессами исчезновения мифа.

В Иране именно в этот период возникает зороастризм с его учением о зависимости устройства мира и торжества справедливости в нем от свободной воли человека. В Индии в 6 в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы, такие, например, как веданта, йога. В тот же период появляются неортодоксальные философские системы джайнизм, буддизм, санкхья. В Китае в 6 – 5 вв. до н.э. возникают конфуцианство (Конфуций, Сюн-цзы, Мэн-цзы), моизм (Мо-цзы), даосизм (Лао-цзы) и почти все известные нам варианты философского постижения мира от скептицизма до материализма и нигилизма. В Древней Греции в VIII в. до н.э. в творчестве Гомера и Гесиода обнаруживаются первые элементы философского подхода к миру.

В своей книге «Истоки истории и ее цель» немецкий мыслитель Карл Ясперс назвал время возникновения философии «осевым временем», то есть определяющим в дальнейшей судьбе человечества. С точки зрения Ясперса 2500 лет назад человек осознал свое бессилие и самоценность. Сознание человека обратилось на самого себя и стало самосознанием. Появилась необходимость понимания и объяснения целей и смысла собственной жизни, осознания глобального устройства мироздания. Результатом первых попыток осознания этого стало создания основных философских и религиозных учений.

Двумя центрами древневосточной философии стали культуры Индии и Китая. Философские учения этих стран обычно относят к так называемой «предфилософии», предполагая, что они являются переходным этапом между мифологией и философией. И действительно, философия этих стран является прямым продолжением мифологических верований и носит, в основном, религиозный характер. Одним из свидетельств этого является тот факт, что основу философской традиции, как в Древней Индии, так и в Древнем Китае составили священные культовые тексты.

Так, основу индийской философской традиции составил свод текстов под названием Веды. Веды (дословно – «знание») – это собрание священных текстов, основу которых составляют четыре сборника религиозных гимнов – самхиты (Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа, Самаведа). Самхиты представляют собой некоторое божественное откровение, которое нуждается в расшифровке. Все остальные тексты Вед, фактически, являются комментариями к самхитам. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Именно в Ведах и в ходе комментирования Вед были сформированы основные понятия философии древней Индии. Прежде всего – концепция перевоплощения душ или сансары. Согласно этой концепции душа человека бессмертна и переживает бесконечное число перерождений или реинкарнаций.

После смерти живого существа его душа переходит в другое тело, процесс этот не имеет начала и называется сансара. В каждом новом теле душа испытывает страдания и наслаждения в зависимости от тех или иных поступков, которые совершались ею в прежних рождениях. Механизм существования души обуславливается законом кармы, которым определяется не только где и когда перевоплотится душа, но ее пол, соц. статус, этический уровень.

Карма – это совокупность поступков, совершенных человеком за жизнь, которая определяет последующие перерождения его души.

Еще одной важной философской идеей, сформированной в текстах Вед, была концепция дхармы.

Дхарма – это понятие нормы, образца поведения, социального и психического бытия живого существа, это прообраз его осознанного бытия.

В период с 5 – 4 вв. до н. э. получили развитие школы и направления философской мысли: локаята, джайнизм, веданта, адживака, йога, санкхья и др. Обычно их делят на ортодоксальные (поддерживающие авторитет вед) и неортодоксальные.

Одним из наиболее влиятельных ортодоксальных учений была Санкхья – дуалистическая философская система, в основе которой лежит противопоставление двух независимых начал: познающего недеятельного субъекта Пуруши и проявляющегося, изменяющегося объекта Пракрити.

Еще одним влиятельным учением является Джайнизм, основателем которого был полулегендарный мудрец Махавира Вардхамана или Джина, что значит Победитель. В основе учения джайнизма лижет представление о множестве атомарных индивидуальных душ (джива) и противостоящей им неодушевленной природы (аджива). Высшим идеалом джайнизма выступает душа, полностью освободившаяся от плена неживой природы.

Еще одной влиятельной неортодоксальной школой является Буддизм, названный по имени его основателя – Будды, что в переводе значит Просветленный. Мирское имя Будды - Сиддхартха Гаутама, согласно легенде он был принцем царской династии Шакъямуни, который, познав страдания человеческой жизни, отказался от царских регалий и стал странствующим учителем и создателем Буддизма. В основе учения Будды лежат следующие положения:

1. Жизнь – страдание

2. Корень страдания находится в жажде жизни, наслаждения, гибели и новым перерождениям в сансаре согласно закону кармы.

3. Раз страдание имеет причину, то можно избавиться от него. Избавление состоит в полном уничтожении жажды жизни, которое приводит к избавлению от круга перерождений (мокша) и выходу в нирвану – состояние полного и вечного спокойствия и безразличия.

Еще оно философское учение, также предлагающее свой способ достижения мокши – Йога, в основе которой лежит убеждение, что посредством определенных физических упражнений, тренировок, можно добиться высшего духовного совершенства и выхода из круга перерождений.

Философия Древнего Китая формировалась в сходных с Древней Индией условиях. То же традиционное, не изменяющееся общество, жесткая структура общества. Основу китайского мировоззрения также составлял свод древних культовых текстов (так называемое Пятикнижие), главным из которых являлась И-цзин, Книга Перемен – обширное руководство по сложнейшей практике гадания, в ходе которого излагаются воззрения древних китайцев на устройство мира.

Среди множества различных философских школ Древнего Китая выделяются две: Даосизм и Конфуцианство. Эти два учения играли большую роль в Древнем Китае и оказали определяющее влияние на развитие всей китайской культуры. Как Даосизм, так и Конфуцианство озабочены поисками общественного идеала, однако направление их поисков совершенно различно. Центральной частью Даосизма является учение о мире, а центре Конфуцианства стоит человек.

Даосизм – философское учение, близкое народным верованиям, рисует достаточно противоречивую картину мира. Его основателем является легендарный мудрец Лао-цзы (Старый учитель) живший в конце 6 — начале 5 вв. до н. э. В основе учения Лао-цзы лежат два понятия: Дао и Дэ.

Понятие Дао имеет два значения:

- как первичное начало мира, источник изменений

- как некая форма мира, мировой порядок.

Дэ определяется как некая благодать исходящая свыше, энергия, проводящая воздействие Дао на мир.

Философия даосизма предполагает, что в мире все взаимосвязано, нет ни одной вещи, которая не была бы связана с другими явлениями. Собственно говоря, познание этой связи означает познание Дао как мирового закона или «пути», которым следует природа и человек.

Такое понимание мира предполагает определенную этическую доктрину даосизма. Если мировой порядок и законы природы незыблемы и не зависят от воли человека, единственное, что ему остается – это соблюдение принципа отказа от действия или недеяния (увей).

Основателем Конфуцианства является Конфуций – видный общественный деятель и мыслитель 6 - 5 вв. до н. э., создавший оригинальную социально – политическую теорию. Общество, по Конфуцию, строго иерархично. Вершина его – царь, он осуществляет правление; ниже его располагаются благородные мужи – они являются реальными просветителями, осуществляя мудрое правление государя. Основанием общества является народ, притворяющий в материальную, вещественную форму идеи правящего сословия.

Разделение это в системе Конфуция проводится не только по социальному, но и по этическому признаку: благородные мужи – это лучшие люди государства, воплощенный идеал совершенного человека. Им противостоит коллектив маленьких, ничтожных людей. Общество может быть спокойно, когда сохраняется правильное соотношение частей. Залогом этого является соответствующее воспитание людей. Среди воспитуемых добродетелей особое место принадлежит ритуалу (ли), то есть знанию и соблюдения правил, предусмотренных на всякий случай жизни.

Именно принцип соблюдения ритуала лежит в основе этики Конфуция. Сам Конфуций слыл великим знатоком ритуалов и этикета. Главным принципом этики Конфуция стало правило золотой середины: избегать крайностей в деятельности и поведении.

Конфуций также провозгласил знаменитое «золотое правило этики», которое можно сформулировать так: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Конфуцианству было противопоставлено другое влиятельное соц. – политическое учение Моизм. Основателем его был философ Мо – цзы, первоначально бывший сторонником конфуцианства, но затем выступивший с его критикой. Основной идеей моизма являлась идея примата коллективного над индивидуальным. Строго иерархичному обществу Конфуция Мо – цзы противопоставляет недифференцированную народную массу, ритуалам, которые считал расточительными, утилитарнее поведение.

Еще одной влиятельной школой древнекитайской философии был Легизм – учение, созданное советниками императора - Шан Ян и Хань Фей-цзы. Отправной точкой размышления легистов была уверенность в изначально злой, дурной природе человека, которую невозможно обуздать ничем кроме закона, действующего методами поощрения и наказания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково содержание древнеиндийской концепции перевоплощения? 2. Какие священные тексты лежат в основе древнеиндйской философии? 3. Кто был основателем Буддизма? 4. Каково знаменитое «золотое правило» этики Конфуция?

 

 

Глава 2 Философия Античности

Специфика древнегреческой цивилизации. Периодизация античной философии. Космологизм ранней греческой философии. Досократики: Фалес, Гераклит, Парменид, Демокрит. Учение об обществе и человеке: софисты и Сократ. Учение о мире идей Платона. Метафизика Аристотеля. Основные школы эллинистической и римской философии.

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Обычно в античной философии выделяют три периода:

Первый, период натурфилософии (6 в. до н. э.) – на первый план выходят проблемы философии природы. Первый период заканчивается появлением философии Сократа, которая кардинальным образом изменила характер античной философии, поэтому его также называют периодом досократиков.

Второй период – период классической античной философии (4­ – 5 вв. до н. э.), связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля.

Третий период – эллинистически-римская философия (3 в. до н. э. — 6 в. Н. э.), развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, представлена такими течениями, как эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм.

Основной чертой античной философии в первый период является космоцентризм, опирающийся на традиционные для греков представления о мире как гармоничном единстве, отраженные в самом понятии «космос». Все усилия представителей ранней античной философии были сосредоточены на постижении причин происхождения материального мира, выявление источника его гармоничного устройства, некоторого руководящего принципа, который получил названия первоначала (архэ).

Ответы на вопрос о начале мира были различны. Так, представители милетской школы античной философии ­ Фалес и его ученики утверждали в качестве первоначала одну из природных стихий. Такая позиция в истории философии носит название наивного натурализма.

Фалес утверждал, что все происходит из воды, Анаксимен – из воздуха, Анаксимандр предлагает вариант эфира «апейрон».

Представитель города Эфесса, великий философ Гераклит, который считается создателем диалектики – теории развития, также предложил свой вариант первоначала – Логос – огненное первоначало и в то же время мировой порядок.

Основой учения Гераклита являлась проблема противоположностей. Он открывает, что мир состоит из борющихся противоположностей и эти противоположности соотносительны (не существует верха без низа, права без лева и др.). Гераклит использует образ войны для описания борьбы противоположностей: «Война всеобща» - пишет он. Однако Гераклит замечает не только борьбу, но и единство противоположностей. По его мнению противоположности являются причиной движения, развития, изменения мира. Он описывает вселенную как поток – нечто вечно становящееся, движущееся, текучее и изменяющееся. Гераклит считал, что борьба противоположностей предстает гармонией и единством если смотреть на мир в целом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных