Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть I История философии 4 страница




Базис и надстройка составляют исторически определенный тип общества, который Маркс и Энгельс называют общественно-экономической формацией. Всего в марксизме выделяют пять основных формаций, каждая из которых отличается особым типом производства, который состоит из уровня развития производительных сил и характера производственных отношений (то есть отношений, в которые вступают люди в процессе производства). Выделяют:

1. Первобытнообщинный строй (низкий уровень развития производительных сил, зачатки производственных отношений)

2. Рабовладельческая формация (основа производства – отношения раба и господина)

3. Феодальная формация (производственные отношения между феодалом и крепостным крестьянином)

4. Капиталистическая формация (основные производственные отношения между буржуа и наемным рабочим)

5. Коммунизм (свободный союз личностей)

Общество развивается, согласно Марксу, по тем же законам диалектики, что были сформулированы Гегелем для описания саморазвития абсолютной идеи. Однако Маркс наполнил диалектику Гегеля совершенно иным, социальным, содержанием. Источником развития общества, по его мнению, выступают противоречия. Прежде всего, это касается противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Действительно, производительные силы общества растут. Человек постепенно получает возможность производить большее количество благ, затрачивая на это меньше труда: ручной труд оснащается инструментами, начинается использование тяглового скота и сил природы, изобретаются и строятся сложные механизмы, человеческий труд сменяется работой роботов и автоматов. Ремесленные мастерские сменяются мануфактурами, которые затем уступают место фабрикам и заводам. Однако развитию производительных сил общества должно соответствовать развитие производственных отношений. Когда оно отстает, в обществе формируется конфликт, разрешение которого является скачком на новый этап развития.

Еще одним значительным направлением неклассической философии стал позитивизм. Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Другими представителями позитивизма являются Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

Философия Конта, также как и марксизм, стала попыткой переосмысления гегелевской диалектики. Сохраняя принцип историзма, Конт отказался от идеализма и рационализма. Он попытался поставить философию на твердую научную основу, предполагая, что истинное знание может быть получено лишь на основе эмпирически проверенных данных.

Размышляя о развитии человеческой культуры, Конт вывел так называемый «закон трех стадий». Согласно этому закону, человеческое мышление последовательно проходит три стадии развития: теологическую (все объясняется богами), метафизическую (все выводится из умопостигаемых, идеальных сущностей) и позитивную (знания достигаются эмпирическими методами). Позитивная стадия соответствует появлению и развитию науки в Новое время. Следовательно, именно позитивное (научное) знание является достоверным.

Философия, в таком случае, должна отказаться от претензии на статус «сверхнауки» или «царицы наук». Функция философии в структуре позитивного знания, по мнению Конта, – лишь обобщение данных наук.

Английский мыслитель Герберт Спенсер продолжил развитие идей позитивизма. Он попытался объединить традиции английского эмпиризма и философию И. Канта. Спенсер отстаивал описательный характер науки. Наука может познавать лишь сходства и различи между чувственными восприятиями, проникнуть же в сущность явлений она не в состоянии.

Основной идеей позитивизма Спенсера является концепция эволюции. Прослеживая этот процесс во всех явлениях природы и общества, Спенсер сводит его к простейшему движению мельчайших частиц, склонных к соединению и рассеянию.

Как результат критики рационализма 18 века возникает иррационализм. Представители этого философского направления отрицали наличие логических связей в природе и возможность восприятия мира как целостной закономерной системы.

Известным представителем иррациональной философии был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). Его философия пессимизма долгое время не привлекала внимания читателей и мыслителей. Однако пессимизм оказал значительное влияние на последующие философские направления, такие как философия жизни или русская религиозная философия.

Шопенгауэр противостоял классическому рационализму, отвергая идеи прогресса и разумного устройства мира. Рациональному познанию он противопоставлял мистическую интуицию.

Развивая кантовскую концепцию вещи в себе, Шопенгауэр утверждал, что разделение на субъект и объект в процессе познания является лишь некоей внешней видимостью, элементом мира как представления (феномена). Непознаваемой сущностью мира, лежащей в его основе является воля. Воля понимается Шопенгауэром как некая реальность, недоступная познанию (аналогичная понятию вещи в себе в философии И. Канта). Единая воля является источником всех существующих в мире сил. Она проявляется во множестве различных объективаций. Одной из объективаций воли является и человек, обладающий вследствие этого индивидуальной волей. Эту волю Шопенгауэр описывает как волю к жизни.

Воля всегда должна находиться в состоянии стремления, поскольку это является ее сущностью. При этом воля не имеет какой-либо конечной цели, к которой нужно было бы стремиться. Вследствие этого воля не может достичь какого-либо удовлетворения от достигнутого. Относительно человека это положение означает невозможность достижения счастья.

Единственны способ избежать страданий – это уничтожение индивидуальной воли и выход в небытие. Это возможно, по Шопенгауэру, через чувства справедливости и сострадания.

Еще одним представителем иррациональной философии 19 века стал немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 – 1900). Развивая идеи Шопенгауэра Ницше вводит понятие воли к власти как надиндивидуального космического начала, движущей силы мирового развития. Воля к власти проявляется в поведении каждого человека. Это стремление к экспансии, захвату, владению. Даже когда человек стремится к освобождению от власти, Ницше усматривает в этом волю к власти.

Воля к власти способствовала развитию обезьяны и превращению ее в человека. Она же способствует преодолению человеческого в самом человеке и формированию сверхчеловека. Сверхчеловек – это следующая степень развития. Его воля и поступки находятся за гранью добра и зла и не могут оцениваться при помощи норм морали и права.

Однако не стоит ассоциировать ницшеанскую концепцию сверхчеловека с более поздними построениями нацистской идеологии. Сверхчеловек не является представителем какой-либо расы, национальности, нации или социального класса. Он одинок по своей природе, и как бы исключен из общества. Его поступки задают нормы человеческого общества как деяния героев мифов и пророков.

Стремление к выявлению иррациональных сил, управляющих природными и социальными процессами, было свойственно не только философии 19 века, но и науке того времени. В рамках экономики Карл Маркс формирует представление о глобальных социальных и экономических процессах, действующих «поверх» совокупности индивидуальных воль членов общества.

Выражением тех же тенденций в психологии стала теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд, австрийский психолог и психиатр, опроверг представления рационалистов о целостности человеческой психики. Фрейд описывал внутренний мир человека как поле борьбы между различными психическими инстанциями: «Я», «Сверх-Я» и «Оно».

В теории Фрейда сознание, то есть та осознаваемая часть психической деятельности, которая ассоциируется с человеческой личностью, обозначается как «Я». В свою очередь, ему противопоставляется «Оно» – бессознательная сила, лежащая в основе психической деятельности как таковой. «Оно» является совокупностью влечений человека, а также источником либидо – психической энергии, имеющей сексуальный характер. «Оно» также противостоит «Сверх-я», совокупность социальных норм, усвоенных человеком вследствие жизни в обществе.

По мнению Фрейда, основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, иррациональные по своей природе. Эти влечения подавляются социальными нормами и контролем сознания человека, что приводит к конфликту между различными психическими инстанциями. Подавление влечений, с одной стороны, обуславливает возможность такого процесса как сублимация – использование освободившейся вследствие подавления влечений сексуальной энергии для иных целей (искусство, наука, спорт и т. д.). Однако, с другой стороны, именно подавление влечений является, по мнению Фрейда, причиной психических заболеваний различного рода.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные черты неклассической философии? 2. Кто является основателем философии пессимизма? 3. Каков основной термин философии Фридриха Ницше? 4. Каковы основные идеи психоанализа?

 

Глава 8. Современная философия

 

Феноменология Э. Гуссерля. Возникновение и развитие экзистенциализма. Философия ничто Ж.-П. Сартра. Философия Бытия М. Хайдеггера. Основные идеи структурализма. Структурная антропология К. Леви-Стросса и дискурсивный анализ М. Фуко. Основные идеи неопозитивизма.

Современная философия возникла и формировалась в эпоху глобальных потрясений для европейской цивилизации и человечества в целом. Кровопролитные мировые войны, геноцид, концентрационные лагеря, тоталитаризм, гонка вооружений и угроза ядерной войны как итога существования человека на земле побудили мыслителей переосмыслить основы нашего мировоззрения. Критика классического рационального мышления, начатая в 19 веке, превратилась в попытки формирования принципиально иной модели мышления, которая стала бы альтернативой классической рациональности.

Одним из наиболее влиятельных направлений философии 20 века стала феноменология. Основателем феноменологии является немецкий мыслитель Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Гуссерль стремился придать философской теории черты строгой науки. Сферой интересов Гуссерля как мыслителя была философия сознания и познания. Рассматривая сознание человека, Гуссерль заявляет, что его основным свойством является интенциональность – состояние направленности на какой-либо объект. Таким образом, сознание человека всегда дано нам как сознание нечто познающее, направленное на что-либо. То, что познается сознанием, Гуссерль называет феноменами. Однако, Гуссерль отказывается от классического определения этого термина, предполагающего, что феномен – это явление, за которым скрывается сущность или ноумен. По Гусселю феномен – это явление, которое указывает само на себя, за ним не скрывается никакой сущности.

С точки зрения Гуссерля, человек воспринимает мир при помощи естественной установки, предполагающей наделение окружающих человека объектов множеством различных практических и ценностных характеристик или смыслов. Гуссерль рассматривает эти смыслы как предрассудки, мешающие истинно научному взгляду на мир. Выдвигая лозунг «Назад к предметам!», Гуссерль предлагает очистить сознание при помощи особого рода операции – феноменологической редукции. Эта операция позволит избавиться от естественной (наивной) установки и достигнуть чистого сознания.

Еще одним значительным направлением современной философии является экзистенциализм. Экзистенциализм (от лат. exsistentia –существование) – это философия, изучающая человеческую личность. Экзистенциалистов особенно интересуют те специфические чувства и состояния, которые переживает человек в процессе существования: тревога, страх, забота, отчаянье, любовь и т. д. Основными представителями философии экзистенциализма считаются: Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Г. Марсель.

Экзистенциализм является философией кризисного периода. Шок, который испытало европейское общество после первой мировой войны, породил кризис рациональной мысли в философии. Человек осознавал себя уже не как существо разумное и рациональное, но как существо конечное по своей природе.

Хрупкий, конечный человек экзистенциалистов лишен оснований. Вера в прогресс и гносеологический оптимизм сменяются страхом и ощущением бесцельности существования. Цели человеческой жизни изначально задаются глобальными структурами, такими как бог, абсолютная идея, субстанция, мир идей и т. д. Когда же существование таких структур подвергается сомнению, возникает ощущение абсурда. С одной стороны человек оказывается свободен, а с другой – эта свобода ему уже не нужна. Не случайно экзистенциалисты называли своим предтечей русского писателя Ф. М. Достоевского, один из персонажей которого вопрошал: «Если Бога нет, то все позволено?»

Одним из наиболее известных представителей экзистенциализма был французский мыслитель, писатель и общественный деятель Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Философские идеи Сартра во многом являются переосмыслением феноменологии Э. Гуссерля. Используя феноменологический метод, Сартр пытается выявить основные характеристики человеческого существования. В своей основной работе «Бытие и Ничто» он выделяет два основных типа бытия: бытие-в-себе и бытие-для-себя. Основное свойство первого – самотождественность. Бытие-в-себе – это природный мир, окружающий человека. Бытие-для-себя характеризует специфически человеческий способ существования, для которого свойственны недостаточность, нетождественность себе. Человек, по мысли Сартра, есть ничто, пустота, отсутствие. Это означает, что человек ничем не детерминирован, «выключен» из совокупности причинно-следственных связей. Он абсолютно свободен, поскольку его «существование предшествует сущности». Человеческая судьба оказывается принципиально незавершенной, поскольку ее определяет не прошлое, а будущее.

Еще одним известным представителем экзистенциализма был немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер (1889 – 1976). Хайдеггер был одним из ближайших учеников Э. Гуссерля. Он попытался продолжить проект Гуссерля по изучению свойств человеческого сознания. Одной из основных тем человеческого сознания является тема переживания человеком времени. Хайдеггер критикует классическую традицию, считая истинный смысл бытия был утерян. Понимание бытия как вневременного созерцания является неверным, по мнению Хайдеггера. Такое понимание абсолютизирует момент настоящего, который скрывает от человека факт его конечности.

Только осознавая свою конечность, связав настоящее с прошлым и будущим, человек может осознать истинное бытие. Такие чувства как страх, забота, решимость, совесть, вина выполняют эту функцию в человеческой жизни.

Преодоление метафизики, вырвавшей человека из бытия, Хайдеггер видит в языке. «Язык есть дом бытия», - утверждает Хайдеггер. По его мнению, в глубинах языка скрывается истина, возможность верного отношения к миру. Поэтому необходимо вслушиваться в язык, отказавшись от того, чтобы рассматривать его лишь как инструмент. Ведь, по убеждению Хайдеггера, на самом деле не человек говорит на языке, а, наоборот, язык говорит через и посредством человека.

Еще одним значительным направлением философии 20 века стал структурализм. Основателем этого направления принято считать французского этнографа, социолога и мыслителя Клода Леви-Стросса (1908 – 2009). Леви-Стросс, будучи профессиональным этнографом, организовал множество экспедиций в Южную Америку, где изучал быт и поведение первобытных племен. На основе богатого материала он создал междисциплинарную теорию, названную структурной антропологией.

Леви-Сросс предполагал возможность рассмотрения антропологии и этнографии как частей семиотики, то есть науки о знаках. Это возможно, поскольку в основе различных проявлений человеческого мышления и поведения (структур родства, особенностей расселения, структур языка) лежат одни и те же структуры. Эти структуры содержатся в бессознательном и действуют помимо воли индивидуального человека.

Совместно с лингвистом Романом Якобсоном Леви-Стросс попытался переложить модели изучения языка в лингвистике на материал этнографии. Результаты этого исследования были положены в основу структурализма – философского направления, исследующего глобальные структуры, определяющие мышление и поведение человека.

Другим известным представителем структурализма был французский мыслитель Мишель Фуко (1926 – 1984). Фуко сделал объектом исследования научное знание. Фуко разработал особый метод изучения знания, который называл археологией знания. Суть этого метода состоит в рассмотрении знания как речи, то есть как совокупности высказываний. Интерес Фуко при этом вызывают не сами высказывания, но обстоятельства их появления, те факторы, которые определяют, какие высказывания появятся, а какие нет.

Изучая историю развития научного знания, Фуко выявил глобальные структуры, определяющие характер этого знания в данную эпоху. Такие структуры Фуко называл эпистемами (от греч. επιστήμη – знание). Фуко наметил контуры трех основных эпистем европейского знания, последовательно сменяющих друг друга: ренессансная, классическая и современная.

Каждая эпистема, в свою очередь, состоит из множества дискурсов. Дискурс – один из основных терминов философии Фуко. Дискурс – это совокупность высказываний, имеющих общие условия появления. Дискурсивный анализ, метод разработанный Фуко для изучения дискурсов, предполагает выявление таких условий появления высказывания как: позиция говорящего, формы высказывания, объекты относительно которых что-либо говорится и т. д.

Еще одним из основных направлений философии 20 века является неопозитивизм или третий позитивизм. Представители этого философского направления объединили главные положения позитивизма с основами математической логики. Основные идеи неопозитивизма были высказаны участниками так называемого Венского кружка – неформального объединения ученых, существовавшего в Вене в середине 20 годов.

Одним из наиболее известных участников этого кружка был австрийский философии Людвиг Витгенштейн. Витгенштейн предполагал, что мир устроен так же, как и математическая логика. Мир, по мнению Витгенштейна, это не совокупность вещей или событий, но совокупность фактов, причем фактов языка. Из этого следует, что адекватность познания человеком окружающего мира зависит от ясности и точности его языка.

Бытовой язык (а также частично и язык науки) содержит много путаницы и неясностей. Вполне возможно, что основные проблемы философии и науки являются лишь проблемами языка. «Исправление» языка в этом случае может помочь решению этих проблем.

Под исправлением Витгенштейн имел ввиду подчинение языка обыденности нормам формальной логики. Те моменты языка, которые не соответствуют нормам логики, следует обойти молчанием. Об этом свидетельствует знаменитая фраза Витгенштейна: «О чем невозможно говорить (логично), о том следует молчать».

Вопросы для самоконтроля:

1. Основателем какого направления современной философии является Э. Гуссерль? 2. Назовите основных представителей экзистенциализма. 3. На основе материалов какой науки была создана философия структурализма? 4. Какие идеи относительно языка и речи были высказаны в рамках философии неопозитивизма?

 

 

 

 

Часть II Человек и общество

Глава 1. Философия о происхождении и сущности человека

 

Специфика философского рассмотрения проблемы происхождения человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Телесное и духовное в человеке. Человек и общество: родовая сущность человека. Проблема личности. Конечность индивидуального существования и смысл жизни.

Несомненно, что проблема человека является одной из важнейших в философии. Человек всегда размышлял в надежде найти смысл собственного существования, понять, как и для чего дана ему жизнь. Ведь понимание собственной природы определяет всю жизнь человека, его поведение, познание им окружающего мира. Именно поэтому основатель немецкой классической философии И. Кант называл основным вопросом философии вопрос «Что такое человек?». Кроме того, существует особенность философского осмысления человека, делающая его уникальным объектом изучения. Дело в том, что человек в процессе познания своей сущности является одновременно и объектом и субъектом познания.

Философской дисциплиной, исследующей сущность человека, является философская антропология. Одним из основных ее вопросов является вопрос о происхождении человека. Ответ на него во много определит ответ на другой вопрос – о сущности человека.

Существует несколько основных версий происхождения человека или антропогенеза. Наиболее ранней является религиозная концепция антропогенеза, согласно которой человек появился в результате акта божественного творения. Не подвергаемая сомнению в рамках религии, эта версия критикуется и отвергается большинством ученых как недоказуемая.

Другой не менее распространенной версией происхождения человека является теория эволюции, предложенная в 19 веке английским натуралистом Чарльзом Дарвином. По мнению ученого, человеческое существо возникло в результате процесса развития живых организмов, продолжавшегося миллионы лет. В результате воздействия сил естественного отбора на живые организмы, происходит селекция живых существ, которые наиболее приспособлены к окружающей среде. Так возникают новые виды живых существ, также возник и человек. Он произошел от одного вида человекоподобных обезьян (гоминидов).

Впрочем, эта версия происхождения человека также имеет множество спорных моментов. Ее критики отвергают возможность происхождения вследствие действия слепых сил природы столь сложного образования как организм, а тем более разумное существо. Существует и другая версия происхождения человека – теория панспермии, согласно которой человек, как и все другие существа, был занесен на планету Земля из космоса.

Однако, как теория эволюции, так и теория панспермии не учитывают того факта, что процесс формирования человека не заканчивается с возникновением живого существа вида Homo sapiens. Не менее важной частью развития человека является формирования его личности, образование общества и развитие культуры. Основатели марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что формирование человека невозможно вне общества и культуры. Поэтому следует говорить о едином процессе формирования человека и общества – антропосоциогенезе. Основным фактором антропосоциогенеза Маркс и Энгельс считали трудовую деятельность человека. Именно совместная созидательная деятельность способствовала формированию общества и развитию человеческого сознания.

Действительно, известно, что человек, с точки зрения современной науки, является результатом долгого процесса развития. Причем развития сразу в двух направлениях: биологического, продуктом которого стал человеческий организм или тело, и социального, в результате которого сформировалась психика человека, его личность (душа). Каждый человек обладает индивидуальностью, то есть набором специфических черт, отличающих конкретное существо (как врожденных, так и приобретенных). При рождении человек обладает лишь биологическим компонентом. Он является индивидом – рядовым членом человеческого рода. Социальные черты индивид приобретает в течение жизни в обществе. Человек становится личностью в ходе процесса социализации – постепенного усвоения социальных норм. Личность в этом отношении представляет собой человека, вовлеченного в общество, вступающего в различные социальные отношения, усвоившего различные социальные роли и нормы. Именно поэтому К. Маркс, развивая концепцию трудового антропогенеза говорит о человеке как «совокупности его социальных связей». Как говорится в пословице: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Одной из основных характеристик человеческого бытия является факт его конечности. Действительно, человек является единственным существом на земле, которое знает, что умрет. Таким образом, важен даже не сам факт конечности человека, сколько осознание этого.

Великий французский философ Блез Паскаль определил человека как «мыслящий тростник», объединив в этом выражении два основных принципа существования человека. Он писал: «Человек самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознает свою смерть; вселенная же не ведает своего превосходства над человеком».

Что дает человеку осознание неизбежности собственной смерти? Прежде всего, оно заставляет человека ценить каждое мгновение своей жизни, воспринимать ее как высшую ценность. Следствием этого является стремление человека оправдать свое существование, доказать, что он не провел годы своей жизни пустую.

Этот момент человеческого самосознания чрезвычайно важен, поскольку побуждает человека искать смысл своей жизни, некую конечную цель, выполнение которой «оправдает» его существование. Именно стремление «оправдать» свое существование стоит за развитием техники, науки, культуры и искусства.

С другой стороны, осознание конечности побуждает человека к отождествлению себя с человеческим родом в целом. Индивид стремится к бессмертию, которое достижимо лишь на пути продолжения рода. Мы можем стать бессмертными в своих потомках. Таким образом, осознание мрачной перспективы каждого человека лежит в основе организации общества и культуры.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенность человеческого бытия? 2. Как произошел человек? 3. Каковы отношения человека и общества? 4. Какое значение имеет осознание смерти для человека?

 

 

Глава 2. Общество как структура

 

Понятие общества. Различные концепции происхождения общества. Природа общественных отношений. Социальная система и ее характерные черты. Гражданское общество и правовое государство.

В широком смысле слова под обществом понимают обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой особую форму жизнедеятельности людей. Изучению общества посвящена такие философские дисциплины как социальная философия и философия истории.

Существует несколько различных точек зрения на происхождение общества. Одна из самых ранних концепций объясняет происхождение общества действием внесоциальных сверхприродных сил: бога, мирового разума или мира идей. Другую версию предложил древнегреческий мыслитель Аристотель, по мнению которого возникновение общества является следствием неких «социальных инстинктов» человека. В своем трактате «Политика» Аристотель определяет человека как «политическое существо». Этим определением он зафиксировал тот факт, что человек изначально имеет потребность в общении и взаимодействии с себе подобными.

В философии нового времени сформировалась концепция общества как результата заключения договора между людьми. Иную теорию представил классик диалектического материализма К. Маркс, описывая общество как результат взаимодействия людей в ходе труда, то есть деятельности по производству различных благ.

Под общественными отношениями в широком смысле слова подразумевают все виды отношений, возникающие между людьми (в том числе и межличностные). В узком, специфическом смысле слова общественные отношения – это отношения, возникающие между большими социальными группами (такими как класс, сословие, этнос и т. д.).

Природа общественных отношений характеризуется некоторой двойственностью. Большие группы состоят из индивидов. Следовательно, отношения больших групп представляют собой множество отношений отдельных индивидов их составляющих. Человек как существо разумное и целенаправленное совершает определенные поступки и достигает определенных результатов. Однако совокупность поступков множества индивидов приводит в итоге к таким результатам, которые они никак не могли предвидеть. Следовательно, общественные отношения нельзя свести к простой сумме индивидуальных отношений. Общественные отношения действуют как бы над и сверх воли отдельного человека.

В таком случае, поступки отдельных людей могут не соответствовать общей динамике общественных отношений. Например, между классами буржуазии и пролетариата существует борьба. Это естественно, поскольку рабочие и буржуа обладают различными, а зачастую и противоположными интересами. Однако это не делает обязательной ситуацию конфликта между рабочим и работодателем.

Совокупность общественных отношений образует социальную систему. Социальная система – это термин, призванный описать общество как совокупность элементов в их единстве и взаимосвязи. В зависимости от специфики конкретных отношений можно выделить несколько различных сфер общественной жизни:

- экономическая

- социальная

- политическая

- духовная

Основой социальной жизни считается экономическая сфера – совокупность отношений по производству, распределению и потреблению материальных благ. Можно сказать, что экономическая сфера является системообразующим элементом и определяет структуру других сфер общества. Социальная сфера предполагает деление общества на группы по общественно значимым признакам (пол, возраст, профессия, национальность и т. д.). Политическая сфера – это сфера управления обществом, а также соотнесения интересов различных социальных групп. И, наконец, духовная сфера, которая охватывает комплекс отношений между людьми в процессе производства духовных ценностей, обмена ими и удовлетворения духовных потребностей человека.

Социальная система возникает в ходе институционализации – процесса образования устойчивых форм человеческой деятельности и взаимодействия. Имеется ввиду процесс формирования правовых, моральных, религиозных норм, социальных ценностей и идеалов, определяющих как нужно поступать индивиду в той или иной ситуации. Основными являются правовые нормы, гарантом соблюдения которых выступает государство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных