Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть I История философии 5 страница




Своеобразным идеалом общественного устройства в западной социальной философии стало сочетание гражданского общества и правового государства. Правовым называют государство, обеспечивающее верховенство закона на своей территории, соблюдение прав и свобод личности, а также взаимную ответственность личности и государства. В свою очередь, гражданское общество – это общество, состоящее из людей, имеющих высокое развитие политического и правового сознания. Порядок в таком обществе (соблюдение моральных и правовых норм) поддерживается усилиями самих граждан, а не формами государственного принуждения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение общества. 2. Что собой представляют общественные отношения? 3. Какая из сфер общественной жизни является основой общества? 4. Дайте определение правового государства.

 

 

Глава 3. Культура и цивилизация

 

Сущность культуры, ее генезис и виды. Понятие цивилизации. Соотношение цивилизационного и формационного подходов. Понятие истории. Характер и направление исторического развития.

Одним из самых многозначных терминов социальной философии можно без преувеличения назвать понятие культуры. В современной литературе существует более 200 определений этого термина. Само слово культура изначально обозначало возделывание земли с целью приспособить ее для нужд человека. Одним из первых употребил термин культура в значении, близком к современному римский мыслитель Марк Туллий Цицерон.

В широком смысле культура – это совокупность программ человеческой деятельности, поведения и общения, способствующих сохранению, воспроизведению и изменению социальной жизни. Культура характеризует образ человеческой жизни, это совокупность знаний, навыков и умений, которыми обладает человек. Культура – это все множество традиций и обычаев, социальных и религиозных норм, но также и достижения техники и технологии. В узком смысле слова под культурой подразумевают уровень или степень развития, достигнутая конкретным индивидом или сообществом в освоении какого-либо вида деятельности (культура труда, культура речи и т. д.).

Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Под материальной культурой понимают совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности. Элементы материальной культуры называют артефактами. Таким образом, к материальной культуре относят все материальные объекты, созданные человеком.

Напротив, термин «духовная культура» обозначает совокупность результатов духовной деятельности человека. Духовная культура объединяет идеальные объекты, созданные человеком: идеи, знания, язык, обычаи, искусство, науку и так далее.

Другой распространенный термин социальной философии – цивилизация, зачастую употребляется как синоним понятия «культура» или обозначает определенную стадию развития культуры. Однако термин «цивилизация» имеет и самобытные черты. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) это существующая длительное время совокупность народов и стран, обладающих общими чертами и единым социокультурным своеобразием. В этом контексте можно говорить о европейской цивилизации или цивилизации индейцев Майя.

Основы цивилизационного подхода были заложены в работах таких мыслителей как Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби. В работах этих мыслителей цивилизация предстает своеобразным живым организмом, имеющим определенные стадии развития: рождение, взросление, старение и смерть. Некоторые представители цивилизационного подхода отвергают существование всемирной истории как единой линии развития человечества и выделяют определенное количество (от семи до двадцати одной) локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою историю. Другие представители, например А. Тойнби, считают возможным взаимодействие и преемственность между цивилизациями, а, значит, и возможность глобального исторического процесса.

Альтернативой цивилизационному подходу стоит считать формационный подход, созданный классиками диалектического материализма Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Общественно-экономическая формация – это определенный этап развития общества. Однако, если цивилизация характеризуется техническим развитием общества, то основной чертой общественно-экономической формации является определенный уровень экономического развития. К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли пять основных формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) и одну дополнительную (так называемый азиатский способ производства). Преимуществом формационного подхода является целостное представление исторического процесса развития общества, отдельными этапами которого и являются формации.

Понятие истории является одним из основных в философии. История – это глобальный процесс временной последовательности событий. Обычно под историей подразумевают историю человеческого общества, однако природа также имеет свою историю. Изучение истории общества в рамках философии включает решение вопросов о смысле истории, направленности исторического процесса, движущих сил истории.

Так, вопрос о направлении исторического процесса осмысляется в терминах прогресса и регресса. Предполагается, история человечества представляет собой процесс развития от менее сложных форм к более сложным, то есть является прогрессом. Однако, в истории нередки случаи отката в развитии общества к предыдущим, уже пройденным стадиям развития или даже развития от сложных форм организации общества к более простым, то есть регресса.

По характеру историческое развитие общества может быть как эволюционным, так и революционным. Эволюция предполагает постепенное накопление изменений, в то время как революция предполагает взрывной характер изменений. Наиболее интересным представляется вопрос о движущих силах истории. Основные позиции в этом вопросе представлены фатализмом и волюнтаризмом. Волюнтаризм отводит решающую роль в развитии общества воле человека. Волюнтаристы предполагают, что в основе событий, изменяющих общество, всегда стоят сильные личности. Фатализм, напротив, предполагает наличие объективных закономерностей развития общества, изменить которые человек не в силах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию культуры. 2. Как соотносятся понятия культуры и цивилизации? 3. В чем различия цивилизационного и формационного подходов? 4. Каковы основные характеристики исторического процесса?

Глава 4. Человек перед лицом глобальных проблем

 

Современное общество как постиндустриальное. Понятие общества массового потребления. Техногенная цивилизация и глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество и единство исторического процесса.

Современное общество часто характеризуется как постиндустриальное. Этот термин, обозначающий стадию развития общества, был введен в научный оборот американским социологом Дэниелом Беллом. Белл опирался на традиционное в социологии разделение обществ на традиционные и индустриальные и добавил к нему третью стадию – постиндустриальное общество.

Традиционными в социологии называют общества, регулируемые традицией. Это общества аграрного типа, с преобладанием натурального хозяйства и стабильной социальной структурой, состоящей из нескольких сословий. Индустриальное общество обычно связывают с появлением крупного машинного производства, а также с ростом городов (урбанизацией), формированием экономики рыночного типа, появлением социальных групп предпринимателей и наемных рабочих. Формирование индустриального общества в Европе начинается в 17 – 18 веках.

С началом 20 века происходит научно-техническая революция. Научно-техническая революция или НТР – это важнейший этап развития индустриального общества, характеризующийся тем, что научные достижения начинают активно использоваться в технике, технологии и организации производства. Сочетание науки и техники резко ускоряет научно-технический прогресс. Именно с НТР связывают переход западного общества от индустриальной к постиндустриальной фазе развития.

Постиндустриальное общество характеризуется выдвижением сферы услуг и производства знания, широким применением информационных технологий на производстве и в быту (информатизация), постепенным размыванием социальных границ, возможным благодаря общедоступности главного ресурса постиндустриального общества – знания.

Постиндустриальное общество – это общество будущего. Оно, согласно теоретикам цивилизационного подхода, находится в стадии формирования. Однако не все мыслители столь оптимистичны в оценке перспектив современного общества. Так современные французские мыслители Жан Бодрийяр и Ги Дебор описывают современное общество как общество потребления, где безудержное стремление к индивидуальному потреблению способствует формированию соответствующих мировоззренических и жизненных установок.

Общество потребление является результатом развития капитализма. Рост доходов, развитие финансового сектора экономики (банковских услуг и услуг кредитования) приводят к возрастанию индивидуального потребления товаров. Характерной чертой общества потребления является то, что человек приобретает зачастую откровенно не нужные ему товары. Теперь уже не спрос рождает предложение, а наоборот, предложение стимулирует спрос. Обыватели стремятся приобрести вещи, покупка которых является самоцелью: «девайсы», «гаджеты», «брендовые» или «статусные» вещи. Формируется психология потребителя, фактически являющаяся синонимом отупения. Потребитель характеризуется низким уровнем культуры и слабо развитыми интересами за пределами самого процесса потребления. Такая психология порождает эффект безответственности, что особенно актуально в условиях техногенной цивилизации Запада.

Под техногенной цивилизацией понимают цивилизацию, целиком основанную на технике и технологии, направленную на изменение окружающей человека природы для нужд человека. Этому соответствуют представления о человеке как «царе природы», активном существе, преобразующем природу в своих целях. Именно с техногенным характером западной цивилизации, а также с психологией массово потребления связывают причины глобальных проблем, с которыми пришлось столкнуться человеку во второй половине 20 века. Целиком опираясь на технику и видя радость только в бездумном потреблении, человек истощил ресурсы Земли и загрязнил окружающую среду. В процессе борьбы за ресурсы он создал такие виды вооружения, которые грозят уничтожением всему человечеству и разрушением планеты.

Перед человечеством постоянно возникают многочисленные проблемы, требующие безотлагательного решения. Одни из них имеют локальный характер проявления, другие затрагивают крупные регионы мира. Особенностью глобальных проблем является то, что от их решения зависит судьба человечества в целом. Решение этих проблем требует международного сотрудничества и усилий всех стран мира.

Из всего многообразия глобальных проблем особо выделяется следующая совокупность: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энерго-сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы; охрана окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидация опасных болезней.

Попыткой разработки путей решения глобальных проблем занималась международная научная организация под названием «Римский клуб» под руководством итальянского экономиста Аурелио Печчеи. Доклады Римского клуба стали одной из первых попыток осмысления угрозы глобальных проблем. Содержание этих докладов предполагает, что решение глобальных проблем возможно только на пути создания мирового сообщества и осознания единства исторического процесса. Только в ситуации, когда каждое государство и каждый отдельный индивид будут понимать свою ответственность перед человечеством в целом, возможно принятие коллективных решений, действительно меняющих ситуацию к лучшему.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные черты постиндустриального общества? 2. Какие проблемы можно назвать глобальными? 3. Что такое научно-техническая революция? 4. Когда впервые были осмыслены глобальные проблемы современности?

 

Глава 5. Бытие и сознание

 

Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия. Бытие и небытие. Понятие материи. Материальное и идеальное. Проблема сознания. Сознание и познание.

Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные философские проблемы.

Содержание такой философской категории как «бытие» является весьма сложным.В самом широком смысле этим термином обозначают все существующее в мире. В этом смысле понятие «бытие» синонимично термину «сущее» или «существующее». Однако в ряде философских учений эти термины имеют различное значение, иногда даже противоположное. Основой значения категории бытия является акцент на факте существования вещей в противовес их содержанию.

Категория бытия как самостоятельное понятие была введена в оборот античными мыслителями, представителями элейской школы. Детально разработал содержание этой категории Парменид. Он определил бытие как идеальное, неизменное начало мира, сверхприродный принцип организации действительности.

Основными формами бытия являются:

1. Материальное бытие существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

2. Идеальное бытие существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

3. Человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие— состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Понятие материи является одним из основных в философии, однако определить его достаточно непросто.Характерными чертами материиявляются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

Материя постоянно движется, свойство движения заложено в самой материи (в качестве противоположностей). Свойство самоорганизации материи предполагает способность материи к созданию, самоорганизации без участия внешних сил.

Наиболее характерным является свойство материи располагаться в пространстве и времени. В противоположность материальным объектам, занимающим определенное место в пространстве, идеальные объекты обладают лишь свойством мышления и не занимают места в пространстве. На противопоставлении этих черт (мышления и протяженности) построено различение материального и идеального в философии.

Одним из идеальных объектов является сознание. Проблема сознания(механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой.Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме сознания:

1. Материализм, представители которого считают сознание особым прояв­лением материи, способностью высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя.

2. Солипсизм, крайняя форма субъективного идеализма, признающая реально существующим лишь сознание познающего субъекта.

3. Объективный идеализм, признающий существование материи и сознания, но отдающий последнему первичную роль.

4. Бихевиоризм, разновидность материализма, представители которой считали тезис о наличии у человека сознания недоказуемым, поскольку сознание невозможно наблюдать непосредственно. Вследствие такой позиции они предлагали изучать только поведение человека. В своих радикальных.

С точки зрения материалистической концепции сознания, его основным свойством является отражение. Отражениепо своей природе — это способность материальных объектов ос­тавлять в себе следы других материальных объектов при взаимо­действии с ними. В отношении деятельности человеческого сознания, процесс отражения реализуется в ходе познания.

Познание— процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть самого себя.

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания: Сторонники гносеологического оптимизма считают возможным познание человеком окружающего мира. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностикине верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Познающим субъектомявляется человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества. Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какая философская дисциплина изучает бытие? 2. Какое понятие является противоположным понятию «бытие»? 3. В чем заключается проблема сознания? 4. Каковы основные точки зрения на процесс познания в философии?

 

Литература.

 

Основная литература:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М., 2011

2. Спиркин А. Г. Основы философии: Учебное пособие. М., 2011

3. Губин, В.Философская антропология. М., 2010

 

Дополнительная литература:

 

1. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 2001

2. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 2001

3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?. М., 1991.

4. Сознание и теория мировоззрения. М., 2002

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

6. Лосев А. Ф. Платон. Аристотель. М., 1993

7. Асмус В. Ф. Платон. М., 1975

8. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира: учеб. пособие. М., 1999

9. Бердяев Н.Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991

10. Лосев, А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990

11. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1996

12. Феномен человека: Антология / Вступ. ст. П. С. Гуревича. М., 1993

13. Человек как философская проблема: Восток-Запад/ Отв.ред.Н.С.Кирабаев. М., 1991

14. Философия: Человек и жизнь: учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Н. С. Кожеуровой. М., 2002

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных