Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации студентам.




Университетское образование предполагает научение студента ответственному разговору о сути вещей. Для того чтобы человек мог вести совместный разговор его надо научить говорить. Понятное дело, всякий предмет требует этого действия для своего усвоения и серьезное обучение предмету означает научение разговору о нем. Однако есть предметы, которые, прежде всего, связаны с развитием именно этой способности у студента. Европейская традиция образования рассматривает как дело само собой разумеющееся включение в программу обучения этих предметов независимо от избранной специальности и предполагает начинать обучение будущих специалистов независимо от избранной ими специальности именно с этих дисциплин. Из истории европейского университетского образования хорошо известно, что обязательность обучения основным нормам аргументированной, разумной речи, формирование и развитие навыков ведения рациональной дискуссии, общения с аудиторией, ответственного отношения к слову долгое время считалось делом само собой разумеющимся, тривиальным, поскольку входило в состав тривиума. То есть входило в бесспорный комплекс дисциплин, изучение которых предшествовало всякому профессиональному обучению. Желательно различать тривиальное знание и банальное знание. Последнее имеет в виду избитые, часто упоминаемые и всем известные истины. Тривиальное знание далеко не банальное. Знание является тривиальным, потому что с него начинается обучение, потому что без освоения этого знания нельзя претендовать на овладение профессией.

Каждый человек владеет навыками правильных рассуждений, которые он усвоил вместе с языком в процессе многолетней практики речевого общения. Но эта «естественная» логика, дающая лишь некоторые интуитивные представления о правильности рассуждения, не только часто оказывается неспособной дать критику чужой аргументации, но нередко бессильна защитить и свою. Поэтому если человек выбирает в качестве своей профессии юриспруденцию, важным условием которой является ответственная речь, то есть правильность и строгость рассуждений, он должен эти правильность и строгость сделать предметом специального изучения и повседневного контроля. Ведь он должен быть уверенным, что сказанное сейчас согласуется со сказанным ранее, и он обязан понимать, что несет ответственность не только за то, что сказал, но и за то, что он не говорил, но что следует из сказанного им, а также и за то, что он, возможно, и не утверждал, но без чего сказанное им не может быть принято, как не имеющее остаточных оснований. В этом случае курс «Логика» может принести пользу.

При изучении логики на первом месте должно стоять не запоминание, а понимание и формирование практических навыков. Для этого не нужны дорогостоящие инструменты, сложная техника и особые условия. Разум и вербальное общение - родовые характеристики человека, за пределами которых его существование невозможно. Это его повседневные будни. Нужно лишь обратить на это свое внимание, направить на это свою волю, питаемую желанием стать настоящим специалистом в избранной вами профессии. Изучая каждую тему курса, стремитесь найти примеры, ее иллюстрирующие, в вашей жизни. Их без особого труда можно обнаружить в прессе, выступлениях ораторов, повседневном общении и, наконец, в сборниках упражнений, указанных в списке литературы. Совершенно необходимо дополнять изучение теоретического материала выполнением упражнений. Фиксируйте все, что вам не понятно при самостоятельном изучении темы, и эти вопросы выносите на семинары, задавайте преподавателю на лекциях.

Использование логикой символов, искусственного языка часто наводит студентов на ложную мысль о математической природе логики. В то время как различие между логикой и математикой существенно. Логику интересует форма правильного рассуждения, то есть форма реализованной в языке мысли. Искусственный язык используется в логике для того, чтобы вычленить форму, ту самую форму рассуждения, которая и является предметом изучения. Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах мира. Она тоже использует искусственный язык, чтобы вести речь о размере и пространственной форме, а не о размере и пространственной форме конкретной вещи, то есть, чтобы абстрагировать количественные отношения от их носителей. И математика, и логика, да и многие другие науки используют искусственные языки, но природа этих наук различна. Логика не ставит задачи измерить и сосчитать, она стремится понять и объяснить, как мы рассуждаем и как надо рассуждать, чтобы исходя из истинного знания, не приходить в процессе рассуждения ко лжи. Поэтому центральным понятием логики, на освоение которого следует обратить особое внимание, является понятие формы рассуждения.

Важным условием усвоения курса является последовательное изучение тем, поскольку изучение предшествующих тем необходимо для понимания последующих. Эту внутреннюю логику курса важно разглядеть. Во-первых, чтобы представить себе логику как целое, а не как хаотическое нагромождение сведений о формах рассуждения и правилах аргументации. Первое - это следствие и условие понимания, второе - печальный результат зубрежки, убивающей разум. Во-вторых, логика изучает язык, с помощью которого мы понимаем друг друга, и целостное представление о ней помогает лучше понять реальное функционирование языка. Хотя, конечно, знать основы логики для этого недостаточно. Функционирование языка изучается множеством наук, в обширном перечне которых логика, теория аргументации занимают достойное место. И последний методический совет принадлежит Августину: «Мнить, [а не знать], весьма постыдно по двум причинам: ведь не может учиться тот, кто убедил себя, что уже владеет знаниями, да и сама по себе самоуверенность является признаком малоодаренной души». К этому совету мы, конечно же, присоединяемся. Будьте критичны по отношению к себе самому. Это является условием интеллектуального и, в частности, профессионального развития.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных