ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
14 страница. [45] Представить это в качестве преступления — сенат, до поры до времени молчаливо поддерживавший Боэция[45] Представить это в качестве преступления — сенат, до поры до времени молчаливо поддерживавший Боэция, не пожелав порывать с Теодорихом, поддержал обвинение против Боэция и выступил с его осуждением. [46] Недостойно скрывать истину — См.: Платон. Государство VI, 485 с. [47] О подложных письмах — Боэций утверждает, что письма, адресованные императору Византии и якобы отправленные Альбином, на самом деле были написаны кем-то другим по распоряжению Теодориха, чтобы таким образом король получил возможность расправиться с неугодными ему сенаторами. [48] Надеялся на восстановление римской свободы — по-видимому, речь идет о том, что Боэций был обвинен в антиготских настроениях, стремлении восстановить былые привилегии и права римлян. [49] Гаем Цезарем, сыном Германика — римским императором Калигулой (37-41 гг. н. э.). [50] Цитата из Эпикура, сохраненная христианским писателем Лактанцием в его сочинении «О гневе божием», 13; 21. [51] Когда в Вероне — заседание сената, на котором был обвинен Боэций, происходило в Вероне, а не в столице Остготского государства Равенне. [52] В присутствии обвиняемого — Суд над Боэцием происходил в его отсутствие. [53] Отягчил совесть оскорблением святынь — Боэцию было также предъявлено обвинение в святотатстве, однако о том, в чем конкретно оно заключалось, источники не сохранили никаких свидетельств. [54] «Повинуйся богу» (греч.) — пифагорейское изречение. Боэций постоянно обращался к учению Пифагора в своих трактатах «Наставления в музыке» и «Наставления в арифметике». Приведенное Боэцием предписание Пифагора также встречается в сочинении Сенеки «О блаженной жизни». [55] Уподобить Богу — пифагорейско-платоновская мьсль о том, что углубленные занятия философией делают мудреца похожим на бога. Ср.: Платон. Теэтет, 176 b. [56] Святой тесть, заслуживший [всеобщее] уважение своими делами — Аврелий Меммий Симмах, знатный патриций, один из образованнейших людей своего времени, прославился своей честностью, справедливостью и другими высокими нравственными достоинствами. [57] Звездоносного мира создатель — Эти стихи, возможно, вдохновлены монологом Ипполита из трагедии Сенеки «Ипполит» (III, 957). Боэций сохраняет тему, структуру, литературные приемы монолога, но усиливает мотивы, связанные с богом, которого просит с помощью Провидения уменьшить превратности земного бытия людей. [58] Зефир — западный теплый ветер. [59] Сириус — наиболее яркая звезда летнего неба в северном полушарии. [60] Арктур — звезда из созвездия Большой Медведицы, видна на небе в зимнее время особенно ярко. [61] В котором господствует многовластие, как у афинян,— смысл этого выражения не совсем ясен. Оно может быть истолковано или как намек на некогда существовавшую афинскую демократию, либо как ссылка на имевший место в древних Афинах обычай подвергать неугодных людей остракизму (изгнанию). [62] Единому властелину, единому государю — Гомер, Илиада, II. 204. [63] Ср.: Цицерон. За Цецину, XXXIV, 100. [64] Созвездие Рака — зодиакальное созвездие, поднимается к зениту в июле. [65] См.: Утешение, I, пр. V, ст. 2. [66] Австр — порывистый южный ветер. [67] Вторит ей быстрыми или медленными ладами — Боэций разделял пифагорейско-платоновские представления о том, что музыка как проявление мировой гармонии связывает все проявления бытия и обладает огромным влиянием на души людей. См.: Боэций. Наставления в музыке, I, 2. [ Сложенная ларами — скорее всего, имеется в виду "домашняя", т.е. местная, национальная, "наша" музыка - S.O. ]. [68] Зачем ты пытаешься удержать стремительное движение вращающегося колеса? — Колесо — символ Фортуны, ее непостоянства, см. прим. 5; ср. Тибулл. Элегии, I, V. 70; Проперций, II, II; 18. [69] Эврип — пролив между Эвбеей и Беотией, был известен стремительностью и непостоянством своего течения, которые во шли у древних в поговорку. [70] Языком самой Фортуны — Боэций подражает Платону, который в диалоге «Критон» устами Сократа говорит от имени Законов. См.: Платон. Критон, 50а. [71] Крез — последний царь Лидии, государства в Малой Азии, из династии Мермиадов (560–546 до н. э.), славившийся своими несметными богатствами и удачливостью. Был побежден персидским царем Киром, который приказал сжечь его на костре, но костер был потушен внезапно разразившимся ливнем. См: Геродот. История, I, 75-83, 85-93. [72] Павел-Эмилий — римский консул, в 168 г. до н. э. победил при Пинде македонского царя Персея, который до этого одержал иесколько побед. Вернувшись в Рим для празднования триумфа, за несколько дней потерял обоих своих сыновей. Его судьба традиционно приводилась как пример непостоянства Фортуны. [73] Два сосуда, в одном из которых были заперты беды, а в другом — блага (греч). См: Гомер. Илиада, XXIV, 527. [74] В этих стихах Боэций обращается к мотивам, популярным в латинской поэзии. См: Овидий. Фасты, I; Гораций. Сатиры, I, 1; Клавдиан. Против Руфина, I. [75] Аквилон — сильный северный или северо-западный ветер. [76] Ср.: Данте. Божественная комедия, «Ад», V, 121—123. [77] Ср.: Сенека. Фиест, III, 447. [78] Эвр — западный ветер. [79] Ср.: Гораций. Оды, IV, IX, 45. [80] Ср.: Платон. Горгий, 493е. [81] Мотив, встречающийся у Ювенала. X, 19. [82] Тема счастливого (золотого или серебряного) века, когда люди отличались простотой нравов, традиционна для античной поэзии. Ср.: Сенека. Медея, I, 329. [83] Пурпуром окрашивали одежды правителей и высшей знати. В древнем мире центром производства пурпурной краски был город Тир в Сирии. [84] Критика мореплавания весьма распространена в латинской поэзии. См.: Вергилий. Буколики, IV; Тибулл. Элегии, I, V. [85] Труба войны — звук трубы возвещал о начале военных дей ствий. Ср.: Сенека. Октавий, 390. [86] В 451 г. до н. э. консулы по требованию народа сложили с себя власть. Вместо них были избраны децемвиры. В 305 г. до н. э. власть консулов была восстановлена. (Тит Ливии. История, 111,9). Далее Боэций очевидно имеет в виду изгнание царей из Рима и упразднение царской власти в 509 г. до н. э. (Тит Ливии. История, I, 5 сл.). [87] Ср.: Вергилий, Георгики, IV, 236. [88] Тема, характерная для стоиков, которые утверждали неза висимость морали. Ср.: Сенека. О благодеяниях, III, XX; Овидий. Трпстип, III, VII. [89] Бузирис — царь Египта, сын бога морей Посейдона, чтобы спасти страну от неурожая приносил в жертву чужеземцев. Геркулес убил у жертвенника самого Бузириса и его сына Амфидаманта. [90] Регул Марк Атилий — римский консул в период первой Пунической войны (264–241 гг. до н. э.). Был побежден карфагенянами. Цицерон. Об обязанностях, III, 27. [91] Имеется в виду римский император Нерон (54–68 гг.). Известен своей чудовищной жестокостью. Был убийцей своего брата, матери Агриппины и жены Октавии. Взирая на труп матери, Нерон хладнокровно разбирал достоинства и недостатки ее красоты. См.: Светоний. Жизнь двенадцати цезарей, XXXIV; Тацит. Анналы, XIV, IX. [92] Нот — западный дождливый ветер. [93] Ср.: Макробий, Комментарий к Сну Сципиона, I, 1. [94] Птолемей Клавдий — греческий астроном, живший во II в. н. э. Считал, что Земля является неподвижным центром вселенной. По свидетельству Кассиодора, Боэций комментировал учение Птолемея в своем трактате, посвященном астрономии. См.: Кассиодор. Варии, I, 45. [95] Во времена Марка Туллия — т. е. Цицерона (I в. до н. э.). [96] Определение вечности Боэций дает в «Утешении», V, пр. VI. [97] Эту историю, относя ее к Еврипиду, излагает Плутарх. См.: Плутарх, О благочестивой жизни, 532. [98] Возможно, имеется в виду утверждение Эпикура о том, что души людей также смертны. [99] Влияние пифагорейско-платоновского представления о земном теле как темнице души. Ср.: Платон. Государство, VII, 514ab. [100] Ср.: Сенека. Октавий, 960. [101] Гай Фабриций Лусцин — римский консул и легат. В 280 г. до н. э. участвовал в битве при Гераклее и вел переговоры с царем Эпира Пирром о выдаче военнопленных. Пирр, как утверждает молва, предлагал ему большие сокровища и звал его к себе на службу, но легат отказался. Фабриций стяжал славу человека честного, прямого и неподкупного. [102] Брут — Боэций, вероятно, имел в виду или Луция Юния Брута (VI в. до н. э.), который, согласно легенде, возглавил восстание против этрусского царя Тарквиния Гордого и основал в Риме республику (Тит Ливий. История, I, 5), или Марка Юния Брута (85–42 гг. до н. э.), римского политического деятеля, одного из убийц Цезаря. Потерпев поражение от Октавиана в сражении при Филиппах, Брут покончил с собой (Тацит. Анналы, I, 2; Плутарх. Жизнеописание Брута). [103] Катон — не вполне ясно, кого из двух знаменитых Катонов имел в виду Боэций. Катон Марк Порций (Старший) (234–149 гг. до н. э.), консул и цензор, известен тем, что был поборником старины и защитником аристократических привилегий. Снискал известность своими неизменными требованиями в сенате разрушить Карфаген, который был политическим соперником Рима. Вошел в историю как символ непреклонности. См. Плутарх. Жизнеописание Катона. Катон Марк Порций (Младший), или Катон Утический (96–46 гг. до н. э.), правнук Катона Старшего, римский политический деятель и философ — стоик, противник Юлия Цезаря. Когда Юлий Цезарь одержал победу, покончил жизнь самоубийством. См.: Плутарх. Жизнеописание Катона. [104] Связью единой скрепляет все лишь любовь в этом мире — представление о любви как связующем начале всего сущего, великой надмировой силе, управляющей космосом, характерно для античной философии. Так, например, древнегреческий философ Эмпедокл считал, что именно любовь гармонизирует мир, соединяя начала, разделенные враждой, в единое целое. Эта же идея пронизывает диалоги Платона «Тимей», «Федр». См. также: Аристотель. О небе, II, 2, 258 а; Лукреций Кар. О природе вещей, I, 1-40. Такими же представлениями о любви, лежащей в основе космической гармонии, почерпнутыми у любимого им Боэция, вероятно, руководствовался Данте, завершивший свою «Божественную комедию» словами: «Любовь, что движет солнце и светила», которые являются практически цитатой из «Утешения». [105] Не знают, по какому пути добраться до его обители — автор «Утешения» придерживается в данном случае платоновского учения о природе знания. Знание есть припоминание. До своего соединения с телом душа пребывала в «небесной обители» (аллегория чистой духовности), созерцая истинно сущее. Облекаясь в земное тело, душа забывает то, что она знала, однако в ней остается неопределенная память о том, что она когда-то созерцала, будучи приобщенной к божественной сущности. Восприятие земных вещей смутно напоминает душе позабытые ею образы. Ср.: Платон. Федр, 249 е; 250 b — d; Менон, 81 b — d; Федон, 75 е; Филеб, 346 с. [106] Ср.: Сенека. К Луцилию, 36; Аристотель. Метафизика, XII, 7; 1072, 3-10. [107] См.: Катулл, Элегии, II. [108] Декорат — помощник магистра оффиций при дворе остготс кого короля Теодориха. Вероятно, Боэций отказался от его услуг, когда занял пост магистра оффиций. [109] В давние времена кто-то заботился о продовольственных запасах народа — по-видимому, имеется в виду «praefectus annonае», в ведении которого в древнем Риме находились учет и распределение государственных продовольственных запасов. [110] Очевидно, в данном случае подразумевается Дамокл, фаворит сиракузского тирана Дионисия Старшего (405–367 гг. до н. э.). Дамокл превозносил счастливую участь Дионисия. В ответ тиран предложил ему на некоторое время поменяться местами. Несколько дней Дамокл блаженствовал, но однажды увидел над своим ложем меч, свисающий с потолка на лошадином волосе, который символизировал постоянную, непрекращающуюся опасность при кажущемся благополучии. Дамокл понял тщету счастья правителя, «дамоклов меч» вошел в поговорку. [111] Самого могучего среди придворных Антонин предал мечу — имеется в виду Папиниан, известный римский юрист, который отказался оправдать императора Каракаллу (186–217), убившего своего брата Гету. Папиниан был казнен по приказу императора. [112] Фула — остров, который по представлениям древних находился далеко на севере, там, где кончается земля. [113] «О слава, слава! Множество ничтожных людей сделала ты великими в глазах современников и потомства!» (греч.) Еврипид. Андромаха, 319–320. [114] Суждение об этом моего Еврипида — Еврипид. Андромаха, V, 42. [115] Высказывание Аристотеля, на которое ссылается Боэций, предположительно является выдержкой из утраченного сочинения Аристотеля «Протрептик», его передает сирийский неоплатоник Ямвлих со ссылкой на Аристотеля. [116] Линкей — один из аргонавтов, плававших под предводительством Ясона за золотым руном, друг Кастора и Полидевка — легендарных неразлучных близнецов. Обладал зрением сверхчеловеческой остроты. В древности употреблялось выражение «око Линкея». [117] Алкивиад (ок. 450–403 гг. до н. э.) — афинский политический деятель и полководец, в юности учился у Сократа. Славился своей красотой. Алкивиад служил моделью для статуй бога Гермеса. О красоте Алкивиада писал Платон. См.: Платон. Протагор, 309а. [118] См.: Платон. Тимей, 27с. [119] О Зодчий мира и движенья побудитель мудрый — в этих стихах с наибольшей полнотой представлена Боэциева концепция структуры мироздания, которую автор «Утешения» строит в соответствии с космологическими представлениями, развитыми в диалоге Платона «Тимей». К темам этого диалога Боэций обращается многократно. Возможно, что Боэций испытал также влияние комментариев неоплатоника Халкидия (IIIв.) к «Тимею» Платона. См. также: Платон. Федр, 248 а — е. [120] Все совершенное, конечно, предшествует менее совершенному — доказательство бытия божьего, развиваемое Боэцием в X прозе III книги, возможно, послужило одним из источников «онтологического аргумента» схоласта Ансельма Кентерберийского. [121] Боэций следует платоновской традиции, которая придавала большое значение геометрии. При входе в Платоновскую Академию была надпись: «Негеометр — да не войдет». Боэций был автором не дошедшего до нашего времени учебника геометрии, в котором он комментировал «Начала» Евклида. [122] Тагус (Таг) — самая длинная из рек на Пиренейском полу острове. [123] Гермус (Герм) — река в Лидии (Малая Азия), ее приток — золотоносный Пактол, в котором, по преданию, омылся царь Мидас, чтобы избавиться от проклятия богов,— все, к чему он прика сался, становилось золотым. [124] Земля все погребет в своих пещерах — Боэций высказывает платоновскую идею о том, что земное бытие способствует забвению истинного знания. Ср.: Платон. Федон, 91с. [125] Единство и благо — одно и то же — мысль о тождестве единства и блага высказывается Платоном. См.: Платон. Государство, VI, 508а — 509а. Эта же идея развивается в диалоге Платона «Парменид», где единое Парменида выступает в то же время как благо. Единое как благо трактуется и Плотином. [126] Ср.: Аристотель. О душе, II, 2, 41а. [127] Ср.: Аристотель. Политика, 3, 1256а. [128] Ср.: Платон. Федон, 91с. [129] Ср.: Книга Премудрости, 8, 1. [130] Зло есть ничто — мысль близкая неоплатонизму, для которого характерно толкование зла как небытия. [131] «Вид его массе правильной сферы всюду подобен» (греч.) — См.: Платон Софист, 244е. [132] Ср.: Платон. Тимей, 29 а. [133] Горько Орфей-песнопевец — в этих стихах Боэций сравнивает земное бытие души с историей мифического певца Орфея, сына речного бога Эагра и музы Каллиопы, который своим прекрасным пением заставлял двигаться деревья и скалы, останавливал реки, укрощал диких зверей. Миф об Орфее изложен Овидием в «Метаморфозах», I, 1–85; XI, 1–66; Вергилием в «Георгиках», IV, 454–526. [134] Провозвестница истинного света — философия, которая ведет к познанию бога, озаряющего своим разумом все сущее. Cp.: Платон. Федр, 249с; 250с. [135] Ср.: Утешение, III, пр. IX-XI. [136] Ср.: Платон. Федр, 246а — 249а. [137] Боэций кратко резюмирует рассуждения Сократа и Пола в диалоге Платона «Горгий», 467с — 482е. [138] Ср.: Платон. Государство, IX, 578а — 580а, где также рисуется образ тирана, наиболее несчастного из людей. [139] Ср.: Платон. Горгий, 467е. [140] Улисса парус наполнил — Улисс, или Одиссей, сын Лаэрта (отсюда — Лаэртид), царь острова Итаки, один из героев Троянской войны. Боэций излагает один из эпизодов его жизни — пребывание на острове у прекрасной волшебницы Кирки (Цирцеи). См.: Гомер. Одиссея, X, 207–574. Кирка — дочь бога солнца Гелиоса, которого автор «Утешения» называет «Единым», тем самым разделяя античное представление о Солнце-Гелиосе-Фебе как единой универсальной организующей мировой силе. [141] Мармарик — область Африки между Египтом и Киренаикой. [142] Бессмертной души — Ср.: Платон. Федон, 107с; Федр, 246а. [143] Чем когда правосудие не карает их — здесь и далее в рассуждениях о наградах и наказаниях Боэций находится под влиянием платоновского диалога «Горгий» См.: Платон. Горгий, 508d — 510а. [144] Душам полагается наказание после смерти тела — Ср.: Платон. Федон, 113е. [145] Коней крылатых не задержит — бог смерти Танат изображался с громадными черными крыльями или на колеснице, запряженной вороными крылатыми конями. [146] Боот — созвездие северного неба. Арктур — самая яркая звезда в этом созвездии. [147] В медь ударяли бы — по-видимому, речь идет о медных щитах. [148] Гидра — в античной мифологии многоголовое чудовище, у которого вместо одной отрубленной головы вырастали две новые. [149] Ср.: Платон. Тимей, 31а; Утешение, III, ст. IX. [150] Мастер уже имеет в уме форму вещи. Ср.: Платон. Горгий, 503е. [151] В платоновской космологии, под влиянием которой находится Боэций, мировая душа является связующим началом между вечной сущностью Бога и тем, что находится в сфере действия времени. Ср.: Платон. Тимей, 35. [152] Ведь из множества колес, вращающихся вокруг одной и той же оси — Боэций уподобляет соотношение Провидения и судьбы концентрическим окружностям, у которых центр — Провидение, простое и неизменное по своей сущности, божественный первообраз, а отстоящие от него окружности — судьбы того, что сотворено богом и подвержено воздействию времени. Эта идея Боэция оказала влияние на Данте. Ср.: Данте. Божественная комедия, "Ад", VII, 68-99. [153] Лукан - римский поэт, автор поэмы «Фарсалия». Казнен Нероном. Тацит. Анналы, XV, 49, 56, 57, 70, 71; XVI, 17. См.: Лукан. Фарсалия. I, 126. [154] «Тело мужа святого сотворено из эфира» (греч.). Это изречение иногда приписывалось Пармениду. NB! Oracula Chaldaica: Oracula (fragmenta) (olim sub auctore Juliano Theurgo): Oracle 98, line 1 [S.O.] [155] См.: Утешение, I, пр. III. [156] Ср.: Платон. Тимей, 22е, 28а, 29е, 38а, 44с, 45а. [157] Тема, характерная для стоиков. Развивается Сенекой в сочинении «О провидении». [158] Троя — город в Малой Азии. В течение десяти лет греки осаждали Трою. Предводителем греческого войска был Агамемнон, сын царя Атрея (отсюда — Атрид), царь Микен. См.: Гомер, Илиада, I, 8-427; IX, 9-692; XI; Аполлодор, II, 4, 12; II, 5. [159] Ничто не происходит из ничего — Ср.: Платон. Тимей, 28а. [160] Ср.: Аристотель. Физика, II, 5, 197а. Здесь и далее Боэций в трактовке случая следует за Аристотелем. [161] Тигр и Евфрат — крупные реки, берущие начало в Армянском нагорье. В низовьях они сливаются. [162] «Он все видит и слышит» (греч.).— Гомер. Илиада, III, 277. [163] Тиресий — слепой прорицатель, душа которого предсказала Одиссею в царстве Аида, что он достигнет родины, если выполнит определенные условия.— См.: Гораций. Сатиры, II, V, 59; Гомер. Одиссея, X, 495. [164] Но, вспомнив только общее в вещах — Боэций снова возвращается к платоновской концепции припоминания. Ср.: «Утешение», III, пр. III. [165] Речь идет о трактате Цицерона «О дивинации», I, 1. [166] Ср.: Фома Аквинский. Сумма теологии, I, q. 2, Зс; q. 12, 4с. [167] Божественный разум — в оригинале употреблен термин «интеллигенция» (intelligentia), вошедший затем в средневековую схоластику. [168] Старцев... вместе всходивших на Портик — речь идет о стоиках. Porticus по-гречески Στοἀ. [169] Ср.: Платон. Тимей, 91е; 92с; Платон. Протагор, 320е, 321а. [170] Это определение впоследствии заимствует у Боэция Фома Аквинский. В трактовке вечности и времени Боэций, вероятно, испытал влияние Плотина. Ср.: Плотин. Эннеады, III. 7, 2–6; 7, 11–13. [171] Вероятно, Боэций имеет в виду псевдоаристотелевское сочинение «О мире», довольно широко распространенное в период раннего средневековья. Мнение, близкое к приведенному Боэцием, Аристотель высказывал в своей «Метафизике», XIV, 4, 1091а. [172] Ср.: Платон. Тимей, 31с — 33а, 53а, 69с. [173] Ср.: Платон. Тимей, 39е. [174] Существует два вида необходимости — Боэций, возможно, находится в данном случае под влиянием Аристотеля, указавшего, что существует необходимое в собственном смысле и допустимое. См.: Аристотель. Метафизика, VI, 2, 1026; XI, 8, 1064d — 1065a; О небе II, 12, 292а. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|