Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Древнего Китая.




Конфуцианство: 551 - 479 г.д.н.э (5 в. до н. э.). Кун Фу-Цзы. Основа - соц. этич. проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен: жить для общества и государства, соблюдать правила нравственности и религии, избегать крайностей, быть требовательным к себе. Основные его идеи изложены в книге "Лунь юй". Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает "жэнь", или гуманность, человеколюбие. Для Конфуция "жэнь" - это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное культурой. "Жэнь" раскрывается через категории "сяо" - почтительное отношение к своим родителям, "ди" - распространение такого отношения на ровесников и других окружающих, "чжун" (преданность) - цивилизованное отношение к вышестоящим. Философия Конфуция: 1) Философия не создаёт систем, это совокупность высказываний; 2) Философия должна формировать ритуалы; 3)Люди живут плохо, т.к. забыли обычаи предков. Должно быть го-во с иерархией начальников. Конфуций касается и традиционных для философии вопросов гносеологии и онтологии (не столь концептуальны). Конфуций вошел в историю культуры обсуждением не этих проблем. Золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. Отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.

Даосизм: 6-5 в. д.н.э. Лао Цзы. Центральное понятие дао - естественный путь, по которому должны следовать все и все в мире. Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Даосизм проповедует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние ч-ка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто винтик, доказывая, что принятие обществом жестко определенной системы этических норм конфуцианства свидетельствует о наличии в этой этической системе проблем, которых она не может разрешить. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству. Лучший способ разрешения проблем в соответствии с дао - это отказ от агрессии, достижение согласия с помощью компромиссов, уступок.

 

Принципы: всеобщей связи, недеяния, следования естественности, незнания.

Естественнонаучные наблюдения не находили адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания.

Одно из важных мест в борьбе идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал вопрос о небе и первопричине происхождения всего сущего. Понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественного мира, "природы", окружающего мира в целом.

Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, но делала упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы. Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: "Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем". Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает.

Мо-цзы, живший после Конфуция в 480-400 гг. до н.э., - воля неба познаваема и всем известна - это всеобщая любовь и взаимная выгода. Судьбу же отвергает в принципе. Таким образом, у Мо-цзы трактовка воли неба имеет критический характер: отрицание привилегий господствующего класса и утверждение воли простолюдинов.

Ян Чжу (VI в. до. н. э.) отрицал сверхъестественную сущность неба. На смену небу Ян Чжу выдвигает "естественную необходимость", которую он отождествляет с судьбой.

Философская концепция бытия у китайских мыслителей, как она представлена в "Книге перемен", исходила из нескольких принципов. Во-первых, мир целостен, един, представляет собой бесконечный процесс становления. Китайская философия даже не ставила вопрос о познании первосущего самого по себе, вне и независимо от познающего субъекта. Задача сводилась к единобытию с миром, достижению гармонии с Космосом, проникновению в подлинную реальность небытия через бытие. В IV-III вв. до н. э. дальнейшее развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь (В основе всего принципы инь и ян, где инь - темное, пассивное начало, а ян - носитель активности, освещающий путь познания вещей) и пятью первоначалами, стихиями – усин: дерево, огонь, земля, металл, вода. Материалистические тенденции в понимании неба и природы развивали представтели даосизма. Во-вторых, особенностью китайского типа философствования является антропологическая направленность с акцентом на его морально-этические принципы (конфуцианство). В-третьих, для китайского типа философствования важны образность, метафоричность и интуитивность, вызванные указанными выше особенностями, поскольку целое, единство бытия и небытия нельзя постичь наблюдениями или с помощью науки.

В целом философская мысль Китая, как и его наиболее известных представителей Конфуция и Лао-цзы, направлена на познание человека, отношение человека и человека, человека и государства, анализ моральных принципов семьи и государства. Основная интенция восточной мысли - формирование просветленного человека, который бы мог проникнуть в собственную сущность не с помощью науки, а непосредственно интуитивно. Конфуцианство и даосизм в своей основе не исключают друг друга, а взаимодополняют.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных