Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бэкон как родоначальник эмпирического метода исследования.




17в. назыв. эпохой научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. В 17в продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Рациона­лизм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Высшая задача познания - завоевание при­роды. Наука и философия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадле­жит знаменитый афоризм <Знание - сила>. Бэкон выделяет 2 вида опытов:

- плодоносные, которые приносят непосредст­венную пользу

- светоносные, которые раскрывают законы.

Достижению истины мешают предрассудки сознания. (идолы):

1) идолы пещеры - индивидуальные особенно­сти людей, мешающие познанию.

2) Идолы театра - вера в авторитеты, которые мешают познавать мир без предубеждения

3) Идолы площади - многозначность языка.

4) Идолы рода - коренятся в самой человече­ской сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Бэкон при­дает индукции. Индукция лежит в основе эксперимента. Знания, получаемые в процессе индукции носят вероятностный характер. Бэкон разработал классификацию наук. В ее основе 3 главные особенности чел души:

1) память - естественная и гражданская история

2) воображение - поэзия

3) разум - философия

Под философией Бэкон понимал все рацио­нальное опытное знание. В узком смысле слова философия - наука о методе познания.

Фил. Декарта.

Декарт известен как естествоиспытатель, создатель алгебры и аналитической геометрии, основоположник физиологии и философии. Единство наук связано с философией. Филосо­фия выступает как корень, от которого отходят все науки. Всякое познание начинается с сомнения. В своей философии Декарт выразил в афоризме - <Я мыслю, следовательно я существую>. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом. Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Истиной досто­верного знания может быть только разум. Достоверные знания чел может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно, без всяких логиче­ских доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному. Индукция - наоборот.

Познавательное действие состоит из 3 классов идей:

- в результате чувственных контактов с вещами

- возникающих на основе первых идей, обоб­щений опыта

- врожденные идеи, присущие изначально - условие всеобщего и необходимого знания (идея бога, числа, фигуры)

Декарт признает существования бога, который сотворил 2 субстанции: материальную и духовную. Атрибут духовной субстанции - мышление, материальной

- протяжение.

22. Фил. эпохи Просвещения: сущность и особенности.

18в. в истории мысли наз-ют эпохой просвеще­ния. Научные знания, ранее

бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь распространяются вширь, став предме­том обсуждения литераторов, популярно излагавших последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи чел разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. При этом просветители апелли­руют не просто к разуму - ведь разум лозунг и метафизиков - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизи­ческих сверх опытных <гипотез>. Чел в фило­софии 18века предстает, с одной стороны, как отдельный индивид, действующий в соответст­вии со своими частными интересами. С другой стороны, человек - носитель разума и справед­ливости. Столкновение эгоистического инди­вида и <человека вообще> составляют основу коллизии и в литературе 18в.

Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет свои особен­ности в Англии, Франции, Германии и России. Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимаю­щейся и крепнущей буржуазии. Жизнь буржуа была направлена на мирское наслаждение и мирские интересы, на земной мир. Это имело антитеологический и антиметафизический характер. Метафизика практически потеряла всякое доверие.

В Англии: Дж Локк, Дж. Толанд, А. Коллинз, Т. Рид, А. Смит.

Во Франции: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах.

Вершиной развития философии нового вре­мени - это немецкая классическая философия. Она представлена именами Канта, Гегеля, Фейербаха и др. В это время Германия была экономически и политически отсталой страной. Немецкая буржуазия была не способна высту­пить против феодальных порядков. Поэтому общественно-политические вопросы решались в форме абстрактных теоретических систем. В рамках немецкой философии были выработаны проблемы диалектики и теории познания.

Фил. Канта.

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант (1724-

1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения

солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начина-

ется с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.

Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он

рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышле­нии, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.

Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта

за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и

относительность познания и вопросы практи­ческого разума (то что человек

должен делать). Отношение к миру:

1) Что я могу знать?

2) На что я могу надеяться?

3) Что я должен делать?

Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категориче­ского морального закона, суть кот. в следую­щем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).

Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных