Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская культура Древней Индии. Основные этапы развития древнеиндийской философии.




Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации.

Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: «священное писание», религиозные гимны; описание ритуалов, сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов…

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм; джайнизм; чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта…

В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др.

Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. – индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времен XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии:

1. Одический – первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ).

2. Эпический – вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества).

3. Классический – с первого тысячелетия н.э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).

Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса.

Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

9. Буддизм – религиозно-философское учение Древней Индии.

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда. Он прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма».

Нирвана – состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход сознания в сферы высшего надземного (метафизического) бытия.

Буддисты признают актив­ную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается.

Будда вывел благородные (арийские) истины:

1. Земная жизнь полна страданий.

2. Страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.

3. От страданий можно избавиться.

10. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.

Древнегреческая (античная) философия возникает в VII-VI вв. до н.э. и завершается в VI в. н.э. Это духовный исток европейской культуры. Развитие начинается в греческих колониях, в городах малой Азии. Происходят первые попытки рационализированного объединения мира.

Этапы развития:

I. Досократический (VI-V века до н.э.). Милетская школа: Анаксимен, Гераклит, Фалес, Пифагор; Элленейская школа: Зенон, Анаксагор; Атомисты: Демокрит и Левкипп.

II. Классический (сократический) – середина V и до конца IV в. до н.э. Философия достигла рассвета. Выдающиеся люди: Сократ, его ученики (Платон, Аристотель – самые выдающиеся). Школа софистов.

III. Эллинистический (конец IV в.-II в. до н.э.). Перипатетическая школа (Аристотель); академия Платона; Стоическая школа; Эпикурейская школа; школа скептиков.

IV. Римский (I в. до н.э.-V в. н.э.). Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); Эпикуризм (Эпикур, Тит Лукреций Кар); Скептицизм (Секст Эмпирик); Неоплатонизм (Платин).

Философия Древней Греции представляет что-то среднее между наукой и искусством, ее можно было назвать художественной научностью.

Характерные черты:

1. Синкретичность – большая слитность, неразделенность проблем.

2. Космоцентризм: человек – микрокосмос, природа и вселенная – макрокосмос.

3. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

4. Античная философия – этика добродетелей.

5. Функциональность призвана помочь людям выжить.

11. Милетские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»); искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес всего сущего считал воду («архэ»).

Анаксимандр, ученик Фалеса первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.

Анаксимен – ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух.

12. Гераклит Эфесский – основатель античной диалектики.

Гераклит из Эфеса – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления. Первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности.

Диалектика (с гр. «искусство ведения спора беседы») – учение о наиболее общих закономерных связях, учение о развитие бытия и познания, метод творчески познающего мышления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных