ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философская культура Древней Индии. Основные этапы развития древнеиндийской философии.Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: «священное писание», религиозные гимны; описание ритуалов, сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов… В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм; джайнизм; чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта… В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. – индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времен XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии: 1. Одический – первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ). 2. Эпический – вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества). 3. Классический – с первого тысячелетия н.э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса. Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. 9. Буддизм – религиозно-философское учение Древней Индии. Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда. Он прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма». Нирвана – состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход сознания в сферы высшего надземного (метафизического) бытия. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Будда вывел благородные (арийские) истины: 1. Земная жизнь полна страданий. 2. Страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д. 3. От страданий можно избавиться. 10. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты. Древнегреческая (античная) философия возникает в VII-VI вв. до н.э. и завершается в VI в. н.э. Это духовный исток европейской культуры. Развитие начинается в греческих колониях, в городах малой Азии. Происходят первые попытки рационализированного объединения мира. Этапы развития: I. Досократический (VI-V века до н.э.). Милетская школа: Анаксимен, Гераклит, Фалес, Пифагор; Элленейская школа: Зенон, Анаксагор; Атомисты: Демокрит и Левкипп. II. Классический (сократический) – середина V и до конца IV в. до н.э. Философия достигла рассвета. Выдающиеся люди: Сократ, его ученики (Платон, Аристотель – самые выдающиеся). Школа софистов. III. Эллинистический (конец IV в.-II в. до н.э.). Перипатетическая школа (Аристотель); академия Платона; Стоическая школа; Эпикурейская школа; школа скептиков. IV. Римский (I в. до н.э.-V в. н.э.). Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); Эпикуризм (Эпикур, Тит Лукреций Кар); Скептицизм (Секст Эмпирик); Неоплатонизм (Платин). Философия Древней Греции представляет что-то среднее между наукой и искусством, ее можно было назвать художественной научностью. Характерные черты: 1. Синкретичность – большая слитность, неразделенность проблем. 2. Космоцентризм: человек – микрокосмос, природа и вселенная – макрокосмос. 3. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир. 4. Античная философия – этика добродетелей. 5. Функциональность призвана помочь людям выжить. 11. Милетские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа существовала в Древней Греции и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»); искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес всего сущего считал воду («архэ»). Анаксимандр, ученик Фалеса первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Анаксимен – ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух. 12. Гераклит Эфесский – основатель античной диалектики. Гераклит из Эфеса – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления. Первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности. Диалектика (с гр. «искусство ведения спора беседы») – учение о наиболее общих закономерных связях, учение о развитие бытия и познания, метод творчески познающего мышления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|