ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Славянофилы и западники о возможностях развития России.Западники (Герцен, Огарев, Кавелин, Белинский) хорошо усвоили философские традиции современной или западной философии и пытались воплотить их в русской философии. По мнению западников, отельного от остальной цивилизации, уникального пути у России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации. Более того, для России необходимо освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Западники требовали политических свобод, пропагандировали идеи русского социализма, выступали за распространение в России русской культуры. Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Самарин, Островский) были оппонентами западников. Они считали, что основу исторического бытия России составляет православие, общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету и мышлению от народов Запада. Для русского народа характерна святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка. Славянофилы выступали против бездуховности, индивидуализма, конкуренции запада. По их мнению, любые реформы и попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно закончатся для России трагически. Евразийство – философско-политическое движение, расцветшее среди русской иммиграции в 1920-1930 гг. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России. Представители: Трубецкой, Савицкий, Карсавин. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией. В Геополитической мысли русского зарубежья особую роль занимает доктрина, евразийцев. Евразийство самобытное идейно-философское течение русской общественно-политической мысли. Существует евразийская концепция личности Карсавина. Согласно ей, индивид становится личностью только в соотнесении с целым, а именно: с семьей, сословием, классом, народом. Каждое из этих образований есть, по сути, симфоническая соборная личность, и в этом смысле имеет место определенная иерархия личностей – с точки зрения меры их соборности. Взаимосвязь между личностями различной степени соборности осуществляется в культуре, которая выступает объективацией симфонической личности. Но культурный процесс возможен только в генетической связи с предшествующими поколениями и одновременно с существующими. В качестве такого сложного образования культура переживает определенные стадии своего развития, но не в рамках непрерывного эволюционного ряда, а в круге законченного (закрытого) культурного цикла. 41. Философские воззрения П.Я. Чаадаева («Философические письма», «Апология сумасшедшего»). Чаадаев (1794-1856) – великий русский мыслитель, публицист, друг Пушкина. Он не примкнул ни к одному религиозному учению. Чаадаев написал 8 философических писем. Он подвергает сомнению взгляд на Россию как на христианскую страну, принадлежащую Европе. Русская культура трактуется как культура, развивавшаяся в отрыве от цивилизованной (католической) Европы, а Россия – как страна, стоящая, по существу, вне истории, ибо она в точном смысле не принадлежит ни Востоку, ни Западу. Россия, по Чаадаеву, не может называться христианским обществом потому, что в ней существует рабство (т.е. крепостное право). После опубликования письма, направленного против существующих порядков, Чаадаев был объявлен сумасшедшим, и ему было запрещено публиковаться в России. Чаадаев считал, что Россия – неразвивающаяся страна, а спасение от этого он видел в прививках к западной культуре. В России, по Чаадаеву, не создана нормальная обстановка для развития человека. Чаадаев создает оригинальную концепцию философии русской истории. Его главный тезис: «Русский народ имеет огромный, скрытый, нереализованный потенциал. Русский народ самобытен и оригинален. А социально-экономическая отсталость России может для нее обернуться историческим преимуществом. 42. Религиозно-философские взгляды Л.Н. Толстого. Теория «непротивления злу насилием». Центральными в религиозно-философском учении Льва Николаевича Толстого поставлены идеи любви и непротивления злу насилием. Он называет их «истинной основой жизни человека и всего мира», специфическим человеческим свойством, поднимающим его над миром животных и соединяющим его с Богом, с истиной. Вот слова самого Льва Толстого: «Закон жизни человеческой есть закон любви, дающей высшее благо как отдельному человеку, так и всему обществу». Это «универсальный космологический закон духовной жизни». Но чувство любви обретает нравственный смысл только тогда, когда побуждает «делать дела любви», то есть действовать во благо других, и основывается на самопожертвовании, самоотречении, всепрощении, смирении, милосердии». Закон любви запечатлен в человеческом сердце. Он отражен в заповедях Христа, осмыслен основателями религий и выдающимися философами. Лев Толстой раскрывает эту тему: «Чтобы спасти себя, свою душу от тлена, человек должен перестать делать зло, совершать насилие, в том числе и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием» – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого. Религии и этике непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Льва Толстого после 1878 года: «Исповедь» (1879-1881), «В чем моя вера?» (1884); «Что такое религия и в чем сущность ее?» (1884), «Царство божие внутри вас» (1890-1893), «Закон насилия и закон любви» (1908). Значительная часть взглядов Льва Толстого не могла получить открытого выражения в России и только в заграничных изданиях была изложена в полном виде. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|