ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исторические условия развития, характерные черты и периодизация русской философии.Ф. России — органическая часть всемирной ф. + самобытные подходы. 5 периодов:1) Фил. мысль Киевской Руси. Предпосылки: установление христ-ва, письменность. Основ. черты:- синкретизм (нерасчлененность); - многообразие подходов к решению проблем;- теистичность (под влиянием церковного мировоззрения);2) Ф. эпохи Просветительства (XV — XIX вв.) Полемика нестяжательства и иосифлянства. Н. (Нил Сорский) — идея восхождения личности по ступеням совершенства своего дух. мира, недопущение церкви в деятельность гос-ва. И. (Иосиф Волоцкий) — идея богоустановленности великокняжеской власти. Религиозные ереси — проявление вольнодумства. Ф. нач. XVIII в. тяготеет к теоретич. отделению от религии. Г.С. Сковорода — учение о «двух натурах»: все существующее в мире имеет 2 стороны: внешнюю (видимую) - изменчива и внутр. (невидимую) — вечна (это дух. начало, Бог - истина). А.Н. Радищев — материалистич. хар-р мировоззрения. Отстаивает реальный хар-р материи; лестницу развития жив. существ венчает чел., ему присущи разум, речь, способность к обществ. жизни, у чел. есть дух. начало. Западничество и славянофильство — об историч. судьбе России. С. — 3 принципа: православие, самодержавие, народность. З.: европеизация страны, развитие общества по капиталистич. пути. 3) Кон. XIX — нач. XX вв. П.Л. Лавров — позитивизм, «практическая ф.», идея «критически мыслящей личности». Ф. персонализма (А.А. Козлов): в центре - понятие личности. Личность - некая дух. субстанция, обладающая волей, самосознанием. Русский космизм: проблема единства чел. и космоса, космич. природа чел. религиозная ф. В.С. Соловьев: идея положительного всеединства и мировой гармонии. Мир иерархичен, низшее и высшее органически взаимосвязаны. Бог - некий космич. разум, мир динамичен, несет в себе активное внутр. начало (мировая душа — творящая энергия). Н.А. Бердяев: идея оправдания чел. через творчество. Л.И. Шестов — «ф. трагедии»: разум и наука не представляют подлинной ценности, путь спасения и к истине — в религии. Материалистическое направление — Н.Г. Чернышевский: нравственный мир подчинен закону причинности, мышление — отбор ощущений и представлений, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением. 4) Ф. советского периода. Ф. мысль не имела достаточных возможностей для самост. сущ-я. Ее функция — идеологич. обоснование необходимости сущ-я советского строя.5) Кон. XX — нач. XXI вв. Возрождение нац. фил. традиции — этический хар-р русской ф.В русской ф. всегда присутствует дух свободы. 22. Славянофильство и западничество. Чаадаев и его «Философические письма». Проблемы русской истории, выбора исторического пути для России были содержанием философских споров западников и славянофилов. Как было отмечено, социально-политические воззрения Чаадаева наибольшее завершение получили в его философии истории. Однако и другие философские области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием. В основе онтологических представлений чаадаева лежат принципы объективности и единства. Их взаимодействие порождает "логику причин и следствий". Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления. Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение бытия осуществляется с помощью естественных средств - опытности и рассуждения. К этому добавляется интуиция.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|