Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические условия развития, характерные черты и периодизация русской философии.




Ф. России — органическая часть всемирной ф. + самобытные подходы. 5 периодов:1) Фил. мысль Киевской Руси. Предпосылки: установление христ-ва, письменность. Основ. черты:- синкретизм (нерасчлененность);

- многообразие подходов к решению проблем;- теистичность (под влиянием церковного мировоззрения);2) Ф. эпохи Просветительства (XV — XIX вв.) Полемика нестяжательства и иосифлянства. Н. (Нил Сорский) — идея восхождения личности по ступеням совершенства своего дух. мира, недопущение церкви в деятельность гос-ва. И. (Иосиф Волоцкий) — идея богоустановленности великокняжеской власти. Религиозные ереси — проявление вольнодумства. Ф. нач. XVIII в. тяготеет к теоретич. отделению от религии. Г.С. Сковорода — учение о «двух натурах»: все существующее в мире имеет 2 стороны: внешнюю (видимую) - изменчива и внутр. (невидимую) — вечна (это дух. начало, Бог - истина). А.Н. Радищев — материалистич. хар-р мировоззрения. Отстаивает реальный хар-р материи; лестницу развития жив. существ венчает чел., ему присущи разум, речь, способность к обществ. жизни, у чел. есть дух. начало. Западничество и славянофильство — об историч. судьбе России. С. — 3 принципа: православие, самодержавие, народность. З.: европеизация страны, развитие общества по капиталистич. пути.

3) Кон. XIX — нач. XX вв. П.Л. Лавров — позитивизм, «практическая ф.», идея «критически мыслящей личности». Ф. персонализма (А.А. Козлов): в центре - понятие личности. Личность - некая дух. субстанция, обладающая волей, самосознанием. Русский космизм: проблема единства чел. и космоса, космич. природа чел. религиозная ф. В.С. Соловьев: идея положительного всеединства и мировой гармонии. Мир иерархичен, низшее и высшее органически взаимосвязаны. Бог - некий космич. разум, мир динамичен, несет в себе активное внутр. начало (мировая душа — творящая энергия). Н.А. Бердяев: идея оправдания чел. через творчество. Л.И. Шестов — «ф. трагедии»: разум и наука не представляют подлинной ценности, путь спасения и к истине — в религии. Материалистическое направление — Н.Г. Чернышевский: нравственный мир подчинен закону причинности, мышление — отбор ощущений и представлений, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением.

4) Ф. советского периода. Ф. мысль не имела достаточных возможностей для самост. сущ-я. Ее функция — идеологич. обоснование необходимости сущ-я советского строя.5) Кон. XX — нач. XXI вв. Возрождение нац. фил. традиции — этический хар-р русской ф.В русской ф. всегда присутствует дух свободы.

22. Славянофильство и западничество. Чаадаев и его «Философические письма».

Проблемы русской истории, выбора исторического пути для России были содержанием философских споров западников и славянофилов.
В истории славянофильства условно выделяют его предшественников (Погодин, Шевырева), ранних классиков (Асаков), поздних апологетов (Данилевский), неославянофилов начала 20 века и из современных продолжателей (Белов, Распутин), если термин «славянофильство» заменить более адекватным «русофильство».
В противовес немецкой философии, базировавшейся на протестанском и отчасти католическом духе, славянофилы стремились создать философию, историософию и антропологию в православной интепретации. Киреевский предвосхитил выработку концепции цельного знания и всеединства; Хомяков выступил за соборность как свободное единение на лоне Православной церкви, за общинный характер русской жизни, примирение сословий и великую миссию России, призванной заменить в мировом процессе одряхлевшую Европу.
Философом, спровоцировавшим полемику славянофилов и западников, выступил П.Я. Чаадаев (1794-1856).П.Я. Чаадаев - один из тех мыслителей, жизнь и творчество которого представляют интерес не только для историков, но и для современников. На просветительские воззрения Чаадаева во все периоды его творчества оказывали воздействие религиозные представления. Он изучал библейские тексты, увлекался теологической литературой.Основным трудом жизни Чаадаева явл ся "Философские письма". В них Чаадаев подверг критике российскую действительность, принявшую форму резкого противостояния культурных миров Запада и России:- западный мир — идеальная модель цивилизации, в которой религия, культура и нравственность выразились в единстве исторической судьбы европейских народов, сообща идущих по пути прогресса и воплощающих христианский идеал «совершенного строя на земле»;- Россия выпала из общей семьи христианских народов, приняв православие от Византии и отказавшись от духовного единства с римско-католической Европой;- будущее России — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада и выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации;- человеческий разум вне откровения принципиально не способен постигнуть духовный порядок бытия; и много других идей.

Как было отмечено, социально-политические воззрения Чаадаева наибольшее завершение получили в его философии истории. Однако и другие философские области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием. В основе онтологических представлений чаадаева лежат принципы объективности и единства. Их взаимодействие порождает "логику причин и следствий". Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления. Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение бытия осуществляется с помощью естественных средств - опытности и рассуждения. К этому добавляется интуиция.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных