Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рассматриваемая категория имеет неприходящее значение для формирования определенного мировоззрения, осуществления научно-теоретической деятельности.




В онтологическом смысле "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи".

 

 

тема 2

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

1/ Понятие мировоззрения, его структура.

2/ Виды мировоззрения.

————————————

Краткое содержание

Мировоззрение, по своей сущности, социальный феномен, возникший с появлением человеческого общества. Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Представляет единство знаний, убеждений, ценностей и деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира. Мировоззрение выступает как общественное самосознание, воплотившееся в индивиде и определяющее его практическую деятельность. Существуют несколько основных форм мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Возникновение философского мировоззрения — показатель зрелости общественных отношений, уровня знаний об окружающем мире, зарождения и развития теоретического, научного мышления.

1

Понятие мировоззрения, структура

По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравствственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.

Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта; составляет ядро общественного и индивидуального сознания, носителями которых соответственно являются социальная группа и личность; характеризует различные ступени развития общества по степени их зрелости; имеет огромное практическое значение, в решающей степени влияя на жизненные устремления, трудовую деятельность и быт, всю сферу человеческой экзистенции.

Человек познает окружающий мир и воздействует на него, используя весь "арсенал" своих возможностей: различные формы мышления, целостное переживание реальности в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций и т.д. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, рациональное объяснение мира, но это вовсе не значит, что оно пренебрегает богатой гаммой человеческих чувств и переживаний. Напротив, философы активно использовали и используют различные душевные состояния для разъяснения своих теоретических взглядов, концепций, теорий. Платон, например, связывал возможность философии, ее начало с высшей степенью проявления такого чувства, как удивление: "изумление... есть начало философии" /Платон. "Геэтет"// Соч. в 3 т. М., 1971. Т.2/. Образцом высоких эмоций, неотделимых от мировоззренческой позиции, может служить известное высказывание И.Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мною и моральный закон во мне" /Кант И. Соч. в 6 т. М., 1965. Т.4. Ч.1. С.499-500/. Один из крупнейших философов XX века М.Хайдеггер связывал с особым чувственным состоянием — "настроением" — саму возможность постижения "голоса Бытия сущего" /См. М.Хайдеггер. Что такое философия?// Вопросы философии. 1993. №8. С.113-123/.

Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими. На взаимодействие чувства и разума большое влияние оказывают психологический склад людей, национально-культурные традиции, весь предшествующий опыт духовного развития.

Содержание сознания лишь тогда превращается в мировоззрение, когда оно приобретает характер убеждения, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей. Процесс превращения взглядов в убеждения сопровождается все большей степенью доверия к их содержанию, смыслу. Убежденность проявляется через осуществление воли как способности к выбору деятельности и усилиям по ее осуществлению. Для волевого акта характерно переживание "я должен", осознание ценностей характеристики своего выбора. Знания находятся в известном противоречии с ценностями, так как могут быть использованы во благо или зло. Сила личного убеждения в свободном нравственном выборе, который определяет ценностные мотивы, соответствующие жизненным потребностям и интересам людей. Как уготованное благо является злом, так и взгляды, навязанные только лишь силой авторитета государства, личности, церкви или какими-либо другими внешними обстоятельствами и причинами, обрекают на пассивность, беспомощность, дезориентацию в осознании существенных потребностей, безволие по отношению к власти импульсивных желаний и непосредственно испытываемых потребностей. Длительная манипуляция сознанием людей атрофирует способность волевого выбора, лишает их убежденности, а, следовательно, и ответственности за свои поступки. И напротив, мировоззрение как результат свободного личного выбора обеспечивает глубокую внутреннюю убежденность, обеспечивает имманентное воспроизводство идеалов, ценностей, нравственных принципов общественного и индивидуального развития. Ценностно-смысловой вакуум, который переживает наше общество — наглядный пример в подтверждение сказанного.

Развитая личность обладает определенным мировоззрением, которое представляет знания и ценностей как осознанной характеристики цели действия: человек убежден действовать для достижения цели именно так и ни как иначе. Он уверен в своей правоте. З.Фрейд был глубоко прав, когда говорил, что никого нельзя принуждать ни к вере ни к безверию. Человек остается человеком только тогда, когда он во что-то верит. Не верующий ни во что — это уже не человек или еще не человек. Вопрос заключается лишь в том, во что именно человек верит: в бога, разум, науку, будущее, идею, идеалы? /См. Фрейд З. Будущее одной иллюзии// Вопросы философии. 1988. №8. С.132-159/. В силу этого уверенность, вера может приобретать различные формы в различных мировоззренческих системах от рационалистической уверенности, основанной на опыте, эксперименте до религиозных убеждений, основанных на вере в трансцендентное существо, мировой разум и т.д.

Но кроме убежденности в знаниях, выборе, поступках необходимо и сомнение. Одно лишь упование на веру, даже в разум, как убедительно свидетельствует история, чревато опасными и непредсказуемыми последствиями. Разумеется, человеческой деятельности должна постоянно сопутствовать вера, но и сомнение является важной составляющей компонентой человеческого бытия. Где нет сомнения, там господствуют различные догматы, культы, порабощающие человека, ограничивающие его свободу, творчество. И, напротив, где отсутствует вера произрастает нигилизм, отрицающий все и вся. Существует, таким образом, диалектика веры и сомнения, выявляющая меру этого единства как одного из важных условий целостности мировоззрения.

Мировоззрение определенным образом соотносится и с понятием идеология, которая охватывает ту часть мировоззрения, которое ориентируется на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом охватывает всю объективную действительность человека.

Значительную роль в мировоззрении в различных эпохах, в том числе и наше время, играют практические, обыденные знания и сведения, основанные на здравом смысле, повседневном практическом опыте. Такие взгляды нередко называют "жизненной философией". Этот уровень мировоззрения характеризуется традиционными, стихийными несистематизированными сведениями о мире. Они носят самый разнообразный характер и определяются уровнем образования, культурой, национальными, религиозными традициями своих субъектов — носителей. Существует и другой, более высокий уровень рассмотрения отношения человека к миру — теоретический, к которому относится и философия.

Следовательно, в состав мировоззрения, сложного интегрального образования, входят вся совокупность обобщенных знаний о мире — научных, практических, профессиональных и других, а также различные целостные системы, формирующие представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отношение к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей. Характерная черта мировоззрения — единство образа мыслей и образа действий, это сфера поступков, социальной активности, деятельности в решении насущных жизненных проблем. Таким образом, в мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны в их взаимосвязи.

По содержанию и направленности мировоззрение может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, относиться к различным социальным группам и классам. В реальной жизни общие представления о мире и жизненные программы, свойственные определенной эпохе, дополняются множеством групповых и индивидуальных вариантов, отражающих многообразие социальных и природных условий существования людей. И тем не менее, в многообразии исторически изменяющихся мировоззрений выделяются несколько основных типов: мифологическое, религиозное, философское.

2

Виды мировоззрения

Мифологическое мировоззрение основано на системе мифов, которые не имеют конкретных авторов – их творцами является народ. Мифологизм присущ первобытному обществу: человек еще окончательно не выделился из природы, не существует осознанной границы между природным и социальным, объективным и субъективным, возможным и действительным, желаемым и существующим. Система мифов как бы помогала ² вписаться² в окружающий мир, таящий в себе опасность непредвиденных и непонятных событий и явлений. Иногда в мифологических сюжетах видят только вымысел, и он действительно присутствует, но не это главное. Социальная роль фантастических построений заключалась в том, что в них в своеобразной метафорической форме аккумулировался социально-исторический опыт предшествующих поколений, по взаимодействию с природой и регулированию общественных отношений, объяснению окружающего мира и т.д. Сказание, предание о прошлом в образно-эмоциональной форме играло роль прецедента, которому необходимо было неукоснительно следовать: миф воспринимался как высшая реальность, не подлежащая ни малейшему сомнению, как живое, телесное, реальное бытие. В мифе возможно все. Человек как бы покорял, подчинял себе окружающий мир, но не в реальности, не в действительности, а в сознании; используя силу воображения, фантазии ² очеловечивал² природу (отсюда ее всеобщая одушевленность). Мифологическое мировоззрение – это форма организации образа жизни на ранних ступенях общественного развития, способ ориентирования века в природной и социальной среде. А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин и др. всесторонне исследовали роль и значение мифологии в развитии культуры прошлого и настоящего.

На ранних ступенях развития истории наряду с мифологическим возникло и религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия также обращается к фантазии и чувствам, формирует ценностное отношение к миру, нравственные нормы образа жизни и поведения. На самых ранних ступенях общественного развития религия и мифология составляли одно целое. Но по мере дифференциации общественного сознания они стали существенным образом отличаться друг от друга, образуя различные мировоззренческие формы. Специфической особенностью религии является наличие культа, т.е. системы обрядовых действий и процедур, обуславливающих отношение со сверхъестественным существом – Богом.

Развитая религия характеризуется различными формами культа, которые пронизывают пространство и время человеческого существования, где воедино слиты смысл человеческого бытия и священная история, пронизывающая повседневную жизнь от рождения до смерти, что придает смысл человеческой жизни. Религиозное мировоззрение носит характер вероучения, содержит духовно-практическую направленность. Главной целью любого вероучения является поиск правильного жизненного пути, основанного на высших ценностях, присущих трансцендентному, потустороннему миру. В этом проявляется более глубокое осознание человеком своих потребностей и запросов, человеческой сущности вообще. Именно религиозное мировоззрение сформулировало общечеловеческие, нравственные и другие ценности, активно культивировало ² вечные² чувства любви, доброты, сострадания, милосердия, справедливости, долга и другие. Также как мифология религия призвана была помочь человеку преодолеть ² нечеловеческие² условия существования, преодолеть житейские трудности. Говоря об этой стороне религиозного мировоззрения, философ, теолог, исследователь истории религии Р.Гвардини отмечал, что по подлинной осмысленности человеческого существования эпоху господства религиозного мировоззрения – Средневековье - ² можно приравнять к высочайшим эпохам человеческой истории² /См. Гвардини Р. Конец нового времени// Вопросы философии. 1990. №4. С.127-163/. Не является ли современный религиозный Ренессанс как раз ответом на катастрофическое падение обоснованности смысла человеческой жизни в эпоху научно-технической революции с ее экологическими, социальными, экономическими и другими катаклизмами, сводящими на нет различные проекты будущего???

Философия, как уже отмечалось в предшествующей теме, характеризуется теоретическим отношением к действительности. Поэтому в отличие от других, философское мировоззрение опирается на рациональную обоснованность принципов познания и действия: именно разум выносит окончательный вердикт об их соответствии или несоответствии ценностно-смысловым ориентирам исторического времени. Философия выполняет функцию теоретического мировоззрения, опирается на все предшествующие способы освоения мира, активно использует их возможности, особенности и тем самым аккумулирует опыт духовного развития.

Формирование мировоззренческих представлений осуществляется через осознание людьми собственных интересов, потребностей, нужд, которые, в свою очередь, определяются уровнем общественно-экономического развития, ступенью развития цивилизации. Объективная данность репродуцирует возможности и потребности универсального человека, которые в предельно общем виде выражает мировоззрение. Подобное "миросозидание" присуще всем формам мировоззрения и философия активно использует этот опыт, "переводит" его на язык понятий, логики, теории, раскрывает новые возможности его использования.

Возникновение понятий коренным образом изменяет форму, строй, возможности мышления. Понятие — это духовное образование, которое рассматривает предметы, явления, фрагменты реальности в совокупности присущих им единичных и всеобщих свойств и качеств, проявляющихся в универсальной связи и развитии мира. В процессе формирования понятий осуществляется выход за пределы того, что непосредственно дано в чувственном опыте. Понятие не имеет образа — аналога и отражает признаки и отношения, присущие широкому кругу предметов, фиксирует их существенные свойства. Развитие понятий связано с все более глубоким и всесторонним охватом, выявлением сторон и свойств предметов. Самые общие понятия, составляющие фундамент философского отношения к миру выступают в роли категорий. Теоретическое мышление посредством абстракций, обобщений, сравнений, идеализациий преодолевает границы образно-чувственного восприятия, вскрывает существенные связи и отношения мира и человека, выявляет новые горизонты познания и осмысления действительности. Безальтернативность мифологического мышления, следование сакральному образу как непререкаемой норме мысли и действия сменилось безграничной свободой в поиске сущности, плюрализмом понятий, идей, теорий. Сила традиции, основанной на эмпирическом опыте прошлого сменилась теоретически обоснованной убежденностью в необходимости ее преодоления.

Возможность понятийного, теоретического мышления укоренена в сознании, языке. Слово уже содержит в себе определенное обобщение. Философия эксплицировала это фундаментальное свойство, преобразовало его в основное средство своей деятельности и, тем самым, "разбудила" ранее дремавшие неисчерпаемые потенции разума в познании и понимании бытия. Все сказанное является основательным поводом сравнить возникновение философского мировоззрения с "интеллектуальным взрывом", изменившим образ мысли и образ действий людей.

Понятийное мышление тесно связано с определенными правилами, нормами, процедурами, систематизированных в формальной логике. Не случайно, возникновение философского мировоззрения совпало с появлением первой системы выводного знания, автором которой стал величайший философ древности — Аристотель. Законами силлогистики активно занимались и его предшественники: индийские логики IV-V вв. до н.э., античные философы Демокрит, Платон и другие. Одновременно происходит становление и развитие диалектической логики, как учения о противоречивом характере развития понятий, отражающих исторический прогресс человеческого духа.

Возникновение теоретического мышления сделало возможным раскрыть механизм мировоззренческого процесса, его укорененность в человеческой деятельности. Всеобщие характеристики социокультуры, которые в предельно обобщенном виде выражают потребности, нужды, возможности, представления о мире, приобретают форму объективных норм миропонимания, мироосмысления, жизнестроительства. Нераздельное единство природного и социального бытия, постоянно воспроизводимого в деятельности и обладающего характерными чертами определенной эпохи, проявляется как два разнонаправленных и одновременных движения: от человека к миру и от мира к человеку. По праву рождения индивид застает "свое" человеческое место, которое он еще должен занять. В напряженном взаимодействии существующего и должного прослеживается глубокая противоречивая связь между регулятивной функцией мировоззрения и свободой: человек делает свободный выбор, который проявляется как воля к самореализации всеобще-человеческого.

В реальной жизни, в мире обыденности, индивид воспроизводит не только свой непосредственный и неповторимый мир текущих интересов, потребностей, прагматизма, здравого смысла. Его постоянно волнует — радует или печалит, тревожит или успокаивает — нечто другое, выходящее за рамки его индивидуальности. Это "другое" умопостигается, осмысливается, переживается индивидом как мир, не принадлежащий ни к природе, ни к обществу. Это трансцендентальный мир "высших истин", "всеобщего добра", "подлинной красоты и справедливости" постоянно присутствует в деятельности индивида и проявляется в противостоянии сиюминутным желаниям, силе "текучки", обыденности, в волевых усилиях, действиях направленных вопреки себе. В результате осуществляется корректировка поведения, критическому суду разума подвергаются устоявшиеся взгляды и представления, происходит бескомпромиссная борьба альтернатив, сомнения обуревают душу человека, требуют исхода в выборе. Все это зачастую связано с мучительной внутренней борьбой, драмой личного существования. Подобная настроенность, в той или иной мере, постоянно переживаемая каждой личностью, определяется установкой — "совесть не позволила". Это глубоко внутренний, экзистенциональный, напряженный процесс лежит в основе "работы" человеческого духа по производству и воспроизводству всеобщих ценностей, смыслов и идеалов, призывающих индивида занять должное место, принадлежащее ему. Это не просто призыв к любой деятельности, а к такой, которая затрагивает существенные стороны бытия личности. Это борение духа осуществляемого на грани возможного и невозможного, сущего и должного, допустимого и недопустимого, человеческого и нечеловеческого, ведущего к поступку, высшим проявлением которого становится духовный подвиг. В русской философии эта подвижническая деятельность получила название "делание добра", "добролюбие"

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных