Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.




Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.

 

16.Марксизм. Гл.фил.идея:материалисти-ческое пони-мание истории.Ее обоснование М.дал в Предисловии к «Критике пол.экономии»,впервые введя в науч.оби-ход такие фил-социолог.понятия,как"производ.силы", "про-изв.отн-я","базис",«соц.рев-ция".Особого вним-я зас-луж-ет осуществл.М-ом анализ природы товара, в рез-те к-го была опред-на суть диалектики прир.и соц.в вещи.М выявил противоречивость соотн-я прир.и соц. хар-к товаров.При этом он развенчал представление, хар-ое для боль-ва предшеств.экон-ов,вкл.Смита, согласно к-му ст-сть выводилась из их потреб.кач-в,т.е.из прир.хар-к.Маркс показал,что в опред.общ.усл-ях в матер.вещах,выступающих в кач-ве товаров,проис-ходит своеобразное "расщепление"прир.и соц.знач-й ве-щей. Однако общ.знач-я вещей не выводятся из их прир.кач-в,а прир.кач-ва не опред-ся общ.знач-ми вещей,их общ.бытием.Отсюда след-о,что товар как выражение прир.кач-в вещей и тот же товар как выражение соц.знач-й сущ-ет и функционирует в общ-ве совершенно по-разному.В итоге это свидетельство-вало о том,что в"расщеплении" прир.и соц.кач-в вещей проявл-ся различие м/д прир.и общ-ом вообще. Т.о. была представлена сложная картина диалектики прир. и соц.в товарах.Были также прослежены истоки хар-к прир.и общ.в товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и общ., объяснены причины этого феномена,осуществлен анализ соотн-я прир.и общ.в товаре как развиваю-щегося ед-ва противополож-ностей.Мысль М.о двойственности товара,диалектике прир.и соц.в нем явилась глубочайшим методолог.про-рывом в ф-и экономики.По сущ-ву,это методолог. ключ к учению о прибавочной ст-ти.Маркс также убе-дительно показал,что"вещь не может быть ст-стью не будучи предметом потребления.Если она бесполезна,то и затраченный на нее труд бесполезен,не считается за труд,поэтому не образует никакой ст-сти".В св.трудах М.показал также,что чел.сознание явл-ся весьма слож. иерархической системой,к-ая скроее бытийст-вует,а не отражает окруж. мир механически.Важное достижение марксизма—уч-е о повторяемости исто-рии,о наличии в ней объект.з-ов,к-ые можно познать, а затем использовать полученное знание для ускорен-ного развития общ-ва.Отсюда идея М.о неизбежности насту-пления коммунизма и его победы во всем мире, о переходным к этой победе периоде-гос-ве диктатуры пролетариата.В России идеи М.были догматически подхвачены Лениным.После рев-ции 1917г. они поло-жили начало той цепи соц.экс-перементов, последствия к-ых ощущаются до сих пор в разл.сферах общ. жизни.Т.о.истор.судьбу рацио-нализма ново-европ. класс.ф-и и судьбу развития социума в целом,во мн. предопределили уч-я Декарта, Канта,Гегеля и Маркса.

Ф-я-сложная область позн-я.Задача:проникнуть в загрань внеш.ясности обыденной жизни. Осн..?.ф-и. есть? об отношении мышления и бытия,духа и природы, объект.и субъективного,психического и физического, материального и идеального,материи и созн-я и т.д.О.?.фс.имеет две стороны:1.что первично,что вторич-но,2.познаваемый мир

 

17.Развитие марксистской ф-иЛениным. Творч.развитие маркс.ф-и в 20в.прежде всего связано с именем Ленина.По-зитивное решение новых проблем,поставленных научно-техн.прогрессом и революц.движением нашей эпохи,в лене-нских трудах неотделимо от борьбы с идейными противниками марксизма.Гл.в ленинском подходе к общ.явлениям и процессам-органическое ед-во науч.объек-тивности и их оценки с позиций рабочего класса.Ленин постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения Маркса,ф-и марксизма.«Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и не-прикосновенное;мы убеждены,напротив,-писал он,-что она положила только краеугольные камни той науки,к-ую соци-алисты должны двигать дальше во всех направлениях,если они не хотят отстать от жизни». «Марксизм не догма,а рук-во к дей-ю»-считал он.Важнейшие фил.труды:«Материали-зм и эмпириокритицизм»,«Фил.тетради»,«О значении воинствующего материализма»,«Гос-во и революция».

Гл.фил.труд«Мат-м и эмпир-зм».В этом произведение автор во главу угла поставил проблемы гносеологии,увязывая их с нов.естественнонауч.открытиями. Вместе с тем даже здесь Ленин призывал видеть противоборство партийных и классовых интересов,хар-уя различные проявления идеали-стической и религиозной мысли как выражения идеолог.и пол.реакции.

Особое место в фил.тв-ве Ленина занимала диалектика. В данной связи он уделил значительное внимание изучению произведений Гегеля, Фейербаха и других мыслителей. Результатом этого стал философский фрагмент "К вопросу о диалектике", который планировалось развернуть в специальный методологический труд. Самых высоких оценок здесь Ленин,удостаивает концепцию единства и борьбы противоположностей. Постижение развития как вытекающего из единства и борьбы противоположных начал в окружающем мире характеризуется им как "суть", "ядро" диалектического метода. Одну из важнейших сфер применения диалектики Ленин видел в политике. Последняя же мыслилась как "концентрированное выражение экомики''. Диалектика должна была стать "искусством" и орудием политического действия. Эта проблема занимает ведущие позиции в трудах 1917-1923 годов, сопрягаясь с вопросами революционного преобразования общества и построения социализма в России. Согласно Ленину, социальные законы, открытые Марксом, являются всемирно-историческими законами и носят всеобщий характер. Знание же их и диалектическое применение на практике открытия, сделанного Марксом, служат средством исторической инициативы и революционного творчества.

Идейное наследие Ленина оказало огромное воздействие на философскую мысль и общество в целом. Противоречивые, а зачастую и драматические результаты этого воздействия обнаруживаются сегодня не только в постсоветском пространстве.

 

18.Ницше,Шопенгауер. С сер.19в.в Европе совершается целая серия "фил.революций", направ-ленных против рациона-листич.концепций.Одним из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществил Шопенга-уэр,в труде"Мир как воля и представление".Мир может обнаруживаться че­лом и как воля,и как представление. Воля- абсолют­ное начало всякого бытия,некая космическая и биолог.по своей природе сила,созидающая мир и чела.С появле­нием последнего возникает мир как представление,как чел.картина.Чел является рабом воли, поск-ку во всем служит не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела жить,каким бы бессмысленным ни было его существование.Она заманивает индивида призраками счастья и такими соб­лазнами,как,напр.,сексуальное наслаждение.На самом же деле чел имеет для воли лишь косвенное значение,так как служит средством для ее сохранения.У чела есть толь­ко один выход-погасить в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности людей,к-ые пере­стали быть рабами воли:святые в земной жизни и гении в искус­стве.Согласно Ш.,гениальность- способность пре­бывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние че­л уже не индивид,а чистый, безвольный,вневременной субъект позн-я.Обыкно-венный чел не способен к созерца­нию подобного рода.Он обращает внимание на предметы в связи с тем,что они имеют отношение к его воле.Поэтому он должен довольствоваться или неудовлетворенными желаниями,или,в случае их удовлетворения, скукой.Каждый чел располагает 3мя высшими бла­гами жизни-здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит,осознает же лишь в случае их утраты,поск-ку эти блага,по Ш.,только отрица­тельные величины.Ш.1ым в 19в.дал фил. обоснование пессимизма.Однако его рассуж-дения о бессмысленности чел.существования казались недоста-точно убедительны­ми.Европейское общ-во продолжало оптимистично смотреть вперед,идеал прогресса еще не был омрачен будущими потря­сениями.Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэ­ру придет значительно позднее.Одним из ярчайших представителей европ.фил. иррационализма был нем.мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь рассм-л как "волю к власти". Все жи­вое стремится к власти,неравенство же сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борь­ба всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально чистое проявление прирож­денной воли чела к власти. Гл.причину краха совр.ему цивилизации ф-ф видел в засилии интеллекта,в превалировании его над волей.Там, где интеллект возвышается над волей,она обречена на неминуемое разложение.Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.В данной связи Ницше выделяет 3 задачи познавательного процесса:1. Приспосабливать организм к среде,сохраняя тем самым его существ-е.2.Не познавать предметы и вещи окруж.мира,а практически овладевать ими.3.Накапливать в кач-ве истин полезные для жизни заб­луждения. Т.о. Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практ.жизнь.Однако этот регулятор оказался инстинктивной дея-тью,направляемой сле­пой иррациональной волей к власти.Ницше одним из 1ых сказал о наступлении нигилизма,т.е.времени,когда христ.Бог утратил свою значимость для европ.куль-туры.Назначение отрезвленного ниги­лизмом европ. чела мыслитель видел в том,чтобы мужественно востор-жествовать над остатками иллюзий.Нем.ф-ф-пророк был прав,хар-уя совр.ему европейскую культуру как "тонень­кую яблочную кожуру над раскаленным хаосом". Идеи Шопенгауэра, Ницше существенным образом повлияли на сам хар-р фил.рефлексии. Предложенный ими путь вскоре стал господствующим.Он объединил таких несхожих мыслителей,как Зиммель,Бергсон,Джемс и др.

 

19.Фрейд,Юнг. влият.течение20в.-психоанализ.Основы в 20г.заложил Фрейд.Свои гл.идеи обосновал в работах"Я и Оно","Тотем и табу","Толкование сновидений".Задача: на выявление глуб.основ чел.бытия,структурных элемен-тов психики.Исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта чел.психики, в недрах к-ого якобы происходит особая жизнь.Психика подразделяется на 3уровня: "Оно"- сов-сть комплексов,вытесненных пере-живаний; "Я"- сознание субъекта; "Сверх-Я"- инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокульт.хар-ра."Я"балансирует"Оно"и "Сверх-Я".Душевная жизнь чела беспрерывно потрясается конфликтами.Их разрешение сопряжено с защитными механизмами,к-ые позволяют челу приспособиться к окруж.дей-сти.Чел в своей жизни руководствуется 2мя принципами- удовольствия и реальности. В рамках 1го принципа бессознательные влечения направлены на получение макс.удовольст-вия.2ой принцип корректирует протекание псих.процес-сов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутр.конфликтов видел в сублимации -процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на др.цель,весьма далекую от секс.удовлетворения.Постижение бессознательного- путем восстановлением в памяти чела ранее полученного зн-я.Психоанализ объясняет настоящее,сводя его к прошлому,к детству чела.Завершается позн-е бессознательного обнаружением "эдипова комплекса"- тех первонач.секс.влечений,под воздей-ем к-ых структуриру-ется вся чел.дея-сть.Значительное внимание-сновидени-ям чела.Разработана символика сновидений,с помощью к-ой можно было бы истолковывать сны.Провозгла-сив,что "Я"не является хозяином в своем доме", утверждал необходимость изучения"Оно",не зная к-го чел не может жить разумно и нравственно.Этот путь продолжат его ученики-выдающиеся исследователи Адлер,Юнг,Фромм и др.Знач-но дальше Фрейда шагнул в своих воззр-ях Юнг-основатель аналит.психологии. Анализ бессознательного привел Юнга к выводу о неправомерности сведения всех псих.импульсов"Оно"к секс-сти.В труде"Метаморфозы и символы либидо" поня-тием "либидо"он охватывает все проявления жизненной энергии чела,воспринимаемые последним в кач-ве бессознательного желания.Показал: на протяжении всей жизни чела с либидо происходят весьма сложные превращения.обнаружил способность либидо к трансформированию и"возвращению вспять"по причине каких-либо жизненных обст-в.На этой основе строит свою культурологическую концепцию. "Коллективное бессознательное"- сов-сть архетипов(прообразов)-древн. способов представления и переживания мира. Архетип, по Ю.,-закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений,"дремлющие мысле-формы", присущие от рождения всем людям.Они являются челу в снах и мифах.Важнейшие из них:Анима,Анимус, Мать,Отец,Старый мудрец,Тень,Персона, Самость. Архетипы не могут быть поняты разумом,они-тайна.В каждом образе выкристаллизована частица чел.психики и чел.судьбы-переживаний.Архетип-готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления.Проявляя себя в сновидениях,фантазиях,в реале он захватывает психику, вызывая иллюзии и одержимость людей как в хорошем, так и в дурном.Поэтому люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов.Совр.челу необходимо осознанно принимать идею Бога,т.к.в др. случае Богом для него может стать нечто другое-неудовлетворительное и глупое.Архетипы создают мифы,религии и ф-и,оказывая влияние на целые народы и истор.эпохи.и так благодаря Юнгу в центр науч.иссле-дований психологов и ф-ов были поставлены бессознат.и неосознанное в индивид.и соц.психике.Созн-е стало рассм-ся как природное культурное,чувст.и рацион.,лич-ностное и коллективное.В закл-ие слова Юнга:«Идеи рождаются из чего-то большего,нежели данный конкретный чел.Мы не формируем их,а сами формируемся ими».

 

20.ПОЗИТИВИЗМ. Во вт.пол 19в п-м стан-ся наиб влият теч-ем зап фил.П.объя-вил ед ист-ком истин зн-я конкретные,част науки и выступил против ф как метафизики,но за ф.как особую науку.Под метаф.они понималм умозрительную ф.бытия.П-фил позитивного зн-я,отвергающая теорет.спекуляции и умозрения как ср-ва получ зн-я.гов-ли:только сов-сть наук дает право гов-ть о мире в целом.Т.о.если ф.научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.3 этапа в эволюции п-ма:1.Собственно по-зм (30-70гг 19в)-Конт,Миль,Спенсер.2.Эмпириокритицизм (ко-нец 19в)-Мах,Авенариус.3.Неопоз-м(с сер20хгг20)-Шлик,Карнап, Нейроз,Витгенштейн,Б.Рассел.Осн-ль поз Конт.его работа:“Курс позитивной филос”Осн.идеи этой рабо-ты.1.Попытка классиф наук.Иеархия наук д.б.выстроена от прос.к сл-му,при кот лог-ое производит истор-ое. 2.Пытался опред-ть науку по ее предмету.исходил при этом из кантовского идеализма,предполагая,что науки имеют дело с метафизика с вещью.Т.к.вещи нельзя познать,то метаф д.б.отвергнута.3.Пытается выявить з-н 3 стадий развития позн-я и соответств типы мировоз-я. а)Телеологическая когда поведение чел опред-ся буйством фан-тазии,верой в богов...б)Метафиз-ая-бог становится субъстанци-ей...в)Позитивная стадия-стадия становления науч.взгляад на ве-щи.Начин-ся с соед-я опыта с абстр мышлением.4.Позитивные науки-попытка создания науч.религии.Высшее понятие этой рел –чел-во как целое.Прошлое,наст.и буд.чел-ва объед-ны мисти-ческой связью.По сущ-ву ед.чел-во результат,но не предпосылка истор пр-сса. Милль. Осн-ль позитивной логики и методологии науки.Работа:“Сиситема логики силлогистической и индуктив-ной”.Идеи Милля имеют соц устремленность.Он пытается раз-работать такую теор зн-я,чтобы зн-я были бы научными(как в естеств науках).Сущ-ет контраст м/д состоянием естествозн и обществозн-я.1-ое в цветущем состоянии,во 2-ом-топтание на месте,одни сист сменяются др.Поэтому необход.орган-ть помо-щь социологии со стор естествозн-я.Надо методы естеств при-менить в социологии.Какие же это методы?Осн.метод-физика. Физ.-это теорет зн-е,кот позволяет контролировать пр-ссы, Особенность физ.-соед-е опыта и теории,индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня зн-я:1.Эмпирические обобще-ния2.Объясняющая теория. М/д этими уровнями сущ строгая лог связь-Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необход.их взаимоподкрепление.Метод соц науки должен стать точной копией методов физ. Спенсер.Он подобно Конту поста-вил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это вся фил,но без метафизики.(т.к. метаф-это попытка судить о ми-ре вещей,кот непозна-ваемы).Стержнем едва зн-й людей явл идея эволюции.Пр-сс эвол означает возраст-е опред-ти вида.Сп выводил эволюцию из з-на сохран-я и превращения энергии,а послед из з-ов созн-я.,т.е. псих привычки чела.Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений-этот поток-основа з-на сохран-я.Он пытается применить идею эволюции при рассм.теор позн-я:Он полагает,что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности.То,что для вида апостериорно для индивида априорно.Т.е.в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн.,а затем это новое усиливается и передается как априорное. Эмпириокритицизм -т-я критики опыта.Гл. назн-е этой критики-выяснение сущ-ва дел.ЕЕ цель-чистить опыт от метафизики.Осн-л Авенариус и Мах считали осн з-ом позн-я- экономию мышления.Пытались очистить поним-е опыта от та-ких понятий как материя,субстанция,необход-ть,причинность и др рассудочных понятий.В итоге эмпириокр.выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений.Мир-это опыт,а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны,различие их функцио-нально:одни и те же эл-ты мира составл физ реальность,и в этом случае они связ цепью физ причинности.Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том,что мы наз памятью.Т.о. Э. исходит из феноменологического пони-мания псих и физического понимания того,что непоср-но дано нашему созн-ю,но не учитывает генезис самого созн-я- субъективный идеализм. Неопозитивизм. или лог эмпиризм-Рассел,Витгенштейн,Шлик,Карнап,Франк,Не-йрат.Гл.идейным источником нп.был махизм.Но если махисты отстаивали “биолого-эк-ую”т-ю позн-я и видели в науке метод упорядочи-вания ощущений(элементов),то нп выдвинули нов.понимание науч.позн-я,как лог конструкции на основе чувств. Содержа-ний.Изгоняли из ф.метафизику.Фил имеет право на сущ не как мышление о мире,а как “лог анализ языка.”Позитивисты счита-ли осн? фил а также др коренные?? фил неразрешимыми из-за слабости чел разума,махисты- что осн? ф.снимается и разреша-ется учением о нейтр элементах,нп-заявляют,что и осн? ф.и во-обще пробл, считавшиеся ранее фил,-это мнимые пр-мы,кот нужно отбросить как лишенные науч.смысла.Все наше зн-е о мире дают только конкретные науки.Фил не может высказать о мире ни одного нов положения,не мож создать никакой картины мира.Ее задача-лог анализ и прояснение полож науки,в кот выражаются зн-я о мире.Сведению фил к лог анализу нп обязан Расселу,кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к выводу,что вся матем м.б.сведена к логике.Далее Р.придал более шир зн-е методу лог анализа и объявил,что“логика-это сущ-ть фил”. Витгенштейн развил эту идею,указав,что фил состоит в лог анализе языка.Отождествляя всю фил с лог анализом яз,нп искл.из сферы фил почти вся ф.проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.Одной из важн задач явл отделение пре-длож к-ые имеют смысл,от тех кот лишены его с науч.точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений.Нп различают 3 типа осмысл предлож-й 1.высказывания об эмпир фактах(если говорят о фактах и ни о чем более)2.предлож,содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами(могут быть сведены к выск о эмпир фактах)3. предлож-я логики и матем (не содержат выск о фактах,не дают нов.зн-я о мире,необходимы для формального преобраз уже имеющегося зн-я).Чтобы выяснить имеет ли предлсмысл необходим спец метод- верификация. Суть в сравнении предлож с дей-стью,указании конкретн усл-й,при кот оно истинно или ложно.Метод проверки еще и устанавливает смысл предлож “зн-е предлож закл в методе его проверки”Факт истина состоит в соотв высказывания факту.Предлож же типа“душа чел бес-смертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.Под фактами нп понимают ощущения,переживания,словом сост созн-я.Утверждение о том,что роза,аромат кот я вдыхаю, материальна,равно как утверждение,что она лишь плод моего воображ-я-одинаково лишены смысла.Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт,что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”.Значит в проц верификации можно сравнить предлож только с чувств-ми содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказа-лось,что ни один науч.з-н,ни одно общее утверждение типа“все люди смертны”не м.б.верифицированы,т к вер всегда относится к конкр.эмпир факту.В силу субъекетивизма вериф истины по-лож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф.Поэтому было предложено считать предлож верифицированным,если неск-о авторитетных исследов согласны считать его таковым.Т.е.критерий истины-согласие исследователей. Затем было предложено для выясн истинности предл.сравнивать его с друг предлож-ем.Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предлож с системой др предлож.,что не мб осн.зн-я.

 

21. Прагматизм. Философия прагматизма (Джеймс, Дьюи, Пирс). Сложился в 70-х 20 в. благодаря деятель-ти 3 ученых: Пирса: «Закрепление верования, «Как сделать ясными наши идеи»; Джеймса:«Закономерность веры от воли», «Прагматизм — начало психологии»; Дьюн:«Принципы психологии», «Опыт и природа», «Психология и педагогика мышления». Сегодня П в США явл. Господств-им фил. Теч-ем. Он подчинил себе фил-ию образования, сделался полуофициальн. фил-ей американского образа жизни.

Формир. концепции п-зма американцы сравн. с «каперникайским переворотом», полной реконструкцией фил-ии, считая, что п-изм идеальный ключ к решению извечных проблем философии. Центральная задача прагматизма — опустить абстрактные фил-ие понятия на землю и искать смысл фил-их проблем в их отн-ии к чел-ой жизни. Те фил-ие проблемы значимы, которые имеют прямое отн-ие к чел-ой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах чел-ого действия и его успешности. По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкр. вещей. Что приносит успех то и истинно — это общее понятие этой теории. 3 направления прагматизма: 1). Пирс-выделяет 2 доктрины: а). «Теория сомнения веры» б). «Теория значения» «Т-ия сомнения веры» — это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т. е. биопсихологическая фу-ия направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования есть единственная цель мышления. Движение идеи не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета-опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма-общие верования, обосн-ые безличными доопытными началами. Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается единство и сеобщность. «Теория сомнения веры» обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная Дея-ость, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т. о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика-это привычка действовать.«Т-ия значения»- Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т. е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о «значении» в философском смысле. Значение — это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т. е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий. Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению — это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т. е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Джеймс — в центр философии ставит человека, а значение всех философских проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида.

Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому, что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению, эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу — полезность или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека — это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.

По мнению Джеймса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой — помогает комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной. Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т. к. объекты веры — суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются напряжениям или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется как некая совокупность ощущений, эмоций, переживаний. В опыте мы не имеем дело с реальностью, поэтому понятие идеи, теории, созданные в процессе опыта лишены объективного содержания и должны оцениваться прагматически, т. е. с точки зрения практических последствий, поэтому истинность понятий и идей в их полезности.

Систематизировал и превратил в универсальное учение, охватившее педагогику, этику, социологию, историю — это был Дьюи. Осуществил он это на основе науки и демократии. Он разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни. Критикуя, существующую до него философию Дьюи настаивал на том, что единственный путь к решению социальных, практических и теоретических проблем состоит в методе разума и науки, который в отношении к природе и технологии дал уже всем известные блестящие результаты. Он рассматривал научный метод ни как метод познания, а как метод, обеспечивающий успешное поведение человека в мире, объективное знание, которое невозможно. Научный метод Дьюи не признает объективную реальность, как предмет исследования. Он утверждает, что она возникает в процессе познания, поэтому знания о предмете расцениваются как создание реальности. С его точки зрения быть объектом научного исследования. Научное исследование ставит человека в проблематические неопределенные ситуации, задача философии состоит в том, чтобы преобразовать неопределенную ситуацию в определенную, нерешенную проблему в решенную. С этой целью и создаются понятия, идеи, законы, которые имеют инструментальное значение. Наука — это комплекс инструментов, которые используются в тех или иных обстоятельствах, поэтому некоторые ученые прагматизм Дьюи называли инструментализмом. Он включает 5 ступеней исследования:

1. чувства затруднения

2. осознание проблемы

3. пометки ее решения (выдвижение ее гипотезы)

4. развитие идеи, решение ее до имперических последствий

5. наблюдение и эксперимент, которые осуществляются ради решения проблемы

Дьюи вывод: истинным является то решение, которое в наибольшей степени обеспечивает успешность действий человека. Дьюи понимает истину как другие представители прагматизма Пирс и Джеймс.

22.Ф-Я ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. Экзистенциализм-ф-я существ-я.Иррационалистическая фил.Пред-ли:Хей-деггер,Ясперс,Сартр,Камю.В Герм э.стал складываться после 1 мир войны.Э.поставили?о смысле жизни,о судьбе чел,о выборе и личной ответственности.Исход.пункт фил.Э.-одинокий индивид,все интересы к-го сосредото-чены на нем же самом,на его собственном существ-и.Экзист.пр-мы-такие пр-мы,к-ые возникают из самого факта сущ чела.Для Э имеет зн-е только его собственное сущ и его движение к небытию.Э объявл предметом ф.-бытие.“Совр.фил,как и в прошл.времена занята бытием”-(Сартр).Утверждают:понятие бытия явл. неопределимым, и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому ф.не м.б.наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных путей для проникновения в него.1вид бытия-наше собств.бытие.Здесь открыв-ся доступ к бытию как таковому,он идет через наше существ-е.Но это сущ.нечто внутр-ее и невыразимое в понятиях:“сущ есть то,что никогда не становится объектом”,т.к.мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.Э-ф-я,ед.предмет кот.преживание сущ-я.Способ бытия сущ-я- страх.Ст.-исход.переживание,леж-е в основе всего сущ-я,страх перед смертью.Сартра: все вещи,кроме чела есть”бытие в себе”,а чел.сущ.есть“бытие для себя”или ничто. Поск-ку всякое бытие возн.из бытия и не может превр в ничто,то для чел сущ-я не мо-жет найтись такого бытия,из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти.Значит бытие чел-ничто.Осознавая свое ничтожество чел испытывает страх“чел есть его страх”.Ясперс:чел.сущ.раскрывается в страдании,борьбе, смерте. Свобода. Чел сам свободно выбирает свою сущ-ть,он становится тем,кем он себя сделает.Чел-постоянная возм-ть,замысел,проект.Он сво-бодно выбирает себя и несет полную ответ-сть за свой выбор.Свобода составляет само чел.сущ-е,чел и есть свобода.Однако своб для него-нечто неизъяснимое в понятиях.Это внутр состояние,переживание индивида. Своб.противопоставляется необход-ти.Своб-своб.выбора отн-я к окруж дей-ти.Раб может быть свободным,соответственно самоопределяя отн-е к своему бытию.“Чел осужден быть своб-ым”,свобода- мучит. необход-ть.Характ.чертой чел.сущ-я явл то,что он не сам выбирает усл-я своего сущ.От чела не зависит время его рождения и смерти.Это приводит их к мысли,что помимо чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть-способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,направленной куда-то вне его.Вн.мир-среда,мир заботы чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним.Пространство и время-способы чел.сущ-я.Время-переживание сущ-ем своей ограниченности,временности.Представл.о времени до моего рождения и после смерти-произвольная экстра-поляция.Говорить о том,что будет после моей смерти бессмыслено. Лич-сть и общ-во. Общ-во-всеобщая без-личная сила,подавляющая и разруш.индивидуальность, отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый стра-хом смерти,ищет прибежища в общ-ве.Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны.Но жизнь в общ-ве не истинна.В глубине чел скрыто истинное,одинокое сущ-е.Каждый умирает в одиночку.

 

23. Совр.фил.направления религ.ориентации возникли в русле христ.религ.-теологич.комплекса или в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм -офиц.ф-я катол. церкви.Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского,к-ый приспособил в свое время учение Аристотеля для нужд систематизации христ.мировоз-рения.У Аквинского разработана концепция«гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования разума.Томистская онтология оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по неотомистам, -самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый субъект,к-ый без формы не обладает реальным существованием,форма-животворящее начало,вносящее в мир качеств.различия и структурную определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия. Персонализм как фил.направление сформи-ровался в к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США(Брай-тмен).Фр(Мунье, Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить религию,гл.образом христ.те-изм,с нек-ыми буржуазными гуманистическими ценно-стями.Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма.Исходный пункт-самосознающая чел.индиви-дуальность,к-ая во многом сходна с понятием«Я»в классическом субъективном идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу личности образует не разложимая на части цельность,ее«абсолютная и су-веренная самость»,к-ая проявляет себя в неограниченной свободе.Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная актив-ность,способность к совершенствованию.Осозн-е челом своего ед-ва с др.людьми,по персоналистам,имеет в качестве прообраза известную связь чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея Бога априори заложена в челе,так чт овсе док-ва его реального существования сводятся у уяснению,раскрытию и коментированию этой самоочевидной истины.

 

24. РУССК.Ф-Я 19-20 в. Фил.мысль в Р.формировалась под влиянием общемировой ф-и.Однако специфика Р.ф-и во многом складывалась под влиянием социально-културных процессов,происходивших на Руси.Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус.фил. мысли.1ым р мыслителем мир.уровня был конечно же Ломоносов- гениальный ученый-энциклопедист.Радищев-отстаивал ма-териалист.фил.позиции,считая,что“бытие вещей независимо от силы позн-я о них и сущ-ет по себе”.Впервые в рус. Мыс-ли сиситематически разрабатывал проблему чела.Выдающи-мся рус.ф-ом и соц.мыслителем был Чаодаев.Его общефил. концепция-дуалистическая.Физ.мир построен из атомов и молекул,т.е.эл-тов материальных,из к-ых образуются все тела.Тела сущ-ет в простр,к-ое есть объективная форма вн. мира,и во времени,к-ое субъективно.Движ-е и взаимодей-е рассм-лось им в духе механисцизма,кот.ограничивался ми-ром физ.явлений.Созн-е чела не подчин.мех.закономерно-стям природы,а явл.рез-том бож.творения.Позн-е по Ч.тоже дуалистично:в обл.естествозн-я дей-ют рационалистич.и эмпир.методы,а в дух.мире,объекты кот.обладают свободой, дей-ет откровение.Чел есть объективное ед-во 2 миров-физ.и духовного,как сущ-во свободное,кот.в своем истор.бытии подчинено диалектике необходимости и свободы.На пони-мании соотн-я необходимости и своб.во многом строится и концепция фил.истории Ч,связанная прежде всего с заботой о судьбе России.Здесь его взгляды эволюционировали.В нач период он считал необходимым тотальное ед-во рода чел-ого(применительно к Р.-единение Р.с др.народами).Затем взгляды Ч.в отн-нии судеб Р изменились.Он стал рассм. оторванность Р.от мир.истор.процесса как преимущество, кот.позволит быстро овладеть достиж зап.цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.Своеобр. направлением в Р.ф-и явились воззрения славянофилов. Хомякова и Киреевского. В центре их внимаия нах.судьбы Р. и ее роль в мир.истор.процессе.В самобытности истор. прошлого они видели залог всечел-го призвания Р.,тем более,что по их мн-ю,зап.культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку,что выраж-ся в поро-жденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.Славяноф.развивали основанное на религ.пред-ставлениях учение о челе и общ-ве.Хомяков-учение об иеар-хической структуре души и ее“центр.силах”.Киреевский- “внутр.средоточие духа”.Достиж.целостности чела и связан-ное с этим обновление общ.жизни они видели в идее общи-ны,дух.основа к-ой-церковь.Первоначало всего сущего-бог. Истор.прогресс связан с отысканием“дух смысла”.Сущно-сть мира м.б.познана лишь синтезом всех дух.функций чела, так называемой“Разумной Зрячестью”или“живознанием”, исходное начало кот.-религия. Материалисты Белинский. Герцен,Чернышевский,Добролюбов,Писарев.Они являлись не только фил.теоретиками,но и идеологами р.рев. демокра-тии.Р.ф.прошли поучительную школу нем.клас.ф-и и Фр. просвещения.После глуб.увлечения гегельянством р.ф-я по-вернулась в стор.мат-ма(не без помощи Феерб),стремясь однако сохранить диалектичность.Они обосновали принцип ед-ва созн-я и бытия,первичность матер.по отнош к созн-ю, идею о том,что созн-е есть св-во не всей,а только высокоорганиз.материи-мозга.В природе,по Черныш., нечего искать идей:в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами,в рез-те столкновения кот.и начи-нается жизнь природы.Обосновали принцип постояной эволюции общ.истории.Герцен:природа и чел.история вечно и непрерывно изменяются,они течение,прелив,движение, причем движ.происходит поср-вом борьбы 2 противопол. тенденций:возникновения и разрушения.Развитие идет через противоречия,борьбу нового со старым,отрицанием отжив-шего нарождающимся.Самобытным р.мыслителем был Лев Толстой.Подвергая критике общ-полит уст-во Р,Т.уповал на нравств.-религ.прогресс в созн-и чела.Идею истор.прогресса он связывал с решением? о назначении чела и смысле жизни,ответ на кот.должна дать созданная им истинная религия.В ней он признавал лишь этическую сторону, отри-цая богословские аспекты.Отказ от любой борьбы, непро-тивление злу,проповедь всеобщей любви.“Царство божие внутри нас”-он неприемлил обычное понимание бога. Всякая власть-насилие-отрицание гос-ва.Т.к.он отвергал борьбу,то упразднение гос-ва должно произойти путем отка-за каждого от выполнения общ.и гос.обязанностей. Достоевский.В своих общ.-пол.исканиях он пережил неск-ко периодов.Увлекался идеями утопического социализма. Затем в его взглядах произошел перелом,связ.с усвоением религ.-нравств идей Исповедывал идеи почвеничества,для кот.хар-но религ.ориентированность фил.осмысления судеб рус.истории.Всё истор.чел-во,с этой точки зрения,представ-лялось как борьба за торжество христ-ва.Р.народ-миссия, носитель высшей дух.истины.Одним из выдающихся р.фил. был Соловьев.На его взгляды боль.влияние оказала идеи неоплатонизма,средневек.мистицизма,нем.клас.ф-и и славя-нофилов.Общ.-истор.задача ф-и-спасение чела и чел-ва. Необходимо подготовить чела к восприятию христ. Ценно-стей.Центр.идея учения-идея положительного всеед-ва или “всеединого сущего”.Это всеед-во являет собой соверш. синтез истины,добра и красоты.Всеединое сущее-сфера абсол,божественного-обладает признаками безусловности и всецелости.Реальный мир-самоопределение или воплощение абсолютного,сущего.,посредник м/д ними-София(мудрость божия).Материальный мир находится в хаотическом состо-янии.Чел-во является центром всеобщего созн-я природы. Его роль-роль освободителя и спасителя природы. Чел-во - посредник м/д прир.и божетвом.Чел должен изменять при-роду до ее одухотворения.Отсюда цель мир.истории-ед-во бога и внебожественного мира,возглавляемого чел-ом. Нравств.смысл личности,являющейся связ.звеном м/д бож.и природными мирами,реализуется в акте любви к др. челу,к природе,к богу.Истинный предмет любви-Вечная Женствен-ность.В общ-ве идея“всеед-ва”раскрывается как богочел. союз людей,как некая вселенская церковь, объеди-няющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего.Залогом такого всеед-ва явл.объед-ние катол.и правосл.церквей.В истории р.ф-и идеализма С. ока-зал б.влияние на целую плеяду религиозно фил.мыслителей (Бердяев,Трубецкие,Флоренский,Франк),к-ые составили те-чение богоискательства со свойственным ему иррациона-лизмом,персонализмом и мистическим пониманием свободы и тв-ва.

 

25.Бел.ф-я. История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово о полку игореве,повесть временных лет.Выдающ.мыслителем в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитаниюВ лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию наци-он.самосозн-я.(зафиксировано в летопесях).В 14-16вв. формируется бел.народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотво-рным влиянием эпохи Возрож-я.Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит.роль принадлежала и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму.т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрица-ния самого Бога.Мысли Будного,направленные на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение мысли от церковных пут,имели для своего времени прогрессив-ное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог рефор-мационного движения.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу.,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов.В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры.Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси знасительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1.ре-лиг.-пол-кое.2.марксиское;3.нац.-возрожденческое. На-чиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.акже работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным.

 

№26. Б ытия. Люб.фил.рассуждение начинается с понятия о бытии,? о том,что такое бытие,постоянно присутствует в люб.философствовании.Он возник вместе с зарождением ф-и и будет постоянно сопровождать ее,пока будет сущ-ть мыслящее чел-во.Это вечный?. И глубина его содержания неисчерпаема. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании,о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия–синонимы.Бытие есть все то, что есть–«вся видимая же и неви­димая».Как утверждается Символом веры.Это и материальные вещи,и все процессы (физи.,хим.,геолог.,биолог.,соц.,псих.,дух.),это их св-ва, связи и отн-я.Плоды самой буйной фантазии,сказки, мифы,даже бред больного воображения–все это тоже сущ-ет как разновидность дух.реальности,как часть бытия.

Бытие в обыденном понимании–существование.

Бытие как фил.категория–не просто существование,а то, что гарантирует существование.

Почему бытие не называют существованием?Понятие существование наделяет предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку:«Ты для меня не существуешь». Бытие же имеет смысл«есть»,эта связка подчеркивает смысл существующего(Сидоров есть человек).

Аспекты бытия:

§ Что существует? Мир.

§ Где? Здесь и везде.

§ Как долго? Сейчас и всегда.

Следовательно мир есть и будет,правда док-ть это мы не можем.1. Признание существования или несуществования мира. Везде или нет–мир?Все ли пространство заполнено миром?Все существующее должно иметь предел.Нам проще представить мир безграничным,как только представим безграничным-?–где граница?Непротиво-речивое определение бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ».2. Мы воспринимаем мир единым и бесконечным. Все явления в мире конечны,а мир–бесконечен.Существование–предпо-сылка ед-ва мира.Если есть мы и природа–бытие-уже предпосылка ед-ва мира.Материальность,ед-во простран-ства и времени(Е=mc2).Тождество бытия:А=А-одно из фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в процессе наших рассуждений).3. Как все то,что сущ-ет в отдельности сущ-ет? Все то,что нас окружает–дей-сть,имеет ли оно логику существования или нет?(Мы выделяем растения и животные,т.к.нам это хо-чется или это разделение не зависит от нас).

Реальность:как мы эту дей-сть познаем.

Действительность:все то,что сущ-ет и дей-ет на нас.

Уровни бытия:

§ Бытие природы

§ Бытие общества

§ Бытие личности

Сферы бытия:

- Органическая сфера

- Неорганическая сфера

- Техносфера и т.д.

Формы бытия:

1.Вещей и процессов– естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир –на уровне элементарных частиц, макромир –на уровне человека, мегамир –дали.

Представлены первой и второй природой: Первая природа –существовала до чела,с ним и после него. Вторая природа –вечный мир,созданный челом.Чел создает вторую природу на основе законов первой природы.

2.Человека. Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных