Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место средневековой философии в духовной культуре общества. Эпоха средневековья хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию




Эпоха средневековья хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма. В римской империи зарождается новая христианская религия, главным мотивом которой духовное спасение человека, которое осуществляется после его смерти. Христианство – монотеистическая теория, в отличая от греческой или римской. Это обстоятельство делает ее достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, “Иисуса Христа”. Центральной проблемой средневековой философии выступает проблема божественного бытия – что есть Бог? Принято выделять две точки зрения:

1. Бог отождествляется с абсолютным разумом. Бог однажды создал совершенный мир, и происки дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия носят объективный характер, это универсальные реалии, которые предшествуют вещам. Это направление получило название средневекового реализма, представителями которого были Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский

2. Бог есть абсолютная воля, который постоянно творит, делая его более совершенным, а дьявол препятствует ему в этом. Здесь бог подобно мастеру все более совершенствует свое творение. В этом случае вещи - божественного происхождения, а понятия о них – простые имена. Эта точка зрения получила название номинализм, наиболее яркими представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви.

Начиная с 11 – го века в Европе начали появляться первые университеты, в кот. были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг (схоластика).

Но несмотря на религиозную мистику, “время мракобесия”, философия средневековья – это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.

 

7. Философия эпохи Возрождения и её основные черты.

 

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания, воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

1. Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

2. Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт (“Я мыслю, значит я существую”), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

 

8. Философия Нового времени и её основные особенности.

17 в. -эпоха бурного развития буржуазного общества. В 17 в. Научные знания окончательно отделились от философии, а ведущей проблемой философии явл. Метод познания Проблема метода представлена в 2 познаниях: 1) эмпиризм (опыт). 2) рационализм - Декарт. Философия Бэккона. Лорд-канцлер Англии, «Новый органон наук», «Новая Атлантида». Начинает с великого восстановления наук, он предлагает новую классификацию научного знания в соответствии с человеческой душой Первым видом наук явл науки основанные на памяти (естественные, гражд История) Вторые науки основаны на воображениях (поэзия) Третьи науки основаны на разуме (философия). Теологию нельзя назвать наукой. Метод Бэккона - метод эмпирической индукции (опытное) Индукция предполагает движение от фактов опытов к их обобщению на уровне разума. Опыт - частное -разум (общие), фиксирует наличие заблуждения в познании. Эти заблуждения явл. Идолами: 1) идолы рода - всеобщие ошибки заблуждения в познании Они выступают из ограниченности чел. Опыта и разума - Вера, верить всегда легче чем познавать 2) идолы пещеры - индивидуальные ошибки заблуждения связанные с различным образованием и воспитанием людей. 3) идолы рынка - ошибки и неточности в познании связанные с неправильным использованием языка (а) слова многозначимы, б) мысль не всегда может быть адекватна выражена словами. 4) идолы театра - гипостизирование понятий, т е. наделение понятий реальным статусом (вера вложенная в авторитет Первые два типа заблуждения устраняются в качестве эксперимента, вторые два при помощи индукции. Согласно Бэккону знания -сила, мы можем ровно столько - сколько знаем. Декарт - я мыслю следовательно существую. «правила для руководства ума», «первоначало философии». Метод декарта метод рациональной дедукции. Дедукция - разложение. Декарт начинает с требования универсального метода мышления сомнения. Сомневаться нужно во всем. А с другой стороны надо найти то существование, чего мы сомневаться не можем. Следовательно я сомневаюсь в существовании всего, но в том что сомневаюсь я сомневаться не могу. Я сомневаюсь - Я мыслю - Я Существую. Солипсизм - философ позиция в соответствии с которой реально существует мыслящий Я, а мир существует как содержание этого мышления Декарт вводит понятие Бога, опираясь на антологические аргументы. Только совершенное существо (Бог) может поселить сознание в несовершенное существо (людей), идею существования совершенного существа. Декарт явл сторонником врожденных идей. В отношении субстанции Декарт стоит на позиции дуализма: духовная субстанция, ее свойства мышления, телесная - свойства протяженность.. Духовное исключает проявление материального, а телесное исключает проявление духовного.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных