Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика соц-ного детерминизма. Соц-ная закономерность и сознательная деят-ть людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общ-ного развития.




Соц-ный детерминизм – жесткая предопределенность соц-ных явлений объективными, вне чел-ка положенными факторами и причинами. Фатализм - учение о том, что всякая деят-ть, всякий факт жизни чел-ка и общ-ва в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине (оккультные учения, астрология).Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеят-ти явл. воля. Субъекты как участники истор-кого процесса, движущие силы - те участники истории, кот. в конкретный период занимают ведущее, значительное место в общ-ве, именно от их деят-ти зависит направленность общ-ного развития. Субъекты и движущие силы истории - народные массы, классы, личности. Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деят-ти людей. Соц-ные действия, протекающие под влиянием соц-ных законов, наз. соц-ной деят-тью. Соц-ная деят-ть непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деят-ть людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные соц-ные процессы. Естественным в общ-ве считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с чел-скими усилиями и устремлениями.

 

40. Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Шпенглер. Каждая социальная целостность, "культура" в его терминологии, является уникальным организмом, который расцветает, подобно полевому цветку, на строго ограниченной местности, к которой он остаётся привязанным навеки. Каждая культура имеет свою душу - некое первоначало, из которого развёртывается всё богатство конкретных социальных явлений. Душа уникальна, следовательно, линейная схеме истории, считал Шпенглер, должна быть заменена на другую историческую реальность, где разнообразие превалирует над единством. Душу культуры, своеобразную программу развития социального организма, нельзя описать прямо, о ней можно судить о её проявлениям. Ритм, такт, повадка - вот проявления культуры. Например, для античной культуры характерным является "евклидовое переживание телесности", отсюда - преобладание пластики в искусстве и геометрии., отсюда - "скульптурные" идеи Платона и обозримые формы города-государства. Европейская культура вырастает из третьего измерения, из времени. Отсюда - доминирование музыки в искусстве, одиночество в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую культуру, культуру майя, Греко-римскую, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития. В процессе развития каждая культура проходит три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Культура уникальна, цивилизация же - утрата индивидуальности. Английский историк и социолог Тойнби рассматривает человечество как совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации, по его мнению, является устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные прежде всего в религии. Нетрудно заметить, что, в отличие от Шпенглера, для Тойнби культура -не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Тойнби, оставаясь сторонником замкнутых, локальных цивилизаций, считает возможным их слияние в будущем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных