Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Аристотеля – вершина античной философии.




Аристотель основал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Его учение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает метафизику и «второй философии» - физику. Мета-физика – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как исследовать причины первых или высших начал, познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи (впервые в философии это понятие ввел Аристотель) и форме философ рассматривает два начала вещи (вещь = материя + форма). Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).

Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека. Душа присуща всем предметам живой природы. Имеются три различных уровня (или вида) души: растительный, чувственный и разумный.

Познание Аристотель рассматривал как процесс глубокого постижения бытия, выделял следующие его ступени (познания): ощущение, представление, опыт, искусство и наука.

Цель жизни человека философ видел в достижении добродетели. Гарантия добродетельной жизни заключается в том, чтобы избегать чрезмерной роскоши и полного отречения от земных благ.

Для философского наследия Аристотеля характерны системность и энциклопедичный охват проблем. Разработанный Аристотелем понятийный аппарат и в наше время пронизывает философский лексикон, а так же современный стиль научного мышления (история вопроса, «постановка проблемы», аргументы «за и против» и т.д.).

 

Основные направления в философии эллинизма и Древнего Рима.

В III веке до н.э. античный мир вступает в период постепенно наступающего кризиса

рабовладельческого общества. Отражением этого кризиса в послеаристотелевской философии стало обращение мыслителей к морально – этическим проблемам. Эта особенность четко прослеживается в трех ведущих направлениях эллинистической философии – стоицизме, скептицизме и эпикуреизме.

Философское направление - стоицизм просуществовало с III века до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стои (Афины), их жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Стоицизм как учение вобрал в себя многое из предшествующей греческой философии.

Скептицизм настоятельно рекомендовал воздерживаться от каких бы то ни было утвердительных суждений. А поскольку суждения выступают как основания для действия, следствием воздержания от суждений становится воздержание от действий.

Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Им была основана своя школа - «Сад Эпикура», источником философского учения которого явилось учение милетской школы о первооснове всего сущего, диалектика Гераклита, учение о наслаждении. Эпикур стал продолжателем традиций атомистического учения, дополнив его понятиями: атомного веса, криволинейности, случайности движения атомов и др. В теории познания он отстаивал сенсуализм, безгранично доверяя показаниям органов чувств и не доверяя разуму. Как и стоицизм, эпикуреизм большое место в своей философии отводит этическому учению. Главным принципом, целью жизни человека объявляется наслаждение, удовольствие. Средством в борьбе со страданиями, способом достижения спокойствия души (атараксии) и счастья (эвдемонии) Эпикур считает следование сущности разумных человеческих моральных требований.

Целостную атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг. до н.э.), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи (цвет, вкус, запах, и т.п.). Цель философии Лукреций Кар видел в том, чтобы указать личности путь к счастью, избавить ее от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья он считал познание.

Таким образом, несмотря на множество школ и направлений, концепций и учений, античная философия в целом характеризуется такими чертами, как онтологизм, космоцентризм, стихийно-диалектическое истолкование природы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных